Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповое обучение






С XVII века, когда знаменитый педагог Ян Амос Коменский разработал классно-урочную систему, обучение утратило индивидуальный характер: учитель стал общаться с целым классом. Сначала классы были немногочисленны, и учитель преимущественно использовал приемы индивидуальной работы. В настоящее время классы в основном состоят из 20-30 учеников, поэтому особенно важным становится умение ребенка учиться в групповой атмосфере. Для очень многих детей групповое обучение вызывает дополнительные трудности: сложно сосредоточивать внимание, отстаивать свою точку зрения, чувствовать себя худшим или лучшим в чем-то, говорить перед большим количеством людей и многое другое.

Распространено мнение, что дети, пришедшие в первый класс из детского сада, лучше адаптируются к ситуации группового обучения, а так называемые " домашние" дети труднее входят в школьную жизнь. В действительности все не так однозначно. Детсадовские дети, привыкшие к постоянному шуму и резким фразам - командам взрослых, легче переносят то же самое в школе. Для домашних детей такие школьные условия кажутся намного неожиданнее, и на привыкание к ним дошкольникам нужно время. В то же время, по мнению многих учителей начальных классов, домашние дети более организованны, добросовестны, ответственны, внимательны. Им иногда не хватает боевитости и самостоятельности детсадовских ребятишек, у которых уже сформировались психологические защиты от травмирующих обстоятельств внешней среды и поведенческие стереотипы в этих обстоятельствах. Иногда такие стереотипы поведения совсем не радуют ни родителей, ни учителей, но, скорее всего, они останутся характерными для детей надолго. Домашним детям только предстоит сформировать у себя способы переживания трудных ситуаций и соответствующие формы поведения. Так как процесс формирования поведенческих стереотипов у домашних детей приходится на более старший возраст, чем у детсадовских, их поведение может иметь более " взрослые" формы.

Домашним детям значительную помощь в облегчении привыкания к школе могут оказать подготовительные занятия в группе сверстников. Это могут быть танцевальный или хоровой коллектив, спортивная секция или изостудия. Занимаясь пением или теннисом, дети учатся слушать педагога, выполнять его задания, не отвлекаясь на общение с друзьями. Таким образом ребенок обогащает свой ролевой репертуар. До школы он осваивал в основном семейные роли: сына или дочери, брата или сестры, внука, племянника. Хорошо, если еще до школы малыш попробует себя в роли ученика и товарища, удачливого и неудачника, ведущего и ведомого, если он опробует приемы общения, необходимые в новых для него школьных условиях: публичной похвалы и осуждения, агрессивности со стороны сверстников или необходимости просить о помощи.

Саша Н., шесть лет три месяца, занимается в группе детей с педагогом по развитию речи. Саша каждый раз допускал ошибки в упражнении по выделению букв и звуков в словах: первые и последние буквы и звуки он выделял без труда, а предпоследние выделять ему не удавалось. После очередного занятия Саша набрался смелости и сказал учителю, что не понимает значение слова " предпоследний". Небольшого разъяснения хватило для того, чтобы Саша стабильно стал выполнять все упражнения на буквенно-звуковой анализ.

Для успешного освоения знаний и навыков в атмосфере группового обучения необходимо наличие следующих предпосылок:

- умение концентрировать внимание в обстановке множества отвлекающих факторов;

- умение выделять учебную задачу среди своих сиюминутных интересов;

- способность сознавать собственное мнение, заявлять и доказывать его.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.