Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Противоречия индивидуального развития и его гетерохронность






Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жиз­ни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального развития строго определены этой программой и видовыми осо­бенностями Homo sapiens. Зачатие, рождение, созревание, зре­лость, старение, старость составляют основные моменты ста­новления целостности человеческого организма. В онтогенезе человека возникают и преодолеваются многие противоречия между наследственностью и средой, различными регулятора­ми жизнедеятельности (гуморальными и нервными, кортико-ретикулярными и кортикальными, первосигнальными и вто-росигнальными), разными системами, органами и тканями в целостной структуре организма. Одним из существенных про­явлений внутренних противоречий онтогенетической эволю­ции следует считать неравномерность развития различных си­стем и их регуляторов.

Естествознание, психология, медицина и педагогика нако­пили огромный фонд знаний о неравномерности и гетерохрон-ности роста и дифференцировки тканей, костной и мышечной систем, различных желез внутренней секреции, основных от­делов центральной нервной системы, анализаторных систем детей и подростков. В деталях известны явления гетерохрон-ности общесоматического, полового и нервно-психического созревания. Даты каждой из этих форм созревания расходят­ся весьма значительно, и вариативность их возрастает по мере приближения к зрелости.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб: Питер, 2000. С. 85-92.

i B- Г. Ананьев. Человек как предмет познания __________________ 367

Первоначально полагали, что неравномерность изменений ей гетерохронность фаз развития — явления, специфические только для процессов роста и созревания. Однако опыт морфо-физиологического, биохимического и психофизиологического исследования процессов старения показал, что гетерохрон­ность инволюционных процессов и неравномерность старения отдельных систем — капитальные явления позднего онтогене­за человека, имеющие не меньшее значение для онтогенеза в целом, чем гетерохронность созревания.

Становление целостности организма и стабилизация его на определенном оптимальном для вида уровне в состоянии зрело­сти, зависящие от общих эффектов созревания, сами определя­ют инволюционные процессы. Известно, что одним из важных факторов долголетия является наследственность, обнаружива­емая у нескольких поколений долгожителей, однояйцевых близ­нецов и т. д. Однако этот фактор не единственный, и всегда его действие так или иначе опосредуется изменчивостью функций различных органов в зависимости от условий существования организма в среде обитания, от характера воспитания и дея­тельности. Наибольшей индивидуальной изменчивостью под влиянием этих факторов обладают мозговые функции, особен­но функции коры головного мозга человека. Среди этих функ­ций, в свою очередь, самыми вариабельными являются вер­бальные функции больших полушарий головного мозга, инво­люция которых относится к числу наиболее поздних. Общее развитие жизнедеятельности связано с такими характеристи­ками использования, накопления и воспроизведения ресурсов организма, которые определяют долголетие и общую продол­жительность жизни человека. Неравномерность процессов и гетерохронность смены состояний индивида, выражающие внут-. ренине противоречия развития, следовательно, содержат раз­личные возможности жизни — от преждевременного старения в одних случаях до долголетия в других.

Исследование этих возможностей составляет одну из глав­ных задач геронтологии как науки о старении, старости и дол­голетии человека. Эта новая наука всесторонне изучает геронто-генез и обнаруживает явления старения одних органов и функций в глубокой старости, а некоторых не только в зрелом возрасте, но

л

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

и в юности. Далеко не всегда, как мы увидим несколько позже можно объяснить подобную гетерохронность инволюционных процессов генетическими и вообще биологическими причина­ми. Поэтому геронтология уделяет большое внимание исследо­ванию образа жизни и режима долгожителей, нравственных привычек (привязанностей и вкусов), взаимоотношений в се­мье и в других общностях, трудового опыта, профессий и т. д. Все это, конечно, выходит далеко за пределы самого онтогене­за как реализации филогенетической программы в развитии индивида. Можно сказать, что геронтология, хотя и является медико-биологической дисциплиной, принуждена изучать не только онтогенез, но и жизненный путь человека, печать кото­рого накладывается на онтогенетические фазы, особенно на фазы зрелости, старения и старости.

Жизненный путь человека — это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются исторически­ми событиями, сменой способов воспитания, изменениями об­раза жизни и системы отношений, суммой ценностей и жиз­ненной программой — целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладыва­ются на возрастные стадии онтогенеза, причем в такой степе­ни, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обо­значаются именно как фазы жизненного пути, например пред-дошкольное, дошкольное и школьное детство. Практически ступени общественного воспитания, образования и обучения, составляющие совокупность подготовительных фаз жизнен­ного пути, формирования личности, стали определяющими ха­рактеристиками периодов роста и созревания индивида.

В процессе общественного воспитания и образования, т. е. в процессе формирования людей данного поколения, склады­ваются «типичные характеры эпохи», социально ценные свой­ства поведения и интеллекта, основы мировоззрения и готов­ность к труду. Индивидуальная изменчивость всех этих свойств человека как личности определяется взаимодействием основ­ных компонентов статуса (экономического, правового, семей­ного, школьного и т. д.), сменой ролей и систем отношений в

^

ß. Г- Ананьев. Человек как предмет познания 369

коллективах (макро- и микрогруппах), в общем социальном становлении человека. Соответственно характеру этого взаи­модействия развитие отдельных свойств происходит неравно­мерно в каждый отдельный момент — гетерохронно. Внутрен­няя противоречивость развития личности, проявляющаяся в -неравномерности и гетерохронности смены ее общественных функций, ролей и состояний, является фактором, усиливаю­щим внутреннюю противоречивость онтогенетической эво­люции.

Особое значение имеет специфическое влияние социально­го развития личности на интенсификацию вербальных, рече-мыслительных процессов мозговой деятельности человека. Однако такое влияние истории становления личности на он­тогенетическую эволюцию индивида возникает только на опре­деленной стадии онтогенеза и постепенно возрастает по мере накопления жизненного опыта и социальной активности лич­ности. Это и понятно, поскольку начало личности наступает намного позже, чем начало индивида.

Исходный момент онтогенеза — зигота и весь процесс эмб­риогенеза с его двумя фазами (эмбриона и плода). Переход филогении в онтогению и есть начало индивида, предысторию которого можно усматривать и в оогенезе, вообще в механиз­ме наследственности и сохранения видового генетического кода. Таким образом, начало индивида не есть одномоментный акт его творения родительской парой; оно имеет более глубо­кие истоки в филогении и наследственности, передающиеся через родительскую пару. Кроме того, формирующийся инди­вид претерпевает ряд метаморфоз в утробный период жизни. Следовательно, индивид «начинается» задолго до рождения, и новорожденный ребенок приходит во внешнюю среду с опре­деленной историей развития.

* До настоящего времени естествознание не располагает точ­ными данными о том, какой сложности достигает функциональ­ное развитие органов (например, отделов центральной нервной системы), морфогенез которых характеризуется высокой степе­нью готовности к функционированию после рождения (в пер­вые недели жизни). Однако эмбриофизиология высших по­звоночных животных дает основание сделать предположение

370 ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

о возникновении на зародышевой стадии некоторых сложных рефлекторных структур и наиболее общих видов чувствитель­ности (хеморецепцни, терморецепции, барорецепции, возмож­но, и вибрационной чувствительности). Если это предположе­ние подтвердится, то распространенное в психофизиологии мнение об апсихизме (неодушевленности) всего утробного развития человеческого индивида потребует радикального пе­ресмотра.

Установлено, что с первых недель жизни весьма интенсивно, причем с нарастающей скоростью, образуется масса сенсомотор-ных навыков и механизмов поведения, ориентации в окружаю­щем мире и общения с людьми. Однако все это происходит в определенных условиях воспитания, оздоровительно-гигиени­ческих забот о родившемся человеке не только матери и отца, но и близких к ним людей.<...>

С момента рождения человек зависит от социальных усло­вий существования, воспитания н оздоровления, формируется как одушевленное существо, психическая эволюция которого является не менее, а быть может, и более важным, чем физичес­кая, показателем нормальности онтогенетического развития и готовности к специфически человеческим механизмам поведе­ния (прямохождению, артикуляции и моторной речи вообще, социальным контактам, предметной деятельности в форме игры и т. д.).

Однако обе эти характеристики — социальная обусловлен­ность развития и наличие сложного, индивидуально приобре­тенного нервно-психического аппарата поведения — еще не­достаточны для утверждения, что новорожденный или младе­нец — личность, что начато личности — это моменты рождения, гуления, лепета, появления первых избирательных реакций на человека и т. д. Нельзя считать более убедительным доказа­тельством и тот факт, что типологические свойства нервной системы и темперамент, равно как и задатки, считающиеся так называемой природной основой личности, проявляются в эти периоды достаточно явно. Все эти генотипически обусловлен­ные свойства человека как индивида первоначально существу­ют независимо от того, какая личность, с какими наборами со­циальных характеристик будет ими обладать. Можно считать

 

В. Г. Ананьев. Человек как предмет познания 371

установленным, что на основе самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тот же тип харак­тера, равно как контрастные характеристические свойства могут обнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Лишь в ходе развития формирующегося человека эти свойства включаются в общую структуру личности и ею опосредуются.

На первых этапах формирования личности нейродинами-ческие свойства влияют на темпы и направление образования личностных свойств человека. Однако сами личностные свой­ства связаны с современным для данного общества и народа укладом жизни, с историей общественного развития, особен­но с историей культурного, политического и правового разви­тия, определившей становление современного образа жизни.

Человек, родившийся в определенном месте данной стра­ны в семье, занимающей определенное положение в обществе, родители которого обладают тем или иным экономическим, политическим и правовым статусом (соотношением прав и обязанностей), формируется в этих социально заданных усло­виях, определяющих исходный, начальный момент его жиз­ненного пути. Формирование ребенка как личности происхо­дит в зависимости не только от статуса семьи, который он заста­ет сложившимся, но и от освоения его родителями с момента рождения ребенка новых для них семейных ролей. Духовная атмосфера семьи — относительное согласие или напряжен­ность во взаимоотношениях, близость родителей к ребенку, общность стратегии и тактики воспитания зависят в большей степени от этих социальных функций и ролей родителей, чем от статуса семьи, ее положения в обществе.

Формирование начальных свойств личности связано с об­разованием постоянного комплекса социальных связей, регу­лируемых нормами и правилами, освоением средств общения с их знаковым аппаратом (прежде всего словарным составом и грамматическим строем языка), предметной деятельности с ее социальной мотивацией, осознанием семейных и других ролей.

Подобно тому как начало индивида — долгий и многофаз­ный процесс эмбриогенеза, так и начало личности — долгий и

^

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

многофазный процесс ранней социализации индивида, наибо­лее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.

В дальнейшем становление свойств личности протекает не­равномерно и гетерохронно, соответственно последовательно­сти усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе. Эта гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эф­фект разновременности основных состояний человека.

Бесспорно, что точки отсчета для начала онтогенеза и ис­тории личности разделены многими месяцами жизни и суще­ственно различными факторами. «Личность» всегда моложе «индивида» в одном и том же человеке; история личности, или жизненный путь (биография), хотя и отмечается датой рожде­ния, однако начинается много позже. Основными ранними ее вехами являются поступление ребенка в детский сад и, что особенно важно, в школу, что обусловливает более обширный круг социальных связей и включение в систему институций и общностей, свойственных современности, открывающих от­дельному человеку доступ к истории человечества (через усвое­ние суммы знаний, традиций и т. д.) и к программам его бу­дущего.

Становление человека как личности связано с относитель­но высоким уровнем нервно-психического развития, что явля­ется необходимым внутренним условием этого становления. Под влиянием социальной среды и воспитания складывается определенный тип отражения, ориентации в окружающей сфе­ре и регуляции движения у ребенка, вырабатывается сознание, т. е. самая общая структура человека как субъекта познания.

Еще до самостоятельного передвижения и активной речи складываются необходимые для предметной деятельности сен-сомоторная структура и наиболее общие типы предметных дей­ствий рук. Одновременно со свойствами субъекта познания формируются свойства субъекта деятельности. На оба вида новых свойств (непосредственно детерминированных свой­ствами предметного мира, объективными свойствами и пред­метной деятельностью) огромное влияние оказывает комп­лекс социальных связей, из которого берет начало личность.

 

 

В. Г. Ананьев. Человек как предмет познания 373

Социальное формирование человека не ограничивается фор­мированием личности — субъекта общественного поведения и коммуникаций. Социальное формирование человека — это вместе с тем образование человека как субъекта познания и деятельности, начиная с игры и учения, кончая трудом, если следовать известной классификации видов человеческой дея­тельности. Переход от игры к учению, смена различных видов учения, подготовка к труду в обществе и т. д. — это одновре­менно стадии развития свойств субъекта познания и деятель­ности, изменения социальных позиций, ролей в обществе и сдвигов в статусе, т. е. становление личности.

Различные характеристики формирующегося человека про­являются в несовпадениях моментов и направлений реализа­ции мотивов общественного поведения и познавательных инте­ресов, в относительном обособлении нравственных, эстетичес­ких и гностических ценностей, в различиях между тенденциями личности и ее потенциями как субъекта познания и деятель­ности.

Не менее трудным, чем объективное определение «начала» индивида, личности, субъекта и гетерохронности всех этих со­стояний формирования человека, является определение объек­тивных критериев зрелости человека. Не случайно именно эти трудности привели в современной психологической литерату­ре к замене понятия «зрелость» понятием «взрослость»1, с тем чтобы избежать многих осложнений, считающихся подчас не­одолимыми.

Зрелость человека как индивида — соматическая и половая — определяется биологическими критериями. Сравнительно с другими приматами человек обладает лишь большим диапазо­ном индивидуальной изменчивости моментов завершения со­матического и полового созревания, наступления физической зрелости. Однако если у всех животных, включая приматов, физическая зрелость означает глобальную зрелость всего орга­низма — его жизнедеятельности и механизмов поведения, то у человека нервно-психическое развитие не укладывается пол-

' В англо-американской литературе зрелость обозначается как Maturity, взрос­лость — как Adulthood.

374 ________________________ ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

ностью в рамки физического созревания и зрелости. Интел­лектуальное развитие, неразрывно связанное с образованием, имеет свои критерии умственной зрелости, связанные с опре­деленным объемом и уровнем знаний, свойственных данной системе образования в данную историческую эпоху.

Как явление умственной зрелости, так и критерии ее опреде­ления — исторические. В еще большей мере таковыми являются многочисленные феномены гражданской зрелости, с наступлени­ем которой человек полностью становится юридически дееспо­собным лицом, субъектом гражданских прав (например, изби­рательных), политическим деятелем и т. д. Все эти феномены варьируют в зависимости от общественно-экономической фор­мации, классовой структуры общества, национальных особен­ностей и традиций и т. д. и ни в коей мере не зависят от физи­ческого развития человека. В общественной жизни важное зна­чение имеет определение трудовой зрелости, т. е. полного объема трудоспособности, критерии которой в большой мере связаны с учетом состояний физического и умственного развития. •

Следовательно, наступление зрелости человека как инди­вида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъек­та познания (умственная зрелость) и труда (трудоспособность) во времени не совпадает, и подобная гетерохронность зрелос­ти сохраняется во всех формациях.

Еще более выражена разновременность моментов, характе­ризующих финал человеческой жизни. Таким финалом для ин­дивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако исто­рическая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т. е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие, идеальная форма существования которого оказывается реаль­ной силой общественного развития.

Но нас в большей мере, чем бессмертие, интересует пара­докс завершения человеческой жизни. Парадокс этот заключа­ется в том, что во многих случаях те или другие формы чело­веческого существования прекращаются еще при жизни чело­века как индивида, т. е. их «умирание» наступает раньше, чем

g. Г. Ананьев. Человек как предмет познания __________________ 375

«физическое одряхление» от старости. Такое состояние имеет место тогда, когда человек сам развивается в направлении ра­стущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от мно­гих функций и ролей в обществе, используя свое право на со­циальное обеспечение. Постепенное освобождение от обязан­ностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению объема личностных свойств, к деформации структу­ры личности.

Научные данные о долгожителях свидетельствуют о том, что одной из их характеристик является живая связь с совре--менностью, а не социальная изоляция, сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим такой изоля­ции (почти полное отсутствие сверстников в своей среде, рез­кое понижение зрения, слуха и т. д.). В таких случаях сохран­ность личности обеспечивается до самой смерти человека, даже если она наступит после ста лет жизни.

По сравнению с долгожителями с сохранившейся личностью некоторые «начинающие» пенсионеры в 60-65 лет кажутся сра­зу одряхлевшими, страдающими от образовавшегося вакуума и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности. Явле­ния деперсонализации такого рода приводят к функциональ­ным нервным и сердечно-сосудистым заболеваниям — в общем, к психогенным заболеваниям.

Следует отметить, что подобные явления, которые можно назвать деформацией личности, возникают обычно лишь в связи с прекращением профессиональной трудовой деятель­ности в той или иной области общественной жизни, производ­ства и культуры. Иначе говоря, такая деформация — послед­ствие коренного изменения образа жизни и деятельности, стату­са и ролей человека в обществе, главнейшей из которых является производство, созидание материальных и духовных ценностей. Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренности человека с прекращением многолетнего труда не Может не вызвать глубоких перестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а поэтому и личности.

В последние десятилетия человеческой жизни гетерохрон-Ность состояний личности и субъекта уменьшается, а их взаи-

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенезд

мозависимость во времени усиливается. Но тем более возрас­тает дистанция между ними и временными характеристиками человека как индивида, т. е. возрастом, на поздней стадии он­тогенеза. Та или иная степень сохранности, деградации или полного одряхления является функцией не только возраста, но и социально-трудовой активности, т. е. продуктом не только онтогенетической эволюции, но и жизненного пути человека как личности и субъекта деятельности.

Эти формы существования и развития человека, изменяю­щиеся в разные периоды человеческой жизни, характеризуют­ся специфическими комплексами психофизиологических осо­бенностей, которые будут рассмотрены в следующих главах. Противоречия между этими формами с их различными психо­физиологическими характеристиками не могут отвлекать нас от единства человека во всей множественности его состояний и свойств. Это единство представлено в исторической приро­де человека, взаимопроникновении социального и биологи­ческого, социальной детерминации биофизиологических меха­низмов развития, слияния натурального и культурного развития человека в его психической эволюции, в развитии индивидуаль­ного сознания. Общим эффектом этого слияния, интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта дея­тельности является индивидуальность с ее целостной органи­зацией и саморегуляцией. Самосознание и «Я», характер и та­лант человека с их неповторимостью — все это самые поздние продукты его развития.

Образование индивидуальности и обусловленное ею единое направление развития индивида, личности и субъекта в общей структуре человека стабилизируют эту структуру и явля­ются важными факторами высокой жизнеспособности и дол­голетия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.