Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека






<...>

Возрастные особенности взрослого человека (от юности до ста­рости) тем и характерны, что сложное взаимопереплетение эво­люционных и инволюционных процессов определяется доми-

 

с Г, Ананьев. Человек как предмет познания 377

лированнем то одних, то других из них в зависимости от кон­кретных социально-исторических условий жизни человека и состояния его собственной деятельности (трудовой, комму­никативной, гностической). Это положение, как можно ду­мать, относится не только к сенсорно-перцептивным процес­сам. В равной мере оно относится и к так называемым высшим психическим функциям человеческого интеллекта.

Примечательно, что в теории интеллекта, в общем, тоже констатированы большинством исследователей относительно ранние сроки появления оптимумов функционального разви­тия и постепенное снижение с возрастом функциональной ра­ботоспособности мышления, памяти и произвольного внима­ния. В обзорах С. Пако и К. Ховланда приведены мнения и ар­гументы многих авторов, полагающих, что оптимум развития интеллектуальных функций располагается между 18-20 года­ми. Если принять, по Фульдсу и Равену, логическую способ­ность двадцатилетнего человека за эталон, то в 30 дет она бу­дет равна 96, в 40 лет — 87, в 50 лет — 80, в 60 лет — 75 от этало­на. С. Пако полагает, что, в общем, оптимум интеллектуальных функций достигается в юности — ранней молодости, а интен­сивность их инволюции зависит от двух факторов. Внутренним фактором является одаренность. У более одаренных интеллек­туальный прогресс длительный, и инволюция нарастает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором, зависящим от со­циально-экономических и культурных условий, является об­разование, которое, по его мнению, противостоит старению, затормаживает инволюционный процесс.

В. Овенс и Л. Шоенфельд1 <...> показали посредством со­вмещения лонгитюдинального метода и метода возрастных срезов, что вербально-логические функции, достигающие пер­вого оптимума в ранней молодости, могут возрастать в зрелые годы до 50 лет и снижаются лишь к 60 годам. При определе­нии общей интеллектуальной активности методом возрастных срезов они получили картину стационарного состояния интел-

Schoen/eldL., Otecna W. A. Age and Intellectual Change: a Cross-Sectional View °f Longitudinal data. Труды XVIII Международного психологического кон­гресса, вып. 29. Owens W. A. Age and Mental Abilities: a Longitudinal Study. Genet. Psychol. Monogr., 1953.

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

лекта, с 18 до 60 лет находящегося почти на одном и том же уровне.<...>

<...>

Умственные способности, необходимые для усвоения зна­ний, формируются не только в процессе обучения, но и в об­щем процессе психофизического развития, накопления индиви­дуального опыта и упражнения всех сенсомоторных систем. Вместе с тем, как известно из современной психофизиологии и геронтологии, постоянная тренируемостъ интеллектуаль­ных функций составляет главнейший фактор сохранения жиз­нестойкости и жизнеспособности, общего долголетия человека. Умственный труд, обеспеченный необходимым образованием и культурой учения, является ведущей силой, противостоящей инволюционным процессам. Современная геронтология как медико-биологическая дисциплина показала, что физическое долголетие есть интегральный результат многих обстоятельств жизни, форм воспитания и видов деятельности самого челове­ка, но в этом интегральном эффекте для современного челове­ка воспитанность интеллекта и способность к постоянному ин­теллектуальному напряжению занимают центральное место. Так воспитание и обучение сливаются с гигиеной и профилак­тикой преждевременного старения, а педагогические задачи становятся неотделимыми от медицинских в широком смыс­ле слова. Как видим, определение полезности того или иного фактора для человеческого развития может быть лишь комп­лексным. В системе человекознания подобные комплексные прогнозы станут вполне возможными. Взаимодействие меди­цинских, педагогических и технических наук будет способ­ствовать осуществлению этих прогнозов на практике.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.