Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный анализ: система кодирования информации об арт-терапевтическом процессе






Два коротких эпизода арт-терапевтических сессий, пред­ставленные в начале статьи, являются частью тех наблюдений, которые мне удалось сделать, присутствуя на двадцати сесси­ях в ходе работы арт-терапевта с чернокожей девочкой. Кроме участия в арт-терапевтических сессиях в качестве наблюдателя, мне удалось также по окончании одиннадцати интенсивных сессий получить от арт-терапевта ответы на вопросы, касаю­щиеся долгосрочной работы с детьми с серьезными эмоцио­нальными нарушениями. При анализе сессий и бесед с арт­терапевтом мне удалось разбить текст разговоров на множество «смысловых единиц», «смысловыми единицами», называются такие фрагменты разговоров, в которых проявляются основные понятия, которыми оперируют участники сессий (F/y, 1991).

Не существует каких-либо стандартов для определения продолжительности.смысловых единиц*,. В анализируемом мной случае «смысловые единицы» отражали последователь­ность интеракций между пациентом, арт-терапевтом и матери­алом/продуктом изобразительной деятельности. Последующий анализ основывался на сравнении и разделении последователь­ных интеракций, позволяющих идентифицировать их основ­ные паттерны. Под изменениями в ходе арт-терапевтического процесса имелись в виду смена, модификация либо измене­ния направленности интеракций, ведущие к качественным изменениям повторяющихся паттернов и тем во взаимодей­ствии участников арт-терапевтического процесса. В ходе ана­лиза полученных наблюдений я стремилась сохранить баланс между двумя его аспектами: (1) ощущениями и переживания­ми, характерными для арт-терапевтаа, ребенка и меня самой, а также (2) системным анализом паттернов взаимодействия.

1. Я пыталась выяснить характер ощущений и пережива­ний арт-терапевта и ребенка в ходе сессий и отследитъ мои собственные интуитивные реакции на их действия. Второй из приведенных выше эпизодов может рассматриваться в каче-


Раздел 1. Современные подходы кнаучным исследованиям 40

стве важного поворотного момента в ходе моих наблюдений. В ходе этой сессии мои ощущения и чувства, связанные с совместной работой пациентки и арт-терапевта, совпадали с их собственными ощущениями и чувствами, связанными с каче­ственными изменениями в характере интеракций, что знаме­новало собой кульминацию арт-терапевтического процесса.

2. В попытке прояснить загадочную природу позитивных изменений в ходе арт-терапевтического процесса я использо­вала системный анализ. Для этого я разработала систему ко­дирования (СоЛеу & Atkiпsoп, 1996), которая позволила бы организовать полученные наблюдения. Данная система коди­рования отражает диалектику взаимосвязи между наблюдени­ем и тееретизированием. Мой клинический опыт и мой инте­рес к психоаналитическим определениям и той роли, которую играет символообразование в ходе индивидуального развития и в психотерапии, значительно повлияли на мое восприятие арт-терапевтического процесса. В то же время разработанная мной система кодирования была продиктована необходимостью лучшего понимания арт-терапии, связанного с новой и незна­комой для меня позицией стороннего наблюдателя за ходом арт-терапевтического процесса. Я попыталась использовать та­кой способ описаний, который позволил бы отразить взаимо­действие клиента и арт-терапевта с изобразительным материа­лом (продуктом и друг с другом). Используемая мной система кодирования информации явилась результатом длительного процесса наблюдений. Она позволяет описывать наблюдаемые феномены по пяти основным осям. В данной статье будут ис­пользованы лишь две такие оси.

Ось 1 – «Фокус интеракции»:

· Изобразительный материал/продукт;

· Психотерапевтические отношения;

· Я;

·Внешняя среда; • Наблюдатель.

Ось II – «Способы взаимодействия в арт-терапевтиче­ском процессе»:

• «Выплескивание» чувств и их отреагирование в пове­дении;


Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 41

• Символообразование (создание формы), внесение в фор­му определенного содержания;

· Наблюдение и рефлексия;

• Новые формы поведения и образы.

Ось III – «Структура процессов в ходе сессий»

Ось IV – «Тематическая организация сессий».

Ось V – «Изобразительный процесс и продукт»

Проводя описание хода сессий по первой оси, я стремилась оценить основной фокус интеракций между пациентом, арт­терапевтом и изобразительным материалом/продуктом. Уни­кальной особенностью арт-терапии является то, что взаимодей­ствие и игра, протекающие между пациентом и арт-терапев­том, осуществляются не только напрямую, но и посредством изобразительного материала/продукта. В арт-терапевтиче­ской теории и практике эти дополнительные возможности для интеракции используются и анализируются по-разному и подчас весьма противоречивым образом (Ктатет, 1971; Nauт­burg, 1950; Robbiпs, 1980; Schaverieп, 1992). Поэтому системные исследования процесса интеракций в ходе долгосрочной арт­терапии будут чрезвычайно полезными для дальнейшего раз­вития ее теории и практики.

При оценке арт-терапевтического процесса по второй оси я анализирую характерные для пациента и арт-терапевта спо­собы взаимодействия. Разные способы взаимодействия указы­вают на переход от непосредственного отреагирования пере­живаний в поведении, реализуемого в форме импульсивных реакций, к таким способам взаимодействия, которые характе­ризуются большей внутрипсихической дистанцией и опорой на механизмы символообразования. Самонаблюдение и инсайт позволяют сформировать новые творческие идеи и освоить но­вые формы поведения. Хотя в современной литературе по арт­терапии можно встретить обсуждение этих способов поведения в ходе арт-терапевтического процесса, оно касается исключи­тельно поведения и изобразительной деятельности пациента (Ктатет, 1971; Lusebriпk, 1990; Wilsoп, 1987). В своих исследованиях я пытаюсь взглянуть на эту проблему шире и изу­чить поведение не только пациента, но и caмого арт-терапев­та, чтобы понять их влияние друг на друга, а также

Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 42

продуктивные и непродуктивные формы взаимодействия меж­ду ними.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.