Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взрослого человека






Замысел комплексного исследования психофизиологической эволюции взрослого человека и построения эксперименталь­ной акмеологии был сформулирован еще в 1957 г. (Ананьев, 1957), но удалось его провести много позже — в коллективном комплексном исследовании, начатом в 1965 г. Это исследова­ние осуществлялось параллельно двумя циклами работ. Пер­вый цикл работ (сектора психологии НИИ общего образова­ния взрослых и лаборатории дифференциальной психологии Ленинградского государственного университета) разверты­вался, последовательно охватывая возрастные контингента год за годом от 18 до 35 лет. По каждому из этих годов жизни (18, 19, 20 и т. д.) охватывался определенный возрастной массив (выборка равнялась 100 испытуемым — 50 мужчинам и 50 жен­щинам). В каждом из этих массивов были представлены четыре группы с различными уровнями образования: I группа — имею­щие восьмилетнее образование и нигде не обучающиеся далее, II группа — учащиеся IX и X классов общеобразовательной школы рабочей молодежи (для взрослых), III группа — имею­щие законченное среднее образование, IV группа — студенты высших учебных заведений. Кроме того, для старших возрастов отбиралась еще одна группа лиц, имеющих законченное высшее образование. Подобное варьирование фактора образования было необходимым для изучения уровня и структуры интеллекта. Сравнение групп по показателям интеллектуального развития обнаружило важную роль не только уровня образования, но и учения как способа интеллектуальной деятельности.

Благодаря комплексному характеру исследования основные интеллектуальные функции (различные формы восприятия,

г Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых 311

ышления, памяти, внимания), общая структура интеллекта зучались в их взаимосвязи с более общими характеристика-

(нейродинамическими, психомоторными). Математико-атистическая обработка этих данных выявила связи между тими функциями и характеристиками, дающие основание для построения целостных характеристик микропериодов и мак-ропериодов на всем диапазоне возрастной изменчивости от 18 до 35 лет включительно. За 1965-1970 гг. в индивидуальных экспериментах приняли участие 1800 человек, из которых свы­ше 400 прошли и углубленное дифференциально-психологи­ческое исследование. Этот цикл исследований строился, как мы видим, по типу «возрастных срезов», или сопоставления фаз развития разных людей.

Второй цикл комплексного исследования личности, осущест­влявшийся лабораторией дифференциальной психологии ЛГУ, строился по другому типу — прослеживалось развитие одних и тех же людей в сходных условиях жизни. Исследование этого типа — «длинник», или лонгитюдинальное изучение, — прово­дилось так: на протяжении 5 лет обучения в университете изу­чались одни и те же студенты по программе, включавшей их интеллектуальное развитие, общую реактивность и нейроди-намику, сенсорные процессы и восприятие, психомоторику, мотивацию поведения и характер. По этому циклу исследова­ния было изучено свыше 350 человек.

Полученные нами экспериментальные данные (обоих цик­лов комплексных коллективных исследований) обрабатыва­лись в соизмеримых единицах (по общим для всех характерис­тик измерительным шкалам) и с помощью современных методов математической статистики. В итоге многолетних комплексных исследований мы имели возможность сопоставить (в метричес­ких величинах возраста — годах жизни) такие моменты, взаимо­действие которых образует структуру развития психофизиоло­гических функций взрослого человека (при возрастном диапа­зоне от 18 до 35 лет).

Природа психофизиологического развития зрелости разно­родна и противоречива, представляет собой сложную структу­ру различных процессов: повышения функционального уров­ня различных механизмов деятельности, стабилизации этих

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых-

уровней и их понижения, которые еще нельзя отождествлять с явлениями инволюции функций. С неравномерностью и раз­новременностью (гетерохронностыо) развития психофизиоло­гических функций мы столкнулись в самом начале этих иссле­дований, а именно при изучении динамики развития в период поздней юности — ранней взрослости, то есть студенческого возраста.

Большинство исследователей описывает процесс развития человека в этом возрасте как непрерывное нарастание функ­циональной работоспособности и продуктивности, динамики прогрессивного движения без каких-либо понижений и кризи­сов, даже без стабилизации функций. Несомненно, в студен­ческом возрасте имеются наибольшие возможности развития; именно в этом возрастном диапазоне расположены сенситив­ные периоды, которыми еще недостаточно воспользовались при обучении. Тем не менее непрерывное прослеживание мик­ровозрастных сдвигов в пределах этого возрастного диапазо­на показало, что этот диапазон более противоречив, чем пред­полагалось в возрастной психологии и психофизиологии. В сложной структуре этого периода развития моменты повы­шения одной функции («пики», или «оптимумы») совмеща­ются не только с моментами стабилизации, но и понижения других функций.

Противоречивое совмещение разнородных процессов обра­зует сложную структуру развития психофизиологических фун­кций взрослого человека не только в период как ранней, так и средней зрелости. Эта структура видоизменяется в различные периоды, как это можно представить из соотношения моментов

Микро- Повышение периоды функционального (годы) уровня Стабилизация функционального уровня Понижение функционального уровня
18-22 46, 8 20, 6 32, 6
23-27 44, 0 19, 8 36, 2
28-32 46, 2 15, 8 38, 0
33-35 11, 2 33, 3 55, 5

g p Ананьев. Некоторые проблемы психологии взрослых ________ 313

пазвития в различные микропериоды зрелости (%). Наимень­шая частота моментов относится к стабилизации функцио­нального уровня. Причем длительность этих состояний изме­ряется двумя-тремя годами. Наибольшая частота моментов относится к положительным сдвигам (повышению функцио­нального уровня). Обращают на себя внимание и значитель­ные отрицательные сдвиги (моменты понижения). Однако ряд отрицательных сдвигов предшествует оптимумам, они явля­ются, таким образом, скрытым периодом перестройки функ­ций, подготавливающим ее подъем.

При исследовании сопоставлялись моменты развития как интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания), так и нейродинамических характеристик (силы и динамично­сти нервных процессов) и наряду с этим — психомоторные и общефизиологические показатели, связанные с энергетиче­скими процессами (основной обмен, теплопродукция и т. д.).

Эта противоречивая структура развития характеризует как самые сложные образования (например, общий, вербальный и невербальный интеллект, логические и мнемические функ­ции), так и самые элементарные процессы (например, тепло­образование и метаболизм) и свойства индивида (нейродина-мические характеристики). Например, наибольшие величины положительных сдвигов отмечены в насыщении крови кисло­родом, общем интеллекте, динамичности торможения, вербаль­ном интеллекте и т. д., а наименьшие — в невербальном интел­лекте, с одной стороны, в динамичности возбуждения и тепло­образовании — с другой.

Не менее интересны качественные характеристики отрица­тельных сдвигов. Наибольшие величины сдвигов отмечены в области невербального интеллекта, памяти, динамичности воз­буждения, психомоторике, а наименьшие, с одной стороны, в мышлении, с другой — в насыщении крови кислородом. Что касается моментов стабилизации, то наибольшие величины относятся к области вербального интеллекта и внимания, с од­ной стороны, теплообразования — с другой.

Мы не приводим аналогичных данных о динамике основ­ного обмена, артериального давления крови, остроты зрения, перцептивных констант и других функций разного уровня.

ЧАСТЬ VI. Психология взрослых

 

Развитие и этих функций продолжается в различных направ­лениях, и ни в одной из них не отмечено на всем возрастном диапазоне доминирование моментов стабилизации функцио­нального уровня. Следовательно, эти структурные особенно­сти психофизиологического развития взрослых людей имеют общий характер и определяют его многоуровневую природу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.