Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника ведения психологического дневника и примерная методи­ка наблюдений за деловыми взаимоотношениями наладчика (поммастера) и ткачих льноткацкого производства.






Научный (научно-практический) психологический дневник — система средств, включающая: а) специально организованные тетради протоколов наблюдений и б) специальные информаци­онно-поисковые средства (например, картотеки, память ЭВМ; в приводимом ниже варианте речь идет о картотеках, которые, если есть возможность, нетрудно ввести в подходящую компью­теризованную базу данных. Но в любом случае упорядоченная информация должна сначала быть произведена " вручную", и если это не умеет делать психолог, то нет смысла взывать и к компьютеру).

Специфика дневниковых наблюдений состоит прежде всего в следующем. Они применяются при изучении сложных многопри­знаковых психологических объектов и особенно важную роль иг­рают на этапе предварительного изучения новых сложных объек­тов. В практике происходит перемещение внимания психолога на все новые объекты (на очередных работников, группы, на новые виды работ, профессий). Поэтому для психолога, обслу­живающего производство, дневник — постоянный, " носимый" инструмент, а умение вести психологический дневник — орга­ничный элемент профессиональной культуры.

Дневник имеет статус записной книжки, и тот, кто его ведет, ни перед кем не отчитывается в том, что, как и когда он там записывает (в соответствии с правилами профессиональной этики психолога данные о наблюдаемых не подлежат разглашению; это положение не всегда легко соблюсти, поскольку некоторые адми­нистраторы полагают правомерным требовать от психолога ин­формацию о людях и использовать ее по своему разумению. При этом не гарантировано и бестактное ее использование; известны случаи конфликтов, в результате которых психологам приходи­лось увольняться с работы. Психолог должен позаботиться о том, чтобы быть правильно понятым в таких ситуациях.

Последующее изложение будет упорядочено в соответствии со структурой методики как средства деятельности.

1. Исходное представление об объекте изучения. Поскольку речь
идет об изучении новых сложных объектов, исходной теоретичес-
кой моделью объекта может оказаться весь известный психологу
понятийный строй психологии. Сообразно этому предстоит кате-
горизовать то, что наблюдатель увидит, например, в цехе пред-
приятия (ситуация неопределенности — как у сыщика, скажем,
" комиссара Мегрэ" в начале очередного расследования).

Рассмотрим определенный частный случай, когда психолог имеет цель собрать материал о деловых взаимоотношениях поммастеров и ткачих льноткацкого производства.

Поммастера выполняет функции бригадира ткачих и наладчи­ка соответствующих станков. Его зарплата зависит от выработки бригады, а эта выработка существенно зависит от состояния стан­ков, от состояния и квалификации ткачих. В цехе уровень шума таков, что расслышать речь говорящего можно только тогда, когда тот кричит слушающему в ухо. Таким образом, вербальное общение наладчика и работницы ограничено. Наблюдатель может видеть поведение, мимику, пантомимику наблюдаемых и не может слышать их слов. Вместе с тем взаимоотношения налад­чика и работницы — частный случай деловых отношений людей.

2. Программа наблюдения. Единицы наблюдения: подход наладчика к станку (по вызову ткачихи или по своей инициативе; подход для осмотра или также для практического вмешательства); обращение наладчика к работнице (вербальное, невербальное; длительность контакта, характер мимики, жестов); обращение ткачихи к наладчику (ищет его, ждет, когда появится; особенности мимики, жестов, доля вербального и невербального общения).

Примечание. Программа уточняется по мере накопления дан­ных, поскольку предусмотреть все варианты казусов невозможно.

Границы единиц наблюдения (фиксационные точки их — на­чало, конец) определяет сам наблюдатель.

3. Организация и процедура наблюдений. При установлении
контакта с наблюдаемыми им сообщаются некоторые приемлемые для них мотивы работы наблюдателя (" изучение передового опыта", " изучение условий труда в целях их улучшения" и т.п.). Тонкости подлинных целей наблюдения ни наблюдаемым, ни другим некомпетентным лицам не раскрываются. Наблюдателю важно заботиться, чтобы не производить на работающих людей впечатление недостаточно загруженного своим делом человека, поскольку это осложняет отношения, в частности, с наблюдае­мыми.

Позицию для работы наблюдатель должен выбирать так, чтобы не мешать наблюдаемым перемещаться в рабочей зоне. Важно фиксировать дату и время наблюдения (указывая, какой час рабочей смены идет, дневная это смена или вечерняя и пр.).

Если дневник не может попасть в руки случайных лиц, испы­туемых, записи можно не шифровать. Если указанное условие невыполнимо, нужно придумать способы " закрыть" дневник.

4. Предметное оснащение методики и способы регистрации ре­зультатов наблюдений. Тетради и страницы тетрадей нумеруются. На каждой странице выделяются текстовая зона и кодовая (широ­кие поля). Текстовая зона — для текущих записей, а на полях (после текущих записей) указываются: категория, тема или во­прос, к которым относится записанный в данном месте дневника факт; индекс, номер, код, инициалы и фамилии наблюдаемых.

Кроме тетрадей можно завести две картотеки: картотеку кате­горий, тем, вопросов; картотеку наблюдаемых.

Элементы картотеки соответственно могут выглядеть так:


Генерирование конфликта

Тетрадь 1. С. 8, 19, 54

Тетрадь 2. С. 2, 15, 33, 40

И. И. Ермаков

Тетрадь 1. С. 19. Тетрадь 2. С. 15, 40


 

В целом описанная система средств представляет собой инди­видуальную Информационно-поисковую систему. Ее можно реа­лизовать и на базе ЭВМ (при условии, что к этой базе нет доступа случайным или " не в меру любопытным" людям, каковыми могут оказаться и люди, обслуживающие компьютерную технику).

5. Первичная обработка данных, перечень показателей, форма представления результатов наблюдения. К первичной обработке данных относится уже заполнение кодовой зоны и картотек. Кроме того, могут осуществляться разного рода выборки данных (по категориям-вопросам, по наблюдаемым).

6. Справка о применении данной методики. Методика применя­лась для решения внутренних задач предприятия, и результаты наблюдения не публиковались. Приводим примерные фрагменты дневниковых записей.

 

 


Текстовая зона тетради


" Кодовая" зона


........ (утренняя смена)

Набл. п/м В-ко.

2-й час смены. Быстро идет по проходу с двумя челноками в руках. Уходит из цеха (в спец. помещение ремонтировать челноки). Вернулся с исправными челно­ками.

Один челнок отдает ткачихе Ш., другой — Л. Ш., взяв челнок из рук наладчика, коротко кивает головой (знак благодарности).


 

 

Спокойное, деловое общение


 


Ткачиха Л., взяв челнок, начинает что-то говорить в ухо наладчику, одновременно указывая рукой в сторону одного из идущих станков. Наладчик этого жеста не видит, просто слушает молча. Затем обращается к стан­ку, о котором, по-видимому, шла речь, смотрит на механизмы натяжения основы и прилегающую зону с полминуты. Молча кивает утвердительно ткачихе Л., сопровождая кивок жестом, который можно понять как успокаивающий (" ничего страшного").

.................. (утренняя смена)

Набл. п/м Ер-ов. 3-й час смены. Идет по проходу. Ткачиха В., мимо которой он проходит, становится перед ним и, не приближаясь к нему, что-то говорит, размахивая обеими руками и указывая (тоже двумя руками) на один из станков. Сопровождает свое сообщение даже движением ноги, изображающим, как ей приходится " подгонять" шестерню товарного валика. Наладчик тоже что-то кри­чит, жестикулируя обеими руками. Мимика у собеседни­ков напряженная.

Не подходя к станку, наладчик жестом как бы отма­хивается от ткачихи и ее станков и быстро уходит дальше. Ткачиха возвращается к станкам, лицо нахмурено. Встре­тившись взглядом с соседкой, что-то говорит (разумеет­ся, в грохоте оборудования это не слышно), сопровождая слова резкими жестами, направленными в сторону ушед­шего наладчика. Соседка улыбается, слегка кивает утвер­дительно.


 

 

Забота наладчи­ка о состоянии ра­ботницы

 

 

Деловое общение, осложненное негатив­ными переживаниями

 

 

Недостаточная забота наладчика о состоянии работницы


 

Примечание. В дальнейшем (в беседах) выясняется, что наладчик В-ко применяет даже такой прием: если ткачиха старательная, но неопытная и боится станков, боится, что вот-вот что-то разладится, он специально " стоит" некоторое время около ее рабочего места, даже для виду что-то сделает, чтобы работница напрасно не волновалась.

О наладчике Ер-ве выясняется, что он обычно общается с работницами в повышенных тонах.

 

Приведем еще вариант методики наблюдения. Объектом яв­ляются частные проявления активности человека. Наблюдаемые ситуации стереотипно повторяются. И исследование, оставаясь неэкспериментальным, приближается по этому признаку к экс­периментальному.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.