Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экологическое воспитание и образование






В 1991 г. впервые в нашей стране в законодательном порядке была установлена необходимость организации системы всеобщего, комплекс­ного и непрерывного экологического воспитания и образования. Такая система должна охватывать весь процесс от дошкольного, школьного воспитания и образования до профессиональной подготовки специалис­тов в средних, специальных и высших учебных заведениях, переподго­товки и повышения квалификации специалистов.

Основными целями экологического образования и воспитания явля­ются развитие культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, ответственного отношения человека к природе, формирование практического опыта природопользования и компетентности при­нятия решений.

Одним из принципов в образовании и воспитании должна быть гума­низация, ориентация на развитие социально активной личности, экологи­ческого сознания, мышления, культуры.

Процесс этот находится еще в самой начальной стадии развития. Тем не менее Законом Российской Федерации предусмотрена обязан­ность преподавания экологических знаний в учебных заведениях (ст.74), включая:

• овладение минимумом экологических знаний, необходимых для фор­мирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, сред­них и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспе­чивается обязательным преподаванием основ экологических знаний;

• в соответствии с профилем в специальных средних и высших учеб­ных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природополь­зованию.

Законом предусматривается также, что лица, не имеющие необходи­мой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей со­ответствующих экологических знаний. В Законе определено, что руково­дители министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица и граждане, связанные с деятельностью, ока­зывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоро­вье человека на территории РФ, обязаны иметь необходимую экологи­ческую подготовку.

В заключение следует обратить внимание, что противоречия между экономическим экстремизмом! } хозяйственной деятельности в предыду­щие годы, который, к сожалению, продолжается и в настоящее время, и по­требностями населения в здоровой окружающей природной среде требу­ют строгого выполнения существующих законов и необходимости разра­ботки новых, которые позволят гарантировать экологические права граждан и общественных объединений.

Экологический кризис можно преодолеть лишь при условии, что пред­ставители международного сообщества, государственные и региональ­ные лидеры, каждый человек будут относиться к природе не как к внеш­нему объекту, а как к субъекту. Планету Земля надо рассматривать как организм, здоровье которого зависит от здоровья всех его частей. По своему интеллекту человечество уже подошло к той черте, за которой начинается переход биосферы в ноосферу, сферу разума. Основная проблема - готовы ли мы к этому шагу в духовно-нравственном от­ношении?

Основой нового мышления должно быть умение учитывать интересы всего человечества, понимать его единство и неразрывность связей с природой. Человечество не может развиваться дальше без широкой эко­логической ориентации во всех областях жизни - от экономики до обще­ственного сознания и культуры.

Судьба природы и общества, всего человечества, нашей планеты дол­жна волновать каждого. Равнодушие и безответственность могут приве­сти к непредсказуемым и необратимым последствиям, девальвации са­мого ценного качества человеческого духа - морали. Тревожно в нашем мире из-за нерешенности многих глобальных проблем. Земля - одна на всех, и каждый несет ответственность за ее сохранность.

Обязанность науки и общества - остановить процесс ухудшения со­стояния биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на ос­нове естественных процессов. Решение многих вопросов в реализации проблем сохранения и укрепления здоровья каждого человека и в целом жизни на Земле во многом зависит от взаимопонимания нравственных и профессиональных качеств педагогов, врачей, политиков, деятелей на­уки и культуры, тех, кто оказывает реальное влияние на сознание наро­дов всего мира.

 

 

Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ,

ЗАКОНОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ

АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ,

ЭКОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.