Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное использование психологических тестов






В сущности задача психологических тестов — измерить различия между индивидами или между реакциями одного индивида в разных ус­ловиях. Одной из проблем, побудивших к разработке психологических тестов, было выявление умственно отсталых. И до сегодняшнего дня оп­ределение интеллектуальной неполноценности остается важной областью применения определенных видов психологических тестов. Клиническое использование таких тестов включает обследование правонарушителей, лиц с эмоциональными и другими типами отклонений в поведении.

Серьезным импульсом к развитию тестов стали проблемы типа тех, что возникают при обучении. В настоящее время школы — один из ос­новных потребителей тестов. Распределение детей по способностям, в со­ответствии с которыми применяются разные типы школьного обучения, выявление интеллектуально отсталых, с одной стороны, и одаренных — с другой, оценка причин академической неуспеваемости, учебные и профес-


С.17—24.

1 Анастпази А. Психологическое тестирование: В 2 кн. М.: Педагогика, 1982. Кн.1. '-9Л


Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования 15

сиональные консультации учащихся средних школ и колледжей, отбор в профессиональные и другие специальные школы — вот лишь некоторые примеры использования тестов в образовании.

Отбор и распределение персонала на промышленных предприятиях — еще одно достаточно обширное приложение психологического тестирова­ния. От оператора на линии сборки или делопроизводителя до сотрудников управленческого аппарата вряд ли найдется работа, для которой тестирова­ние не оказалось бы полезным при решении вопроса о найме, распределе­нии обязанностей, переводе на новое место, повышении или увольнении. Ра­зумеется, эффективное применение тестов в большинстве случаев, особенно при приеме на высококвалифицированные работы, возможно лишь при усло­вии интерпретации тестовых показателей с учетом дополнительной инфор­мации об индивиде, которую можно получить только на основе правильно построенного интервьюирования. Тем не менее тестирование составляет важную часть работы с персоналом. Подобным же образом психологическое тестирование применяется при отборе и распределении военнослужащих. Использование тестов, столь незначительное в первой мировой войне, во время второй мировой войны необычайно вырастает, расширяются границы применения, вариативность психологических тестов. Впоследствии исследо­ваниями по разработке тестов были охвачены все рода войск.

Использование тестов при консультировании постепенно расшири­лось от узконаправленных советов относительно учебных и профессио­нальных планов до рассмотрения всех аспектов жизни человека. Эмоци­ональное состояние и действенные межличностные отношения все больше и больше становятся объектом консультирования. Растет также исполь­зование тестов как средства самопознания и развития личности. В послед­нем случае показатели тестов становятся средством, облегчающим инди­виду принятие решения.

Из сказанного ясно, что психологические тесты в настоящее время применяются при решении широкого круга практических проблем. Одна­ко не следует упускать тот факт, что тесты — важное средство фундамен­тальных исследований. Почти все проблемы, в частности дифференциаль­ной психологии, нуждаются в тестировании как средстве сбора данных. В качестве примера можно указать работы о природе, характере и степени выраженности индивидуальных различий, по выявлению психологических особенностей, измерению групповых различий и исследованию био­логических и культурных1 факторов, влияющих на различия в поведении.

1 Анализ высказываний о культуре в работах западных этнопсихологов, антрополо­гов и исследователей психологии межкультурных различий свидетельствует о том, что они относят понятие культуры к произвольно выделенным сторонам социальной жиз­ни. Национальные культуры рассматриваются западными исследователями внеистори-чески, без попыток оценить место каждой из них в развитии производительных сил и производственных отношений. Главное, чему уделяют внимание исследователи, — это специфичность культуры, т.е. черты, заметно отличающие данную культуру от культур европейского типа, а конституирующие признаки социальной общности, позволяющие


16 Тема 8. Личность как индивидуальность.,.

В подобных областях исследования точное измерение индивидуальных раз­личий, ставшее возможным благодаря правильно построенным тестам, — один из существенных факторов. Психологические тесты являются также стандартными методами изучения столь разных проблем, как возрастные изменения в развитии индивида, относительная эффективность разных ме­тодов обучения, результаты воздействия психотерапии, влияние реализации социальных программ, зависимость эффективности деятельности от шума.

Из сказанного следует, что без некоторого знания психологических тестов невозможно адекватное понимание основных направлений совре­менной психологии. Настоящая книга готовилась именно с этой целью и поэтому не рассчитана на то, что по ее прочтении человек становится или квалифицированным исследователем, или практикующим тестологом, или экспертом по составлению тестов. Книга ориентирована не на специалис­тов по тестам, а на изучающих общую психологию. Некоторое знакомство с основными тестами, применяемыми в настоящее время, необходимо для того, чтобы знать, о чем идет речь, когда такие тесты упоминаются в пси­хологической литературе, правильная же оценка и интерпретация резуль­татов тестов должны в конечном счете основываться на знании того, как, с какой целью построены тесты и в чем их ограниченность.

Краткий обзор исторических предпосылок возникновения психоло­гического тестирования поможет лучше понять существо современных тестов, границы их применимости и перспективы развития1.

Корни тестирования теряются в древности. П.Х.Дюбуа2 приводит лю­бопытное описание существовавшей около 3000 лет назад системы приема на гражданскую службу в китайской империи. У древних греков тестиро­вание было признанным спутником процесса обучения. Тесты использова­лись для оценки овладения физическими и умственными навыками. Со-

выделить культуры внутри одного общества, обычно никак не рассматриваются. (Крити­ческий разбор западных концепций по проблемам культуры дается в книге С.В.Рощина «Западная психология». М., 1980.) А. Анастази часто пользуется термином субкультура, имея в виду различия, которые обнаруживаются в культурах социальных общностей, сосуществующих в одной стране. Но поскольку критериев различения социальных общ­ностей, живущих в данной культуре или субкультуре и развивающих ее, не дается, то к субкультуре оказывается возможным отнести даже самую малую социальную общность, например семью, а такое отнесение сводит на нет решение проблем межкультурных различий. (Примечание редактора источника.)

1 Подробное описание первых психологических тестов имеется в работах Ф.Л.Гуди-
наф (см. Goodenough F.L. Mental Testing: Its History, Principles and Applications. N.Y.,
1949), Дж.Петерсона (см. Peterson J. Early Conceptions and Tests of Intelligence. Yonkers,
N.Y., 1926). История возникновения тестирования приведена в книгах Э.Г.Боринга (см.
Boring E.G. A History of Experimental Psychology. N.Y., 1950) и Г.Мерфи, Дж.К.Ковача
(см. Murphy G., Kovach J.K. Historical Introduction to Modern Psychology. N.Y., 1972),
П.Х.Дюбуа (см. DuBois P.H. A History of Psychological Testing. Boston, 1970), а истори­
ческие предпосылки изучения индивидуальных различий в сборнике под редакцией
А.Анастази (см. Anastasi A. (Ed.) Individual Differences. N.Y., 1965).

2 См. DuBois P.H. A test-dominated society: China 1115 B.C.-1905 A.D. //Anastasi A.
(Ed.). Testing Problems in Perspective. Washington, D.C., 1966.


Анастази А. Функции и происхождение психологического тестирования 17

кратический метод, сочетавший обучение с тестированием, во многом напо­минает современное программированное обучение. В Средневековье евро­пейские университеты для присвоения ученых званий и степеней ввели со­ответствующие экзамены. Однако, чтобы выявить основные этапы развития современного тестирования, достаточно обратиться к XIX столетию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.