Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качественные методы исследования в арт-терапии






 

Я полагаю, что качественные методы исследования могут быть особенно ценными для анализа арт-терапевтического процесса с характерным для него разнообразием интеракций значений. В ходе любой атр-терапевтической сессии можно наблюдать разные формы креативiюго поведения, связанные изобразительной деятельностью, ролевой игрой, драматичес­: ой импровизацией, сочинением историй и диалогов. Все они сопутствуют друг другу и создают неповторимую текстуру арт-терапевтической работы. Вербальная и невербальная комму­никация при этом должна рассматриваться прежде всего с точки зрения ее уникальных функций в арт-терапевтическом процессе. Эту коммуникацию можно наблюдать лишь являясь участником сессий. Присутствие на сессии исследователя (на-


Раздел 1. Современные подходы кнаучным исследованиям 38

блюдателя) создает ряд возможностей и вместе с тем трудно­стей, которые необходимо тщательно учитывать (Ball, 1998; Ronnie, 1992; НЩ 1994).

Исследователь/наблюдатель является участником психо­терапевтического процесса и в то же время сохраняет дистан­цию по отношению к тем интеракциям, которые протекают в ходе сессий. Кроме того, исследователь/наблюдатель может выступать и в качестве инструмента психотерапевтического процесса, поскольку он «пропускает» через себя все то, что на­блюдает в ходе сессий. Именно наблюдение является основным средством для анализа этого процесса (Atkinson, 1992), а также для налаживания взаимодействия с его участниками и эмпати­ческоro сознания их действий и переживаний (Jordan, 1991).

Наблюдатель имеет уникальную возможность сосредото­чить свое внимание на том, насколько арт-терапевт и пациент вовлечены в творческий процесс и какое влияние они оказыва­ют друг на друга. Наблюдатель может хорошо видеть взаимо­действие между арт-терапевтом, пациентом и изобразитель­ным материалом/продуктом (рис. 1.2). В своем исследовании я обращала основное внимание на (1) фокус взаимодействия участников арт-терапевтического процесса и на (2) способы интеракции пациента и арт-терапевта.

             
   
 
   
 
   
 
 

 

 


 

                   
 
     
 
 
     

 

 

Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 39

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.