Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обсуждение: что изменяется и почему?






В ходе наблюдений двадцати арт-терапевтических сессий я заметила изменения (1) в фокусе интеракции, (2) в способах взаимодействия ребенка и арт-терапевта и (3) в характере их восприятия самих себя и другого. Различные процессы изме­нений активизировались в разные моменты арт-терапевтиче­ского процесс а и, переплетаясь друг с другом, вели к положи­тельным результатам. Для того чтобы подчеркнуть некоторые тенденции, отмечаемые вы ходе долгосрочной психотерапев­тической работы, я использовала метод графической репрезен­тации наблюдений. Графическая репрезентация включает обо­значение «смысловых единиц» каждой сессии, что позволяет увидеть наиболее характерные особенности арт-терапевтиче­ского процесса.

На диаграмме 1 (рис. 1.3) показаны изменения в фокусе интеракций На протяжении 18 сессий, которые были мной проанализированы, арт-терапевт и ребенок фокусировались в основном на работе с художественным материалом и созда­нии изобразительной продукции. Как только девочка очути­лась в арт-терапевтическом кабинете, она сосредоточила свое внимание на художественных материалах и занялась изобра­зительной деятельностью, используя ее как средство игрового отреагирования своих потребностей и внутрипсихических кон­фликтов. Арт-терапевт охарактеризовала свой подход к рабо­те как связанный с «психотерапией через изобразительное твор­чество». Она хотела, чтобы ребенок «фокусировался на про­цессе художественного творчества». Действительно, Шейла ни разу не уходила после сессии, не создав какого-либо про­изведения. Изобразительное творчество, таким образом, рас­сматривалось как основная цель арт-терапевтических сессий. В то же время качество и роль изобразительного творчества в ходе арт-терапии значительно варьировали. В начале моих наблюдений (наблюдения № 3 и № 4) я отметила также уси­ление фокусировки ребенка и арт-терапевта на их взаимоот-


Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 43

 

Диаграмма 1

 

 
 
- «Я» - отношения --- изобразительный материал


 

 

Смысловые единицы

 

 

Сессии

 

 

Рис. 1.3. Фокус взаимодействия арт-терапевта и ребенка

 

ношениях. При этом было видно, что ребенок пытается отреа­гировать свой травматичный опыт то в работе с художествен­ным материалом, то во взаимоотношениях с арт-терапевтом. На этой стадии работы последняя оказывалась нередко вовле­ченной в изобразительную деятельность вместе с ребенком, по­могая девочке структурировать и сам образ, и ее переживания. В ходе некоторых сессий девочка также пыталась вовлечь арт­терапевта в иные совместные действия или ролевую игру; при этом арт-терапевт становилась соучастницей детских занятий. Первый из приведенных мною эпизодов может являться при­мером подобной интеракции. Таким образом, изобразительная деятельность и совместная игра ребенка и арт-терапевта были связаны с их фокусировкой на процессе художественного твор­чества (я - изобразительный материал/продукт) и их взаимо­отношениях (я - ты), благодаря чему ребенку удавалось отре­агировать травматичный для себя опыт. Нередко перемещение основного фокуса внимания ребенка и арт-терапевта с их вза-


Раздел 1. Современные подходы кнаучным исследованиям 44

имоотношений на изобразительный процесс служило дистан­тированию от болезненных переживаний и их лучшему конт­ролю. Все эти сессии отличались значительной динамикой и активностью ребенка и арт-терапевта. Данному ряду сессий предшествовали и за ними следовали несколько сессий, в ходе которых внимание ребенка и арт-терапевта фокусировались исключительно на изобразительной деятельности без какого­либо внимания к своим взаимоотношениям и самим себе. Эти сессии (наблюдения № 1, 2, 5, 6, 7, 11 и 12) характеризовались вниманиемем к формальным сторонам изобразительной деятель­ности, что служило решению ряда задач, таких как: (а) дис­танцирование от сильных переживаний и тревоги, связанных с присутствием на сессиях исследователя/наблюдателя и от­ражающих также актуализацию травматического материала, (б) успокоение ребенка и арт-терапевта, достигаемое за счет ритмичных манипуляций с изобразительными материалами и пения; (в) экспериментирование с изобразительными мате­риалами и освоение навыков обращения с ними. Фокуси­ровка на формальных сторонах изобразительной деятельнос­ти (я - изобразительный материал/продукт) служила фрей­мингу и структурированию арт-терапевтического процесса.

Связь между созданием изобразительной формы и осозна­нием ее личностного смысла представляется особенно инте­ресной (диаграмма 2, рис. 1.4). Оба этих процесса протекают синхронно в той мере, в какой изобразительная деятельность служит созданию символических образов, отражающих лич­ностные смыслы их автора. Три сессии (наблюдения № 8, 14 и 15) с этой точки зрения заслуживают пристального внима­ния. В ходе этих сессий Шейла создала два портрета. Созда­ние одного из них (рис. 1.5, наблюдение № 8) предшествовало поворотному моменту в арт-терапевтическом процессе, а со­здание другого (рис. 1.6, наблюдение № 15) - непосредствен­но за ним следовало.

Впервые на этих сессиях девочка создала целое изображе­ние человеческой фигуры и была полностью поглощена про­цессом рисования. При этом изобразительная деятельность служила интеграции художественной формы и чувств ребен­ка. Она указывала на то, что Шейла начинает воспринимать


Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 45

 

Диаграмма 2

 
 
- содержание - форма

 

 


Смысловые единицы

 

 

Сессия

 

 

Рис. 1.4. Фокусировка ребенка на форме и содержании изобрази-

тельной продукции

 

себя в качестве целостного существа, способного идентифи­цировать, сохранять и выражать свой психический опыт. Она словно впервые взглянула на себя, историю своей жизни и по­пыталась посмотреть в будущее. По ее собственным словам, она стала «реальным человеком». Создание ею выразительно­ю художественного образа произошло после того, как ей уда­лось отреагировать свои травматичные переживания в поведени­и взаимоотношениях с арт-терапевтом, а также по окончании того этапа, когда в своей работе девочка уделяла основное внимание формальным сторонам изображения. Скорее всего, эти оба процесса, выступающие в качестве медиаторов изобразительной деятельности, позволили ребенку воплотить свои переживания в художественных образах. Фокусировка на изобразит­ельном процессе (я - изобразительный материал/продукт­) здесь служила символообразованию.

Поворотным моментом в ходе арт-терапевтического процесса (второй эпизод, наблюдение № 10) явился тот его этап, когда действие всех вышеназванных факторов оказалось синхронизированным. Ребенок ощущал надежность своих взаи-


Раздел 1. Современные подходы кнаучным исследованиям 46

 

Рис. 1.5. Шейла. «Девочка, Рис. 1.6. Шейла.»Портрет»

зовущая маму

 

моотношений с арт-терапевтом и безусловную поддержку с ее стороны. Изобразительный образ при этом удерживал ее трав­матичные переживания. Символообразование же помогло отра­зить эти переживания и трансформировать их в положитель­ный объект - одеяло. Кроме того, данный процесс позволил девочке дистанцироваться от своих прошлых и переживаний и проанализировать их, что хорошо проявилось В одном из ее спонтанных высказываний: «Обычно у меня не получалось шить, но сейчас получается, потому что вы мне показали, как это делать». Успешное выражение девочкой своих пережива­ний в символической форме указывало но формирование у нее способности к саморефлексии (я - я) (диаграмма 3, рис. 1.7) и предшествовало дальнейшему развитию способности к ана-­лизу своих художественных работ, чувств и взаимоотношений с apt-терапевтом. С этого момента девочка стала чаще расска­зывать арт-терапевту о различных эпизодах своей жизни, с ко­торыми связаны разные роли и стороны ее личного опыта, от­ражающие представления о заботливой бабушке и плачущей кукле. Девочка описала в словах свои чувства и попыталась успокоить себя посредством пения и шитья. На последующих


Болл Б. Интеграция научных исследований, теории и практики 47

сессиях она вступила в диалог со своей работой, представляв­шей ее саму, и в один из моментов посмотрела на себя в зеркало. Фокусировка на себе самой и рефлексия, собственного опыта отражали создание внутрипсихической и межличностной ди­станции. Благодаря созданию такой дистанции Шейла смогла использовать новые возможности и более обстоятельно про­анализировать свои чувства и все, что с ней происходит. Она смогла осознать разрыв между своим прошлым опытом и но­выми возможностями. Осознание этого разрыва позволило ей сформировать новый, более точный образ самой себя и арт­терапевта (рис. 1.5 и рис. 1.6). О развитии у нее способности к наблюдению и усвоению нового опыта свидетельствует и из­менение ее поведения в иных ситуациях, в частности в школе.

Формы взаимодействия арт-терапевта (диаграмма 4, рис. 1.8) были в определенной степени связаны с формами взаимодей­ствия ребенка. Арт-терапевт охарактеризовала свой подход как, недирективный и подчеркнула, насколько важным в ее отно­шениях с девочкой является учет ее хрупких механизмов. Ана-

--наблюдение за процессом ---фокусировка создания художественного на собственной образа и поведением личности
Диаграмма3

 

 

 

 

Смысловые единицы

 

Сессия

 

 

Рис.1.7. Фокусировка ребенка на форме и содержании изобрази­-

тельной продукции


Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 48

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.