Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика по охране окружающей среды, экологии и здоровью человека в России и других государствах






В России с 1994 г. составляются планы действий Правительства Рос­сийской Федерации в области охраны окружающей среды и природо­пользования. Эти планы основаны на решениях Комиссии ООН по устойчивому развитию (ЮНСЕД) и проекта «Окружающая среда для Евро­пы». Планы действий включают в себя целевые экологические програм­мы и законодательные инициативы Правительства РФ.

4 февраля 1994 г. Президентом Российской Федерации был утверж­ден Указ №236 «О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития».

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440 утвержден документ «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию».

Этим документом были подтверждены основные положения государ­ственной стратегии России по охране окружающей среды и обеспече­нию устойчивого экологического безопасного развития в условиях ры­ночных отношений, охране среды обитания человека, оздоровлению (вос­становлению) нарушенных экосистем, участию России в решении глобальных экологических проблем.

В настоящее время следует отметить, что сам термин устойчивое раз­витие имеет неоднозначную оценку, несмотря на то, что уже сейчас он перекочевал со страниц научных журналов в экономические, экологи­ческие и политические издания.

В то же время в обращении к участникам Форума Рио+5 в Бразилии, организованном в марте 1997 г. Советом Земли, Российский академик Н.Н. Моисеев сказал:

«Мне кажется, что концепция «устойчивого развития» - одно из опаснейших заблуждений современности, особенно в том виде, как она интерпретируется политиками и экономистами, которые вольно или невольно подразумевают допустимость или приемлемость продол­жения развития, происходящего на нашей планете в настоящее вре­мя. Эта концепция породила определенные иллюзии, в известной сте­пени успокоившее общественное мнение. Усилия государств и обще­ственных движений были переведены в рамки чисто практических, локальных мероприятий, очень важных, конечно, но не способных ка­чественно изменить планетарную экологическую обстановку».

По мнению академика Н.Н. Моисеева, человечество в начале неолита могло бы исчезнуть с лица земли подобно тому, как исчезали отдельные популяции, нарушившие равновесие присущих им экологических ниш. Люди, научившись эффективно охотиться, стали гораздо быстрее унич­тожать, в сравнении с воспроизводством, стада мамонтов и крупных копытных. В результате возник первый глобальный экологический кри­зис. Однако люди сумели выйти победителями из него, научившись зем­леделию и скотоводству. Экологическая ниша качественно расширилась, и человеческий род продолжился.

Но как мы выше отмечали, по данным многих исследователей, мир на пороге уже глобального экологического кризиса, вызванного, глав­ным образом, превалирующим развитием и нескоординированностью международных сообществ в сфере рационального природопользования, в том числе, с заботой о будущих поколениях людей.

Чтобы жизнь на земле и дальше продолжалась, человечество должно принять все необходимые меры по ускорению научно-технического про­гресса для обеспечения:

- опережающего роста производства экологически чистых продук­тов питания в сравнении с ростом населения за счет повышения продук­тивности сельскохозяйственных угодий, расширения использования ре­сурсов лесов, морей и океанов, а также нетрадиционных источников;

- постепенной замены невозобновляемых природных ресурсов по мере их истощения нетрадиционными источниками удовлетворения ана­логичных потребностей человечества.

Анализ имеющихся материалов показывает, что наибольшую долю в нарушение биосферы вносят высокоразвитые страны мира. Именно эти страны должны нести экономическую ответственность за чрезмерное потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей природ­ной среды.

По данным Международной конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Женейро (1992), каждый ребенок, родившийся в раз­витых капиталистических странах, потребляет в 20-30 раз больше ресур­сов планеты, чем ребенок в странах третьего мира. Для сравнения приве­дем потребление некоторых видов сырьевых товаров на душу населения в США и Индии (таблица 15-1).

Таблица 15-1 Потребление некоторых видов сырьевых товаров на душу населения в США и Индии в 1996 г.

Наименование Единица ______ Страны

сырьевых товаров измерения США Индия
Нефть (с конденсатом) т 2, 644 0, 084
Природный газ Тыс. м3 2, 343 0, 021
Уголь т 2, 888 0, 22
Уран г 0, 718 0, 277
Железная руда т 0, 304 0, 038
Первичный алюминий Кг 20, 532 0, 616
Рафинированная медь Кг 9, 995 0, 15
Рафинированный свинец Кг 6, 183 0, 111
Рафинированный цинк Кг 4, 616 0, 229
Рафинированное олово Кг 0, 17 0, 0013

Если бы объем потребления природных ресурсов и выбросов загряз­няющих веществ в окружающую среду на душу населения во всем мире был таким, как в США, человечество на Земле, пожалуй, прекратило свое существование. По сути дела тем, что человечество еще не вырож­дается, мы во всем обязаны развивающимся странам.

Для того, чтобы развиваться, богатые страны используют экологи­ческую нишу бедных стран, народы которых прозябают в нищете и ведут борьбу за выживание. В настоящее время все чаще высказывается мне­ние, что за это бедные страны должны получать своеобразную «арендную плату» в виде налогов, часть которых через Фонд ноосферного раз­вития направлялась бы на оказание им финансовой помощи. Это будет способствовать уменьшению разрыва в уровне жизни между богатыми и бедными странами и, следовательно, к достижению одной из целей ново­го мирового порядка.

При новом мировом порядке в особую группу должны быть выделе­ны планетарные природные ресурсы. Они должны быть разделены на две

группы.

Первая группа — природные ресурсы, не попадающие ныне под юрис­дикцию государств (ресурсы мирового океана, космическое простран­ство, Арктика и Антарктика и др.). Эти ресурсы являются собственнос­тью всего мирового сообщества, и каждый человек планеты должен иметь равную долю благ, полученных от них. Поэтому за пользование этими ресурсами должна быть установлена соответствующая плата, взиматься в МФНР и использоваться на благо всего человечества.

Вторая группа — природные ресурсы, попадающие под юрисдикцию отдельных государств. К этой группе относятся те природные ресурсы, которые без ущерба для удовлетворения в них внутренней потребности, могут использоваться на благо мирового сообщества. Количество таких ресурсов должно определяться самой страной. Они должны быть:

1) оценены по общепризнанной мировым сообществом методике;

2) взяты на государственный баланс данной страны как часть нацио­нального богатства;

3) застрахованы от возможных негативных рисков, в том числе с уча­стием международных страховых структур.

Данное высказывание вполне справедливо, и невозможно предста­вить без новых политических решений, соответствующей законодатель­ной базы и ряда ограничений на национальных и глобальных уровнях возможность эффективного решения проблем устойчивого развития.

Многочисленные программы и проекты по охране окружающей сре­ды, которые принимались и реализовывались на региональных и локаль­ных уровнях после стокгольмской конференции (1972) оказались недо­статочными и малоэффективными, так как не повлияли на темпы разви­тия отрицательных глобальных изменений окружающей среды.

Основной причиной, не позволяющей повысить эффективность при­родоохранных мер, является рост населения и его потребностей, которые удовлетворяются на базе расширения потребления и разрушения биоты с использованием определяющего развития энергетики.

Абсолютно все глобальные тенденции ухудшения экологической си­туации распространяются на территорию России. Более того, Россия вы­ступает как один из регионов, вносящих существенный вклад в разви­тие, сохранение и усиление отрицательных глобальных экологических тенденций. Кроме того, природные особенности России, такие в частно­сти, как большие площади заболоченных земель, а также вечной мерз­лоты, по-видимому, способствуют усилению некоторых антропогенных воздействий, увеличивая выбросы загрязнителей в результате разруше­ния естественных сообществ организмов и деградации среды в этих

регионах.

Проведенный в последние годы анализ целого спектра нарушений и деформаций окружающей среды на территории бывшего СССР позво­лил выявить районы с наиболее сильными изменениями и составить кар­ту распространения этих районов.

В то же время Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. На ее территории сосредоточено 34% мировых запасов природного газа; 13, 7% нефти; 23, 9% железных руд; 22% лесных ресур­сов; более 20% пресных вод. У нас имеются большие запасы биологи­ческих ресурсов, золота, алмазов, цветных и редких металлов. Земель­ный фонд России составляет 1709 млн га, что значительно превышает площадь других государств мира. Кроме того, на ее территории располо­жено значительное количество объектов общемирового и общенациональ­ного достояния, имеющих особое природоохранное, научное, рекреаци­онное и оздоровительное значение. По масштабам многих видов природ­ных ресурсов Россия может соперничать с такими континентами, как Европа, Северная, Южная и Центральная Америка, Австралия, и во мно­гих случаях существенно их превосходит. Россия - это страна с природ­ными ресурсами планетарного значения.

Тем не менее на фоне глобального экологического кризиса на терри­тории России имеет место жестокий региональный экологический кри­зис с часто встречающимися локальными деформациями природной сре­ды, имеющими характерные масштабы порядка 10-15 тыс. км2 - в сред­нем, - по одной на каждые 70 тыс. км2 территории. Нередко отдельные ареалы с сильными локальными нарушениями среды сливаются, обра­зуя крупные территории нарушения среды. Жестокий экологический кризис в России усугубляется социальными и экономическими дефор­мациями.

 

 

 

В России в течение ряда десятилетий сформировалось ресурсоемкое и энергоемкое хозяйство, так как развиваемые отрасли промышленности требовали много металла, энергоносителей и других ресурсов, что яви­лось одним из основных факторов глубоких нарушений природной сре­ды. Россия вносит в загрязнение окружающей среды вклад, подобный вкладу развитых стран: большие выбросы парниковых и токсичных га­зов, широкое разнообразие наименований вредных веществ, поступаю­щих во все среды, накопление загрязнений в водоемах, почве, растительности, утечки радиоактивных веществ. В то же время, в России силь­ная деформация окружающей среды идет и по типу развивающихся стран: происходит быстрая деградация земель, сокращается площадь лесов, истощаются минеральные природные ископаемые. В результате природа России несет как бы двойную нагрузку - и как развитой, и как развива­ющейся страны (табл. 15-2).

Такие отрасли, как энергетика, добыча сырья, производство искусст­венных материалов, металлургическая, химическая и нефтехимическая промышленность, оказываются наиболее экологически опасными, а их сосредоточение в одном месте создает опасное территориально-отрасле­вое сочетание. Экологически опасные территориально-отраслевые соче­тания широко распространены в Уральском регионе, Поволжье, на Коль­ском полуострове, на юге Сибири.

На этапе структурной перестройки хозяйства нельзя ожидать ни зна­чительных государственных вложений в решение экологических проблем, ни улучшения уровня и качества жизни населения. Для обеспечения ес­тественного прироста населения на каждый 1 % прироста требуется уве­личение валового национального продукта на 2% (демографическая ком­пенсация).

В этих сложных условиях структурной перестройки хозяйства необ­ходим выбор разумной экологической стратегии на переходный пери­од, так как именно в этот период будут закладываться основы тех эко­логических условий жизни населения России, с которыми она войдет в XXI век.

Для перехода России в ноосферный путь развития группой ученых разработана и предлагается российскому обществу новая стратегия эко­номической реформы, ключевыми моментами которой являются:

1. Включение показателей экономической оценки природных ресур­сов в систему социально-экономических отношений в обществе и на­циональных счетов

Важным шагом в этом направлении является экономическая оценка природных ресурсов в реальном денежном выражении и заключение дан­ной оценки в систему социально-экономических отношений в обществе.

Экономическая оценка необходима для:

— выбора оптимальных параметров эксплуатации природных ре­сурсов;

- отражения стоимости природных ресурсов в структуре националь­ного богатства (с учетом открытости мирового рынка);

- учета денежной оценки природных ресурсов приватизации;

- установления платежей за нерациональное использование природ­ных ресурсов;

- определения стартовой цены при проведении аукционных торгов за право пользования природными ресурсами;

- учета денежной оценки природных ресурсов при разделе про­дукции;

- решения многих других задач, связанных с рациональным исполь­зованием природных ресурсов и развитием нашей экономики.

Природные ресурсы должны стать главным экономическим активом нашей страны.

2. Коренное изменение налоговой системы

Существующая налоговая система ущербна для нашей страны. Она носит чисто фискальный характер и никакой стимулирующей роли не играет. Кроме того, в ее недрах созданы условия для вывоза капитала (природной ренты) за рубеж, сокрытия налогов и других экономических преступлениях. Поэтому она должна быть коренным образом пересмот­рена.

Новая налоговая система должна базироваться на следующих прин­ципах:

- природная рента (доход, получаемый без затрат труда и предприни­мательской деятельности в результате эксплуатации природных ресурсов по качеству, местоположению, естественным и экологическим условиям производства) принадлежит каждому гражданину России и в равной сте­пени должна взиматься, в целях выхода из кризиса, в бюджет и расходо­ваться на социально-экономические и другие нужды общества;

- все то, что человек заработал своим трудом и посредством сбере­жений, считается принадлежащей ему собственностью. Этот доход не должен облагаться налогом с целью перераспределения в пользу других;

- возмещение физическими и юридическими лицами упущенной вы­годы общества в результате потребления топливно-энергетических и дру­гих материальных ресурсов сверх установленных нормативов (стандар­тов), либо при изъятии территорий в государственных и иных целях;

- обеспечение государством гарантированного поступления и расхо­дования финансовых средств на охрану и воспроизводство природных ресурсов с целью обеспечения неистощительного природопользования;

- изъятие части доходов от экспорта и импорта товаров с помощью таможенных пошлин и сборов, и использование этих средств по целево­му назначению в области природопользования и охраны ресурсов.

Указанные принципы могут быть реализованы в практике путем вве­дения следующих видов налогов, платежей и пошлин:

- природно-ресурсный налог (природная рента);

- налог на потребление топливно-энергетических и других материаль­ных ресурсов сверх установленных нормативов (стандартов);

- платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов;

- экологический налог;

- платежи за нерациональное использование природных ресурсов и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружа­ющую природную среду, складирование отходов;

- акцизы на отдельные виды товаров и услуг;

- государственные пошлины;

- таможенные пошлины.

Введение природно-ресурсного рентного налога, как предлагают ав­торы, позволит России первой в мире перейти на более совершенные социально-экономические отношения в обществе, реализуя многовеко­вую идею философов, ученых и религиозных деятелей - неотъемлемое право каждого члена общества на природные ресурсы всей страны и на равную долю благ, получаемых от них. Это можно осуществить лишь тогда, когда люди получат возможность использовать землю и природ­ные ресурсы на правах долгосрочной аренды в обмен на уплату обще­ству дифференциальной природной ренты. По сути дела природные ре­сурсы в этом случае переходят в гражданскую собственность. При этом природная рента становится основным источником роста общественного благосостояния народа.

Если каждый будет выплачивать ренту, соответствующую местополо­жению и качеству природного ресурса, конкуренция на рынке станет бо­лее честной, никто не будет иметь преимуществ, если только они не полу­чены благодаря его способностям и уму. В этом случае общество имеет возможность перейти на систему налогообложения, при которой зара­ботная плата и прибыль целиком останутся рабочим и капиталу. Это будет заработный доход, на который не должно покушаться государство, по­скольку появится новый источник пополнения бюджета- природная рен­та (помним - 75% от ВВП). В результате этого возникнут условия, стиму­лирующие повышение эффективности производства и обеспечивающие справедливое распределение благ, получаемых от использования при­родных ресурсов.

Природная рента может быть определена расчетным путем или по­средством аукционных торгов на основе сумм, которые готовы платить физические и юридические лица за право пользования природными ре­сурсами и исходя из установленной ценности природного ресурса с уче­том спроса на международном рынке.

Расчетным путем природная рента определяется как разность между прибылью, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты пред­лагаемых авторами налогов (платежей), и нормальной прибылью, обес­печивающей развитие данного производства в рыночных условиях хо­зяйствования.

Платежи на охрану и воспроизводство природных ресурсов вводятся с целью финансового обеспечения неистощительного использования во­зобновляемых природных ресурсов и необходимого прироста запаса по­лезных ископаемых.

Размер предлагаемых платежей должен быть таким, чтобы собранных средств было достаточно для реализации Федеральной целевой програм­мы (ряда программ) по охране и воспроизводству природных ресурсов. Если предприятие или организация осуществляет затраты на охрану и воспроизводство природных ресурсов, то на эту сумму уменьшаются данные платежи.

Таким образом, с помощью предлагаемой системы налогообложения может быть создана замкнутая система гарантированного финансирова­ния охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Десятилетия неэффективного использования природных ресурсов создали в нашей стране значительный неиспользованный потенциал ре­сурсосбережения. Так, потенциал энергосбережения составляет в насто­ящее время 40-45% современного энергопотребления. Одна треть этого потенциала, использование которого обходится дешевле, чем увеличение добычи топлива, сосредоточена в ТЭКе (главным образом, в энергетике и теплоснабжении). Вторая треть находится в промышленности, почти 20% - в коммунально-бытовом секторе и еще 10% - на транспорте. Ана­логичная ситуация складывается и с другими ресурсами.

Для стимулирования ресурсосбережения необходимо:

- установить нормативы (стандарты) на потребление топливно-энер­гетических и других материальных ресурсов на единицу продукции по предприятиям на уровне лучших мировых достижений;

— ввести налог за сверхнормативное потребление указанных ре­сурсов.

Предлагаемый налог с экономической точки зрения оправдан. Умень­шая потребление сырья на единицу продукции, тем самым сокращается количество вводимых в эксплуатацию природных ресурсов, вытесняя из народно-хозяйственного баланса худшие из них. В результате этого сред­ние затраты на производство единицы первичного природного сырья уменьшаются. Поэтому предприятия, допускающие перерасход топлив­но-энергетических и других материальных ресурсов сверх установлен­ных нормативов (стандартов), должны возместить обществу упущенную выгоду в результате удорожания первичного природного сырья.

Экологический налог предполагается вводить в целях создания бла­гоприятной среды обитания.

Существующие экономические инструменты защиты природы далеки от совершенства и практически не стимулируют снижение загрязнения окружающей природной среды.

Предприятиям сейчас гораздо выгодней платить за загрязнение окру­жающей природной среды и не вкладывать средства в природоохранные мероприятия.

Такое положение может рассматриваться как серьезная деформа­ция нормального рыночного механизма, в результате которого, с од­ной стороны, ухудшаются показатели хозяйственной деятельности пред­приятий в связи с экологическими издержками на охрану субсидиро­вание загрязнений за счет экономии на затратах по предотвращению загрязнений.

При данной системе налогообложения как минимум должны возме­щаться экологические затраты на проведение природоохранных меро­приятий.

В качестве объектов налогообложения предлагается принять:

- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных или передвижных источников;

- сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные вод­ные объекты;

- размещение отходов (токсичных и нетоксичных);

- производимые шум, вибрация, электромагнитные, радиационные и иные виды вредного воздействия на окружающую природную среду;

- иную экологически опасную продукцию.

Экологический налог на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия на природную среду должны устанавливаться в рамках предельно допустимых нормати­вов (стандартов), направляться в бюджет и использоваться на социаль­но-экономические нужды общества.

Платежи за загрязнение окружающей природной среды сверх уста­новленных нормативов и лимитов используются на финансирование при­родоохранных мероприятий.

3. Создание системы экологических ограничений на хозяйственную деятельность

Природа наша прекрасна и щедра, но она хрупка и очень тонко сба­лансирована - существуют пороги, через которые нельзя переступить, чтобы не допустить гибели природных систем и избежать экологической катастрофы. В наше время мы уже подошли вплотную ко многим из по­рогов. Поэтому важной задачей при переходе к новой модели развития общества является формирование и конституционное обеспечение систе­мы экологических ограничений на хозяйственную деятельность, в рам­ках которых должно осуществляться развитие и размещение производ­ственных сил (Лукьянчинков Н.Н., Уштин А.А., 2001).

В основу экологических ограничений должны быть положены:

- критические (предельные) нагрузки (индивидуальные и интеграль­ные) антропогенных воздействий на отдельные территории, природные системы, животный и растительный мир региона;

- предельно допустимые объемы изъятия отдельных видов природ­ных ресурсов из экосистем;

- лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружаю­щую среду на заданной территории (по отдельным субъектам Российс­кой Федерации);

- стандарты и лимиты на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду и потребление материальных ресурсов по предприя­тиям;

- международные переговоры.

Такая система нормативов при условии создания надежной информа­ционной базы о состоянии окружающей среды должна сыграть исклю­чительно важную роль в управлении природопользованием. На основе указанных выше информационной и нормативной базы должна осуще­ствляться разработка и взимание платежей (налогов) за загрязнение окружающей среды.

Кроме экологических ограничений должны учитываться ограничения на изъятие природных ресурсов. Последние ограничения могут быть пред­ставлены двумя видами.

Первый вид ограничений представляет собой предельно допустимый уровень изъятия природных ресурсов из экосистемы, превышение кото­рого ведет к деградации всей экосистемы.

Второй вид ограничений представляет собой предельно допустимый уровень изъятия отдельных видов животного и растительного мира из экосистемы, при котором не подрывается их популяция и сохраняется целостность естественно сложившихся сообществ.

Биологические ресурсы должны использоваться лишь в пределах природной способности к восстановлению.

4. Создание экологизированной системы подготовки и принятия решений

Данная система по мнению авторов должна обеспечить принятие та­ких хозяйственных решений, реализация которых не приведет к небла­гоприятным экологическим, социально-экономическим и другим послед­ствиям.

Важнейшим элементом этой системы является оценка воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности (ОВОС). Такая оценка проводится с целью предотвращения деградации окружа­ющей природной среды, восстановления нарушенных в результате пре­дыдущей хозяйственной деятельности природных систем, обеспечения эколого-экономической сбалансированности будущего хозяйственного развития, создания благоприятных условий жизни людей, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой дея­тельности.

На этой основе должны готовиться межрегиональные договореннос­ти (соглашения) и международные договоры.

В настоящее время основной причиной трудности реализации экологи­ческих программ служит отсутствие инфраструктуры для решения эко­логических проблем. Необходима система специальных экологических законодательных актов и «экологизация» всего законодательства России. Задача формирования правовой основы экологической деятельности пока не решена, хотя она имеет первостепенное значение при решении эколо­гических проблем и реализации экологических программ.

Через законодательные акты должен быть решен вопрос экономичес­кого обеспечения решения вопросов природопользования и охраны

окружающей среды. Иными словами, через систему законодательных актов должна быть сформирована инфраструктура финансового обеспече­ния решения экологических проблем.

На законодательных актах должна базироваться система сбора, хра­нения, обработки и распространения экологической информации, следу­ет определить те структуры, которые обязаны вести наблюдения за состо­янием окружающей среды, контролирующие структуры, определив дос­туп к экологической информации для общественных организаций. Таким образом, должна быть сформирована наблюдательная инфраструктура с упором на региональные и локальные системы мониторинга, так как эко­логические проблемы специфичны и обычно имеют строгую географи­ческую локализацию. Только часть компонентов требует создания все­объемлющего мониторинга, или глобального мониторинга.

На основе законодательных актов должна быть сформирована инфра­структура по информированию общественности о состоянии природной среды на разных уровнях, экологических катастрофах, защите от них, а также по экологическому просвещению, воспитанию и образованию и, наконец, учету общественного мнения.

Если говорить об «экологизации» законодательства России, то это важнейшая задача, решение которой открывает путь устойчивого разви­тия государства. Несмотря на то, что в современных условиях законода­тельная и исполнительная власть вынуждены думать о ближайшем буду­щем и даже о сегодняшнем дне, тем не менее в законы, влияющие на будущую экологическую ситуацию, нужно вкладывать такое содержа­ние, которое обеспечивало бы устойчивость окружающей среды в буду­щем. Поэтому все законы, относящиеся к формам собственности, ре­сурсам, науке, образованию и т.п., должны формироваться с учетом эко­логического системного подхода.

Мировой опыт показывает, что развитые страны мира с рыночной эко­номикой берут решение экологических проблем в свои руки через сис­темы законодательных актов и исполнительные структуры, которые при­званы вместе с судебной системой обеспечивать выполнение законов, финансируют крупные экологические проекты и научные разработки, контролируют исполнение законов и финансовые затраты. В этих странах многие экологические законодательные акты имеют прямое действие.

Таким образом, важнейшей программой, которая необходима в Рос­сии, должна быть программа по созданию инфраструктуры, в первую очередь правовой, для решения проблем охраны и восстановления нарушенной природной среды, экологии и здоровья человека. Составление и реализация подобной программы не потребует крупных вложений, так как существуют органы, которые по своему статусу должны ее реализовывать -Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и др.

Основные права и обязанности человека определены в общественном экологическом кодексе «Человек и Земля». В нормах экологического бытия определено:

• каждый человек имеет равные права с другими людьми на здоро­вую среду обитания и природные экологические ресурсы, необходимые для жизни и достойного существования;

• необратимые разрушения природной среды - аморальное деяние и преступление нарушающее экологические права человека;

• будущие поколения людей имеют равные права с ныне живущими на здоровую природную среду. Каждый человек несет свою меру ответ­ственности перед потомками за невосполнимый ущерб, причиненный природе;

• каждый человек несет моральную ответственность за сохранение природной среды, сохранение жизни на Земле и экологическое воспита­ние подрастающего поколения;

• каждый человек имеет право на экологический контроль и досто­верную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим пра­вонарушением;

• решения, влияющие на состояние природной среды на какой-либо территории, не могут быть приняты без участия экспертов и населения, проживающего на этой территории;

• защита конституционного права граждан на здоровую среду обита­ния - обязанность законодательных и исполнительных органов власти всех уровней и правозащитных организаций.

Выработанные государственными и международными организациями международно-правовые принципы реализованы в ряде международных договоров и конвенций, направленных на решение проблем глобальной охраны природных сред и оптимизации экологии человека.

В 1972 г. конференцией ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, направленная, в част­ности, на обеспечение твердых государственных гарантий охраны уни­кальных и типичных природных образований (заповедников, национальных парков, резерватов, памятников природы. В соответствии с Конвенцией природные объекты, представляющие уникальную ценность для настоя­щих и будущих поколений, принимаются на международный учет.

Декларация правовых принципов деятельности государств по исполь­зованию космического пространства, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1963 г.) и Договор о принципах деятельности государств по иссле­дованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (1967 г.) определили, что Космос - достояние че­ловечества; недопустимо национальное присвоение частей космическо­го пространства; использование космического пространства исключи­тельно в мирных целях; недопустимо вредное воздействие на Космос и загрязнение космического пространства.

Как известно, Мировой океан, включающий моря и океаны планеты, занимая 71% территории Земли, сосредотачивает в себе 96% воды зем­ного шара и оказывает ведущее влияние на формирование климата и ат­мосферы нашей планеты.

Одной из мер, направленных на поддержание равновесия в биосфере и предупреждения вреда природной среде и здоровью человека, стала Международная Конвенция, заключенная в 1957 г. (с внесенными в нее в 1962, 1965, 1971 гг. поправками). Согласно данному документу запре­щен слив нефти, нефтепродуктов и других веществ, загрязняющих море и опасных для здоровья человека.

В 1972 г. участники Лондонской Конвенции по предотвращению за­грязнения моря сбросами отходов и других материалов, дополненной в 1978 г., договорились о взаимодействии по эффективной борьбе со все­ми источниками загрязнения морской среды, которые могут повредить живым ресурсам и жизни в море, нанести ущерб зонам отдыха и т.д.

В первую очередь действенность мер должна относиться к таким за­грязнителям, как хлорорганические соединения, ртуть и ее соединения, кадмий и соединения кадмия, нефти, дизельному топливу, смазочным маслам, гидравлическим жидкостям. Договор о запрещении испытания ядерного оружия в трех сферах (1963 г.) не допускает производство любого взрыва в территориальных водах, открытом море, под водой, если он приводит к выпадению радиоактивных осадков.

В рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) действует 10 региональных программ по охране от загрязнения Балтийского, Сре­диземного, Красного, Восточно-Китайского, Южно-Китайского и дру­гих морей.

Конвенция о запрещении военного или любого враждебного воз­действия на окружающую природную среду (1977 г.) обязывает ее уча­стников не прибегать к военному или любому иному враждебному ис­пользованию средств воздействия на природную среду, которые бы по­влекли долгосрочные или серьезные последствия, разрушения, причинение вреда.

Учитывая большую опасность для экологической обстановки транс­граничных загрязнений атмосферы (двуокись серы, серная кислота, суль­фаты и т.д.), государствами Европы с участием СССР под эгидой ООН в 1979 г. была заключена Конвенция о трансграничном загрязнении возду­ха на большом расстоянии, предусматривающая постепенное сокраще­ние вредных выбросов на территории стран-участниц договора.

На Венской встрече министров иностранных дел (1986 г.) было при­нято решение о сохранении до 1995 г. выбросов углекислого газа и дву­окиси серы на 30-50%, что может позволить приостановить отрицатель­ные воздействия на климат и погоду, сократить число кислотных дож­дей, уменьшить вредное влияние на здоровье человека.

Важно также обратить внимание на Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удаления, которая в нашей стране ратифицирована Федеральным законом «О ратификации Базельской Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опас­ных отходов и их удалении» №49-ФЗ от 24 ноября 1994 г.

С целью реализации Базельской Конвенции и Федерального закона Правительство Российской Федерации Постановлением «О государствен­ном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отхо­дов» № 766 от 1 июня 1996 г. утвердило Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов и ввело его в действие с 1 января 1997 г.

Рассматривая проблемы охраны окружающей среды и решение воп­росов оптимизации экологии человека, следует отметить, что в различ­ных странах в связи с особенностями политического, социального и эко­номического развития наряду с глобальными всемирными проблемами имеется также ряд проблем, имеющих наибольшую важность для отдель­ного региона или страны, которые во многом определяют экономику каж­дого из государств.

Для иллюстрации основных направлений государственных программ различных стран, ориентированных на охрану окружающей среды и экологии человека, и возможности сравнительного анализа решения этих проблем в зависимости от региональных особенностей приведены дан­ные, представленные в таблице.

Ниже даны объяснения сокращений терминов, приведенных в после­дующем тексте:

ОС - окружающая среда

ООС - охрана окружающей среды

ТВ - твердые выбросы

ТО - технические отходы

ОО - опасные отходы

Приоритетные направления и программы развитых стран в области охраны окружающей среды и экологии человека (по В.Н. Немых, А.Н. Пашкову, 1997)

США:

Особенности экополитики:

поэтапное улучшение качества ОС

• контроль за соблюдением природоохранных норм и правил в про­цессе эксплуатации промышленных и муниципальных мероприятий

• комплексный подход к борьбе с загрязнением ОС

• повышение внимания к методам улучшения качества и анализа ин­формации для принятия природоохранных решений

Основные направления охраны окружающей среды:

• контроль за ТВ

• снижение загрязнения ОС озоном, оксидом углерода, оксидом серы, свинцом

• борьба с кислотными дождями

• защита от загрязнения воздуха внутренних помещений Приоритетные проблемы охраны окружающей среды:

• «парниковый эффект»

• истощение озонового слоя

• загрязнение атмосферного воздуха

• кислотные дожди

• загрязнение радоном воздуха внутренних помещений

• энергообеспечение и качество ОС

• водопользование

 

• поверхностные и подземные воды

• управление государственными землями

• водно-болотные угодья

• управление ТО

• контроль за ТВ

• управление ОО

Канада:

Особенности экополитики:

• переход от политики устранения ущерба к политике предотвращения ущерба от загрязнения ОС

• применение принципа «платит тот, кто загрязняет»

• оценка территорий «свободных» земель для определения социаль­ной значимости каждого района и предполагаемых видов хозяйственной деятельности в этих районах

Основные направления охраны окружающей среды:

• борьба с ТВ

• управление отходами

• борьба с кислотными дождями

• охрана природной среды Севера и Великих озер Приоритетные проблемы охраны окружающей среды:

• кислотные дожди

• ТВ

• загрязнение морей

• энтрофирование водоемов

• водоснабжение

• охрана природных территорий

• охрана и рациональное использование дикой природы

• деградация почвы

• потеря сельскохозяйственных земель

• качество атмосферного воздуха

• изменение климата

Великобритания:

Особенности экополитики:

• ориентация на качественные критерии объектов окружающей среды

• контроль загрязнения вблизи биологического объекта

• поиск наиболее жестких стандартов антизагрязняющей деятельности

Основные направления охраны окружающей среды:

• совершенствование контроля загрязнения атмосферного воздуха, прежде всего, выбросов веществ, участвующих в образовании кислот­ных осадков

• улучшение качества воды в реках

• разработка и осуществление долговременных мероприятий по улуч­шению качества эстуариев и прибрежных вод

Приоритетные проблемы охраны окружающей среды:

радиоактивные отходы

• кислотные осадки

• планирование использования земель в сельских районах

• контроль выбросов в атмосферу

• обессеривание горючих газов

• контроль стоков в водоемы и водотоки

• рекультивация территорий, загрязненных опасными отходами

Франция:

Особенности экополитики:

• комплексный подход к природе и природопользованию во взаимо­связи с качеством жизни и здоровья населения

Основные направления охраны окружающей среды:

• предотвращение риска естественных и антропогенных воздей­ствий на ОС

• улучшение качества воды

• управление отходами, их рециклизация и вторичное использование или удаление

• решение проблемы природных осадков и отработанных газов авто­мобильных двигателей

• усиление контроля за транспортными перевозками ОО, активные меры по предупреждению радиоактивного загрязнения

Приоритетные проблемы охраны окружающей среды:

• охрана вод

• борьба с шумом

• сохранение природного наследия

• разработка экологически совершенных технологий

• информация о качестве ОС

• регулирование использования природных ресурсов

• заключение региональных экологических контрактов нового типа

• оказание помощи развивающимся странам в разработке собствен­ных экополитик.

Германия:

Особенности экополитики:

ориентация на долгосрочные цели

• введение единого комплексного стандарта качества ОС вместо норм ПДКиПДВ

Основные направления охраны окружающей среды:

• охрана атмосферы и вод

• охрана почв и дикой природы

• управление отходами

• предотвращение производственных аварий и использования вред­ных химикатов в народном хозяйстве

• защита от шума

• обеспечение радиационной безопасности

• дальнейшее снижение токсичности отработавших газов автомобилей Приоритетные проблемы охраны окружающей среды:

• снижение, рост концентрации С02 в атмосфере

• введение запрета на использование фреонов

• спасение лесов

• охрана почв

• обезвреживание сточных вод

• устранение ТО

• ООС в городах

• поддержка новых технологий

• анализ эффективности природного законодательства, принятого в 80-е годы

Швеция:

Особенности экополитики:

• разработка экологически чистых технологий, производственно-тех­нологических процессов и оборудования

• перемещение загрязняющих производств (если при существующем уровне развития техники предотвратить загрязнения нельзя) в районы стра­ны, где отрицательные воздействия на ОС будут наименьшими, а затраты и капиталовложения наиболее эффективными

 

Основные направления охраны окружающей среды:

• предотвращение дальнейшей деградации качества ОС, восстановле­ние ее естественного состояния

• сохранение озонового слоя

• предотвращение дальнейшего загрязнения воздуха, ужесточение требований к выбросам загрязнителей воздуха

• предотвращение дальнейшего загрязнения природы прибрежных морей

• очистка сточных вод

• сокращение утечки вредных веществ Приоритетные проблемы охраны окружающей среды:

• сокращение выбросов оксидов серы, азота и углерода

• сокращение выгрузки хлорорганических веществ на 60-70%

• сокращение сброса азота со сточными водами на 50% к 2000-му г.

• сокращение использования азотных компонентов в сельском хозяй­стве на 50% к 2000-му г.

• сокращение выбросов тяжелых металлов на 50% к 2000-му г.

• модификация мусоросжигательных печей к 2000-му г.

Япония:

Особенности экополитики:

• разработка стандартов здоровья

• широкое использование системы компенсаций за ущерб от загряз­нения ОС, выплачиваемых фирмами-загрязнителями

Основные направления охраны окружающей среды:

вывод предприятий из крупных промышленных зон, образование зеленых зон вокруг предприятий (городская экология)

• разработка мер по охране водных объектов

• составление долгосрочного прогноза загрязнения ОС в связи с из­менением промышленной структуры

Приоритетные проблемы охраны окружающей среды:

«живописный город»

• региональные проблемы борьбы с загрязнением ОС

• загрязнение воздуха

• контроль сточных вод

• загрязнение морской среды

 

• получение вторичного сырья из отходов

• управление природными объектами

• управление ОС в городах

• борьба с шумом

• моделирование процессов загрязнения

• глобальные процессы изменения ОС






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.