Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реакции на стресс






Наша реакция на стресс является сложной и многомерной. Стресс воздействует на нас одновременно на нескольких уровнях. Представьте, что вы очень спешите, но вынуждены ехать медленно в плотном потоке машин. Когда вы чертыхаетесь, глядя на дорогу, вы испытываете эмоцио­нальную реакцию — в данном случае раздражение и гнев. Когда ваш пульс убыстряется, а внутри все сжимается, вы испытываете физиологичес­кую реакцию на стресс. А когда вы ругаетесь с другим шофером, ваша вербальная агрессия является поведенческой реакцией на стрессовую си­туацию. Таким образом, мы можем анализировать реакцию на стресс одновременно на трех уровнях: 1) эмоциональном, 2) физиологическом и 3) поведенческом. Эти уровни анализа показаны на рис. 1

Эмоциональная реакция:

раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль


Потенциально стрессовые объективны* события:

вн, юбилей,

разговор с начальником,

финансовые трудности и т.п.

могут создать фрустрацию,

конфликт, изменение

или давление.


Субъективная когнитивная оценка:

оценка события как

угрожающего,

зависящая от его знакомест,

предсказуемости, возможности

им управлять и т.п.


\


Физиологическая реакция:

возбуждение вегетативной

нервной системы, вброс

гормонов, нейрохимические

изменения и т.п.

Поведенческая реакция:

попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то, заняться

самобичеванием,

обратиться за помощью,

решить проблему,

выразить эмоции.


Рис. 1. Многоуровневая реакция на стресс

Потенциально стрессогенное событие, например экзамен, вызывает

субъективную когнитивную оценку того, насколько оно является

угрожающим. Если это событие тревожит нас, то возникает

эмоциональная, физиологическая и поведенческая реакции

Эмоциональные реакции

Эмоции — вещь неуловимая. Определение эмоций является предме­том многих споров, и целый ряд конфликтующих теорий претендуют на их объяснение. Все мы располагаем большим субъективным опытом пе­реживания эмоций. Мы знаем, что значит быть встревоженным, веселым,


Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 519

мрачным или возбужденным, что значит завидовать, чувствовать вину или нервничать. Мы не будем пускаться в терминологические дебаты по по­воду эмоций. Будем считать, что вы знаете, что это такое, и поэтому про­сто скажем: эмоцииэто сильные, в основном неконтролируемые чувства, сопровождающиеся физиологическими изменениями. В стрессо­вой ситуации мы часто реагируем эмоционально. Обычно стресс вызыва­ет неприятные эмоции.

Связь между стрессом и эмоциями была выявлена в исследовании, в ходе которого 96 женщин вели дневники, где описывали переживаемые стрессы и свое настроение на протяжении 28 дней1. Исследователи выя­вили, что колебания в силе стресса в течение дня коррелируют с колеба­ниями настроения. Когда стресс усиливается, настроение, как правило, ухудшается. <...> Другие исследования колебаний настроения в течение дня обнаружили, что особенно сильными источниками отрицательных эмоций являются споры2.

Обычно проявляющиеся эмоции. Простой однозначной зависимости между типом стресса и конкретными эмоциями не существует. Стрессовые события могут вызывать самые разнообразные эмоции, но некоторые из них более вероятны, чем другие. С целью описания типов эмоций, наиболее ха­рактерных для реакции на стресс, мы будем использовать модель первич­ных эмоций Платчика3. <...> Хотя стресс может вызвать практически лю­бую эмоцию, Вулфоук и Ричардсон4 утверждают, что наиболее вероятным является развитие эмоций в следующих направлениях: 1) раздражение, злость, гнев; 2) опасение, страх, ужас; и 3) печаль, грусть, горе.

Раздражение, злость, гнев. Стресс часто вызывает чувство злости, которое может варьировать по интенсивности от легкого раздражения до приступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция особенно типич­на на фрустрацию. Некоторые люди злятся в ответ буквально на любую помеху. Кроме того, злость и возмущение могут быть вызваны требовани­ем подчиниться.

Опасение, страх, ужас. Пожалуй, наиболее часто в ответ на стресс воз­никают эмоции страха разной степени интенсивности. В этот ряд эмоций где-то между опасением и страхом входит и тревога. С тех пор, как Фрейд

1 См. Caspi A., Bolger N., Eckenrode J. Linking person and context in the daily stress
process // Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol. 52. № 1. P. 184-195.

2 Cm. Bolger N.. DeLongis A., Kessler R.C., Schilling EA. Effects of daily stress on negative
mood // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 57. № 5. P. 808-818;
Clark ЬЛ., Watson D. Mood and the mundane: Relations between daily life events and
self-reported mood // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Vol. 54. № 2.
P. 296-308.

3 Cm. Plutchik R. A language for the emotions // Psychology Today. 1980. February.
P. 68-78.

4 Cm. Woolfolk R.L., Richardson F.C. Stress, sanity and survival. N.Y.: Sovereign/Monarch.
1978.


520 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

много лет назад указал на связь между тревогой и конфликтом, психологи провели множество исследований тревоги. Хотя Фрейд особо подчеркивал, что тревога вызывается конфликтом, ясно, что давление выполнения, угро­за неминуемой фрустрации и неопределенность, связанная с переменами, также могут вызывать опасение, тревогу и страх, т.е. эмоции этой катего­рии могут быть вызваны любым из видов стресса.

Печаль, грусть, горе. Иногда стресс только ухудшает настроение, вы­зывает уныние и грусть. Все мы иногда огорчаемся, особенно в ответ на фрустрацию. Эти эмоции особенно часто возникают, когда мы чувствуем, что не в силах изменить стрессовую ситуацию.

Эффекты эмоционального возбуждения. Эмоциональные реакции — естественная и нормальная часть нашей жизни. Даже отрицательные эмо­ции служат важным целям. Подобно физической боли, неприятные эмоции могут служить предупреждением о том, что нам необходимо что-то сде­лать. Однако нужно заметить, что сильное эмоциональное возбуждение мо­жет иногда мешать справиться со стрессом.

На хорошо известном примере экзаменационной тревоги видно, как эмоциональное возбуждение снижает продуктивность действий. Многие студенты, получившие плохие отметки на экзамене, тем не менее, утверж­дают, что они знали предмет. Возможно, что многие из них говорят прав­ду. Исследователи обнаружили, что экзаменационная тревога отрицатель­но коррелирует с качеством ответа на экзамене. Студенты, проявляющие большую тревогу, обычно получали более низкие оценки на экзамене1. Тревога препятствует эффективной сдаче экзамена разными путями, но самый важный из них — нарушение внимания к выполнению экзамена­ционного задания2. Тревожащиеся студенты тратят слишком много вре­мени на волнение по поводу своих действий и на размышления о том, есть ли такие проблемы у других. Иначе говоря, их голова занята вовсе не решением экзаменационного задания.

Эмоциональное возбуждение не всегда уменьшает продуктивность. Различные теории «оптимального возбуждения» утверждают, что эффек- J тивность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбужде­ния до некоторого предела, за которым возбуждение становится настоль­ко сильным, что становится разрушительным3. Уровень возбуждения, которому соответствуют самые высокие показатели продуктивности дея­тельности, называется оптимальным уровнем возбуждения.

1 См. Wine J.D. Evaluation anxiety: A cognitive-attentional construct // Krohne H.W.,
Laux L.
(Eds.). Achievement, stress and anxiety. N.Y.: Hemisphere, 1982.

2 Cm. Sarason I.G. Stress, anxiety and cognitive interference: Reactions to stress //
Journal of Personality and Social Psychology. 1984. 46(4). P. 929-938.

3 Cm. Anderson K.J. Arousal and the inverted-U hypothesis: A critique of Neiss's
«reconceptualizing arousal»// Psychological Bulletin. 1990. Vol. 107. № 1. P. 96-100;
Humphreys M.S., Revelle W. Personality, motivation, and performance: A theory of the
relationship between individual differences and information processing // Psychological
Review. 1984. Vol. 9. P. 153-184.


Ллойд М. Стресс и его эффекты



 


Уровень сложности задач) Средний







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.