Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек как субъект труда






Употребляя слово " субъект", мы подчеркиваем роль человека как инициатора активности, зачинателя, творца в его отношениях к противостоящим ему объектам предметной и социальной среды, внутреннего (душевного) и внешнего мира. Такое понимание дела соответствует трактовке психики как активного начала [341].

Активное построение человеком своей трудовой деятельности — ее целей, систем действий, внешних и внутренних средств, условий, индивидуального стиля — частное выражение общего свой­ства активности психического отображения реальности. Напомним, что в практике возможны факты игнорирования этого свойства или тем более разного рода, пусть несознаваемые, посягательст­ва на него. Они выражаются в попытках предельно регламентиро­вать проявления субъективного фактора труда по тем же принци­пам, по которым принято относиться к техническим средствам (ограничение степеней свободы действий, приемов, предписыва­ние разным людям единого образца поведения и действий как путь якобы оптимального управления " человеческим факто­ром"). Такие подходы не соответствуют объективным закономер­ностям психики и нормам морали как специфически человечес­ким регуляторам деятельности. В связи с этим соответствующие управленческие идеологии не могут вести к достижению высокого качества труда (его производительности, безошибочности дейст­вий). Тем более они неблагоприятны для личностного развития человека, его развития в направлении высокого профессиона­лизма.

Психическое отображение реальности активно, и это прояв­ляется в том, что человек, характеризуясь некоторыми устойчи­выми внутренними условиями деятельности (неповторимой в каждом индивидуальном случае качественной определенностью личных качеств — индивидуальностью), отнюдь не просто следу­ет за складывающимся стечением обстоятельств. Он преобразует и эти обстоятельства, и самого себя, и свои взаимоотношения с другими людьми, и этих людей, и уклад общественной жизни. Объект — " приемник" воздействий. А если это социальный объект, человек, то это объект активный. Субъект — инициатор взаимодействий в системах " субъект-объектных" и " субъект-субъектных". Сложная реальность.

Излишне говорить, что активному воздействию на объект предшествует процесс мысленного проектирования хода этого воздействия и его результатов. Но в условиях современной куль­туры, характеризующейся, в частности, очень дробным разделе­нием труда, сплошь и рядом складываются ситуации, когда функции построения замысла трудовой деятельности, проектиро­вания ее технических средств и условий среды возлагаются на одних людей, а функции исполнения — на других. Иначе гово­ря, целостная трудовая деятельность претерпевает деструкцию, своего рода принудительный распад. Это обязывает лиц, ответст­венных за оптимальное функционирование " человеческого фак­тора" производства, позаботиться о " реставрации" у работника-исполнителя отнятых у него функций, а именно функций целеобразования, построения замысла хотя бы в форме процессов ос­мысления цели в связи с конкретной ситуацией, построения сис­тем промежуточных целей, обдумывания способов действия и т.д. Без этого " субъектная машина" не сможет работать полно­ценно. Важно специально создавать, пусть, казалось бы, " из­лишние" с чисто технологической, производственной точки зре­ния, условия для того, чтобы человек-исполнитель имел все же возможность некоторых самостоятельных усилий мысли, поис­ков, выборов и находок.

Поясним сказанное примером (по [154]). Работницы собира­ют электродвигатели для вентилятора. При этом каждая должна установить четыре относительно крупные детали (ротор, статор, два щитка) и шесть мелких (втулки, шайбы), установить и затя­нуть электрическим гайковертом два крепежных болта и выпол­нить вспомогательные операции (смазка изделия, обкатка и по­становка клейма). За смену каждая работница собирает 135—140 двигателей. Работа чисто исполнительская и крайне однообраз­ная. Психолог с помощью специально разработанной методики стимулировал у работниц действия по мысленному анализу своих движений, действий и их сопоставлению с действиями друг друга. В частности, обращалось внимание на согласованность движений, распределение нагрузки " по рукам", одновремен­ность, последовательность движений, " пробег" руки с деталью и т.д. В результате это насыщение однообразного труда интеллек­туальным содержанием привело к тому, что повысилась произво­дительность труда. Повысились и показатели удовлетворенности работой. Новички после окончания ученического срока успеш­нее стали осваивать работу и выполнять норму опытных рабочих.

Отношение к человеку как субъекту труда предполагает ува­жительное отношение, в частности, к его стойким индивидуаль­ным особенностям. Есть люди быстрые и даже торопливые, а есть осмотрительные и медлительные, склонные, например, к кропотливой работе. Есть такие, которые выполняют тончайшую и сложную работу, если им не мешают. А помехой тут может быть просто частое появление поблизости " начальства" и пр. И в то же время эти люди могут быстро теряться, ошибаться, если их начинают торопить или даже просто стоять у них молча " над душой", " глазеть" около их рабочего места.

Каждый человек склонен " играть на тех струнах, которыми располагает", — максимально использует свои ценные качества (ведущие к успеху деятельности) и разными способами преодоле­вает те качества, которые этому успеху препятствуют. Напри­мер, " живой", подвижный человек в условиях однообразной, скучной именно для него работы начинает себя искусственно " веселить" — напевает, насвистывает, делает, казалось бы, лишние маршруты, движения, иначе его " тянет ко сну". Это реальность, и с ней нельзя не считаться. Человек медлительный чаще делает контрольные осмотры изделия и оборудования, чем это, быть может, требуется типовой инструкцией. Но это важно именно для него: он обретает уверенность, освобождает себя от тревожности, от опасений, что возникнет необходимость " рыв­ков" в работе, с которыми он трудно справляется (в отличие, скажем, от человека подвижного, которого не слишком затруд­няет " авральный" режим по исправлению допущенных оплош­ностей и пр.).

Каждый работает с удовлетворением и хорошо лишь тогда, когда выработал свой " почерк" — индивидуальный стиль в работе и когда этот стиль ему не мешают реализовать, " быть самим собой". Чем выше мастерство, профессионализм человека, тем менее он похож на других работников (тоже с высоким уровнем Мастерства). Нужно уважать в работнике его " чудинку", а не стараться ее стереть, сломать ради квазиэстетики единообразия. Последняя, надо признать, " тешит душу" некоторых руководителей со сложившимися у них техническими, " технократически­ми" стереотипами мышления (культ " стандарта" во всем, вклю­чая и психическую реальность, где этот культ неуместен). Иногда эти стереотипы мало осознаны, в своем роде бессознательны, и человек реализует их не по " злому умыслу", а просто потому, что ничто другое ему в голову не приходит (" Криво рак выступает, да иначе не знает"). Отчасти повторяем: если в технике, технологии стандарты, жесткие " допуски" (пределы допустимого варьирова­ния признаков объекта) являются благом, то в отношении чело­веческого фактора производства аналогичный вопрос требует во всяком конкретном случае очень специального рассмотрения.

Прежде чем человек станет субъектом труда, проходит много­летний, многоэтапный и сложно обусловленный процесс его те­лесного и духовного развития. Человеческое дитя рождается одним из самых беспомощных существ на Земле; на третьем году развития оно произносит свое знаменитое " Я сам! ", " Я сама! ", а через полтора-два-три десятилетия после этого становится мощ­ным генератором общественно важных деяний, преобразующих действительность, субъектом продуктивной профессиональной деятельности. Этот удивительный ход развития еще раз обязывает нас специально, по-особому относиться к уже сформиро­вавшемуся и к формирующемуся субъекту труда и вместе с тем вызывает много вопросов. Каковы основные направления и этапы этого развития? Каковы его основные двигатели, факто­ры, признаки? Как на него влиять и как обеспечить его саморегу­ляцию, полезную творческую " самочинность, " — Какова структу­ра субъекта труда как сложной системной организации психики? Остановимся здесь лишь на отдельных вопросах.

Важнейшим условием эффективного воздействия субъекта на объект является ориентировка первого во втором (важнейшее свойство психики, как известно, — отображение, моделирова­ние объекта). Поэтому одно из главных направлений развития, о котором идет речь, — приобретение человеком все более точной и широкой познавательной ориентированности в том, что оказыва­ется в роли среды по отношению к сознанию (природа, собствен­ная телесность человека, общество как организация людей с ее определенными законами, нормами, искусственная среда обита­ния, включая технику, потоки информации). При этом, как известно, благодаря речи и общению с себе подобными человек может использовать не только свой личный опыт, но и опыт всего человечества — всех народов и времен.

В контексте психологии труда особое значение приобретает развитие ориентировки человека в мире профессий (начиная от развития представлений дошкольников о труде взрослых, кончая освоением сложнейших современных внешних средств деятельности и созданием средств внутренних как условий высшего про­фессионального мастерства, профессионализма и, следователь­но, высшей ценности данного человека для общества). Это вмес­те с тем и разновидность знаний о явлениях общественной жизни, т.е. звено мировоззрения.

Человек — система саморегулирующаяся. При этом, как мы помним, важнейшие психические регуляторы его активности — потребности, интересы, идеалы, идейные убеждения, одним словом, направленность личности. Это тоже своеобразное ото­бражение действительности, обеспечивающее не ситуативную, а стратегическую (" надситуативную" [287]) активность. В связи с этим отметим еще одно направление развития человека как субъ­екта труда — формирование направленности, в частности трудо­вой, профессиональной. Здесь имеется в виду многое. Развитие интересов к миру труда, людям труда, орудиям, средствам, про­цессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, формирование целей и смыслов деятельности [222]. Далее, развитие потребности в продуктивной общественно цен­ной деятельности, соответствующих убеждений и других моти­вов. Без должной направленности личности не создаются внут­ренние условия для усвоения знаний, умений, навыков (не гово­ря уже о том, что, как ясно, убеждения, относящиеся к области труда, входят в системообразующее звено мировоззрения личности).

Одно из направлений развития человека как субъекта труда — освоение (и совершенствование в качестве своих обретений) об­щественно выработанных способов использования орудий, средств деятельности. При этом надо иметь в виду и средства межлюдского взаимодействия — вербальные и невербальные. Вместо зубов, когтей, мускульной силы и в дополнение к своим интеллектуальным возможностям человек строит, использует, совершенствует инструменты, станки, машины, приборы, ап­параты, средства искусственного интеллекта, автоматы и слож­ные автоматические системы управления производственными (в широком значении слова) процессами, безгранично расширяю­щие его познавательные и исполнительные возможности.

И ориентировка в среде, и функции направленности личнос­ти, и исполнительные операции предполагают развитие некото­рых личных психологических качеств, способностей. Например, чтобы ориентировка в среде была успешной, а направленность определенной, нужно, чтобы в голове устойчиво удерживались, не искажались и образы предметов, и общие правила. Нужно, чтобы человек мог мысленно оперировать этими образами, их элементами. Нужно, чтобы он мог, удерживая в сознании общее правило, мысленно сличать его с частными случаями. Для осу­ществления операций исполнения важны, например, способность

 

точной оценки пространства, времени, поведения и реак­ций других людей. Важны, скажем, сдержанность, терпели­вость, самообладание. Важен определенный уровень двигатель­ной (психомоторной, моторной, как иногда говорят) культуры — развитости двигательных функций и т.д. Словом, за каждой опера­цией ориентировки, исполнения, актом самоуправления, моти­вации стоят требования к соответствующим качествам, устойчи­вым характеристикам человека. Аналогично таким характеристи­кам машин, как " мощность", " прочность", " быстродействие" и пр.

В связи со сказанным одно из направлений развития человека как субъекта труда — формирование системы устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения дея­тельности. Разумеется, и ориентированность, и направлен­ность, и владение способами действия тоже создают условия ус­пеха и тоже являются субъективным достоянием человека и в этом смысле — его личными качествами. Но здесь мы имеем в виду то, что в психологии обозначают как способности (прежде всего функциональные возможности в области активности и саморегу­ляции). О проблемах психологии субъекта см.: [2], [8], [45], [46], [107], [224], [346], [349], [363], [367], [369].

Важным направлением развития человека как субъекта труда являются совершенствование его знания о себе и формирование индивидуально своеобразных способов решения типичных жиз­ненных задач с учетом не только внешних, но и внутренних, индивидуально неповторимых у каждого условий — формирова­ние индивидуального стиля трудовой деятельности.

♦ Вопросы и темы для размышления и разработки

1. Как логически согласовать признаки субъекта с принципом причинной обусловленности (детерминизма) в психологии?

2. Самостоятельность субъекта — приятная идея, но не миф ли?

3. Если субъект " самочинен", что остается делать науке?

Тема 1. Самочинность субъекта и производственные конфликты.

Тема 2. Свобода воли в трудовой деятельности.

Тема 3. Зоны проявления самостоятельности субъекта в разнотип­ных профессиях.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.