Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О структуре субъекта труда






Не кажется ли вам странным, что мы сначала толковали о субъекте в целом и только теперь переходим к вопросам о его " устройстве"? Не логичнее ли было сначала разобраться в теме, предлагаемой в данном параграфе? Есть веские основания счи­тать, что путь от общего представления о системе к последующей ее " разборке" на детали является более естественным и продук­тивным в деле, по крайней мере, учебного познания. Подробнее об этом см.: [333], [325].

" Срезовую" характеристику структуры субъекта труда в каж­дый данный момент его развития можно представить в виде уров­ней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий.

Уровень деяний. Деяние — целостный цикл трудовой деятель­ности, характеризующейся полной психологической структурой (признаками, описанными в разделе 2.1.) и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние — категория, прежде всего субъек­тивная; она определяется иерархией целей, особенностями мыс­ленных перспектив, которые задает себе сам человек.

В состав этого уровня входят основные компоненты, пере­числяемые ниже: общие способности (активность, саморегуля­ция); ориентировка в человеческой картине мира, мировоззре­ние, жизненные цели, идеалы, ценностные представления, про­фессиональные личные планы; характер как система отношений к разным сторонам действительности; ориентировка в конкретной жизненной ситуации — ее отображение в виде мысленных образов разного уровня; ориентировка в области своей непосредственной деятельности; сознание своего " Я", своих возможностей, состоя­ний в реальной ситуации; волевые качества, обеспечивающие исполнение замыслов; специальные способности, конкретные мотивы деятельности; общая трудоспособность, особенности со­матического и нервно-психического здоровья, общей граждан­ской воспитанности, подготовленности.

Уровень действия. Действие — совокупность процессов позна­ния и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на до­стижение ближайшей осознанной цели. Действие — категория субъективная, она определяется динамикой непосредственных Целей. Так, например, для начинающего водителя автотранспортного средства действием может быть переключение рычага Управления коробкой передач. А для опытного, выполняющего это переключение привычным движением, здесь уже нет действия (так как нет особой цели — переключить передачу); действие опытного водителя может состоять в другом — " сменить ряд дви­жения", " совершить обгон" и пр. Таким образом, делая одно и то же дело, разные люди могут выполнять при этом разные систе­мы действий и разное их количество.

Перечислим основные составляющие рассматриваемого уровня. Способность построить сообразное " логике вещей" представление цели; способность произвольной регуляции, саморегуляции мо­тивов, элементов действий, актов внимания, ориентировки, контроля. Способность усвоить и осуществить исполнительские операции на двигательном, или сенсорно-перцептивном, или интеллектуальном (отвлеченном), или социально-коммуникатив­ном уровнях, а также на уровне самооценки своих состояний и саморегуляции их. Понятно, что и социальная коммуникация и саморегуляция предполагают сложные синтезы как чувственного, так и мысленного познания.

Уровень макроэлементов действия. Способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентатив­ном уровнях; способность к осуществлению исполнительных актов на познавательном, исполнительно-практическом уровне, уровне самооценки и саморегуляции параметров действия (" уско­рить темп", " усилить нажим", " прекратить спешку и разобраться" и т.п.).

Уровень микроэлементов действия. Это уровень важных, но малоподотчетных, бессознательных и ускользающих от произ­вольной регуляции особенностей познавательных и исполнитель­ных действий, процессов мотивации действий. Это, например, изменения процессов на уровне микроинтервалов времени, мик­роамплитуд движений, тремора. Здесь мы сталкиваемся как с природными, так и с приобретенными регуляторными механиз­мами, обеспечивающими физиологический баланс организма с внешней средой, баланс функций внутри организма, автомати­ческую саморегуляцию.

В общем виде под субъектом труда можно понимать систем­ную разноуровневую организацию психики, включающую ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой).

♦ Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Для чего знать о микроэлементах действия? Не выдумка ли это досужих исследователей?

 

2. Есть ли психологическая информация в " Деяниях апостолов" (Новый Завет)? Если да, то выделите ее и соотнесите с совре­менной научной психологией.

3. Каковы ваши деяния (прошлые и будущие)?

Тема 1. Возможные варианты системного представления структу­ры субъекта труда.

Тема 2. Возможные варианты анализа, группировки действий и деяний профессиональных психологов.

Тема 3. Сходство и различие психолога и инженера как субъектов труда (целесообразно рассмотреть и другие варианты).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.