Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Автономность и самостоятельность






Трудности в проявлении коммуникативной инициативы связаны с личностными качествами ребенка, такими как недостаточно сформированная автономность и заниженная самооценка. Автономность - это результат отстаивания ребенком своей независимости. Она формируется с того момента, как ребенок начинает ходить, овладевает новыми двигательными возможностями, утверждая тем самым свое автономное Я.

В поведении автономность проявляется как независимость, самостоятельность и ответственность. К семи годам ранее беспомощный малыш становится вполне самостоятельной и независимой личностью, способной к саморегуляции и осознанному поведению. Самостоятельность позволяет ребенку без посторонней помощи ставить личную задачу и достигать ее.

Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним родителей, степень и своевременность их помощи. Недостаток самостоятельности ребенка или ее полное отсутствие часто является результатом чрезмерной родительской помощи и служит препятствием для развития саморегуляции и инициативы. Постоянное принуждение взрослых, их излишняя опека формирует у малыша чувство собственной слабости и ненужности.

Семеро шестилетних детей вместе со своими мамами участвуют в психологическом тренинге " В семье - первоклассник". Одно из упражнений тренинга называется " Царство безмолвия". Все участники группы, взрослые и дети, по сигналу ведущего как бы попадают в царство безмолвия, где нельзя договариваться с помощью слов, а можно использовать только мимику и жесты. В таких непростых условиях участники должны построиться в шеренгу так, чтобы первые буквы их имен оказались в алфавитном порядке. Задание осложняется тем, что малыши еще не твердо усвоили алфавит.

Перед выполнением упражнения группа обсуждает, как с помощью мимики и жестов попросить о помощи, и дети тренируются в этом навыке. В " царстве безмолвия" каждая пара " мама - ребенок" ведет себя по-разному. Анечка быстро соображает, что ее буква первая в алфавите, и, довольная собой, встает во главе шеренги. Ее мама, убедившись, что дочь правильно нашла свое место, начинает искать, куда встать самой. Илюше мама не дала времени осмотреться и подумать, сама поставила сына, а потом задумалась о себе. Полинка стояла вдалеке от всех, долго и старательно изображала растерянность и беспомощность, но ее собственная мама взволнованно искала место себе, не обращая внимания на дочь. Девочка уже еле сдерживала слезы, когда чужая мама помогла ей.

Родителям важно дозировать свою помощь сыну или дочери. Если помощь взрослых избыточна, ребенок не учится что-либо делать, не осваивает нового навыка, но самое главное, теряет веру в свои силы, испытывает чувство беспомощности, у него формируется зависимость от окружающих его людей. Ребенок приобретает негативный опыт собственного бессилия, который в дальнейшем может определять его поведение в подобных ситуациях.

Если родительская помощь недостаточна, ребенок оказывается в ситуации " брошенности". У некоторых детей она вызывает чувство " никому ненужности", которое блокирует всякую активность. Поэтому они оставляют всякие попытки освоить то, чему их хотят научить взрослые, и надолго сохраняют убеждение: " У меня ничего не получается". Другие дети в подобных ситуациях проявляют максимум усилий и настойчивости, чтобы добиться результата и научиться тому, чего хотят их родители. Ситуацию " брошенности" они тоже переживают, но выход из нее видят иной: " Достичь того, что хотят родители, как бы трудно это ни было, и таким образом добиться их любви". Такие дети, даже став взрослыми, стремятся достичь наилучших результатов во всем, для того чтобы доказать родителям: " Я достоин вашей любви".






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.