Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на свободу и личную неприкосновенность






Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т. е. воз­можность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип, обладающих возможностью применения при­нуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая рас­пространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, незаконному обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться сво­ей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, уча­ствовать в голосовании, поступать на работу и т. д.).

Положения о неприкосновенности личности сформулированы в международно-правовых документах и конституциях всех демо­кратических государств. «Каждый имеет право на свободу и лич­ную неприкосновенность, — гласит Европейская конвенция о за­щите прав человека и основных свобод (ч. 1 ст. 5). — Никто не может быть лишен свободы иначе как в строго определенных случаях и в порядке, установленном законом». Гарантией являет­ся требование законного содержания под стражей лица, осужден­ного компетентным органом, законное содержание или заключе­ние под стражу, осуществляемые в законных целях. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются причины ареста и предъявляемое ему обвинение. Задержанный или заключенный под стражу доставляется к судье или к иному должностному ли­цу, наделенному судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. В целом эти, как и некоторые другие, положения на­правлены на защиту физической свободы, и в особенности сво­боды от произвольного ареста и задержания. Европейский Суд по правам человека в ряде своих решений отметил, что гарантии неприкосновенности не предоставляют защиты от менее серьез­ных ограничений индивидуальной свободы (обязанности соблю­дения правил дорожного движения, обязательной регистрации иностранцев и граждан и др.).

Свобода человека охраняется всей системой права. Так, уго­ловное право охраняет личную неприкосновенность от посяга­тельств преступных элементов, в гражданском праве закреплена свобода договора, в трудовом — свобода от принудительного тру­да и т. д. Лишение свободы возможно только на основании су­дебного решения и в строгих процессуальных рамках.

Закрепляя право каждого на свободу и личную неприкосно­венность, Конституция РФ (ст. 22) в этой же статье предусматри­вает важнейшую гарантию этого права. Устанавливается, что «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допус­кается только по судебному решению. До судебного решения ли­цо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ча­сов». Данная гарантия, известная в мировой практике как ЬаЬеаз согрш1, существенно ограничивает произвол правоохранитель­ных органов, часто склонных для облегчения своих задач к за­держанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, без достаточных оснований. Любой человек вправе предстать перед судом и лично протестовать против ареста, заключения под стра­жу и содержания под стражей, если он считает эти меры неза­конными. В течение длительного времени реализация этой га­рантии сдерживалась «Заключительными и переходными поло­жениями» Конституции (п. 6), в соответствии с которыми до приведения уголовно-процессуального законодательства в соот­ветствие с положениями Конституции сохранялся прежний по­рядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подоз­реваемых в совершении преступления, т. е. с санкции прокурора. Однако в декабре 2001 г. Федеральным Собранием был принят новый УПК, предусматривающий судебный контроль за задержа­ниями, а Конституционный Суд РФ в марте 2002 г. постановил ввести в действие это положение даже с 1 июля 2002 г. Тем са­мым исчезли преграды для реализации гарантий хабеас корпус и для полного применения ст. 22 Конституции РФ.

Многие уголовно-правовые и уголовно-процессуальные га­рантии от необоснованного лишения человека свободы содер­жатся в самой Конституции РФ (ст. 46—54). Более подробно эти гарантии раскрыты в УК и УПК РФ и Кодексе РФ об админист­ративных правонарушениях и других федеральных законах. Уго­ловно-процессуальный кодекс РФ, например, устанавливает (ч. 2 ст. 10), что «суд, прокурор, следователь, орган дознания и дозна­ватель обязаны немедленно освободить всякого незаконно задер­жанного, или лишенного свободы, или незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар, или содержаще­гося под стражей свыше срока, предусмотренного настоящим Кодексом».

Определенным отступлением от установленных сроков ареста и задержания был Указ Президента РФ «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организо­ванной преступности» от 14 июня 1994 г. Этим актом допуска­лось задержание подозреваемых и обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений (бандитизм и др.) на срок до 30 су­ток. Указ был продиктован чрезвычайной обстановкой, сложив­шейся в связи с небывалым разгулом организованной преступно­сти и отсутствием законодательных актов в сфере борьбы с ней. Его действие поэтому было ограничено во времени. В июне 1997 г. этот Указ был отменен.

Усилению гарантий свободы личности служит Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления» (в редакции от 15 апреля 2006 г.).

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с прин­ципами законности, равенства всех граждан перед законом, гума­низма, уважения человеческого достоинства, с Конституци­ей РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не долж­но сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими це­лью причинение физических или нравственных страданий подоз­реваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержа­щимся под стражей. Закон определяет места содержания под стражей, порядок создания следственных изоляторов и других аналогичных учреждений, режим в местах содержания под стра­жей, внутренний распорядок, а также права подозреваемых и об­виняемых и их обеспечение. Среди этих прав: свидания с защит­ником и родственниками, право на личную безопасность, пере­писка, питание, право жалобы, медико-санитарное обеспечение, дополнительные платные услуги, привлечение к труду и проч. Установлены обязанности этих лиц, меры взыскания, содержа­ние в карцере, материальная ответственность, применение физи­ческой силы и оружия и др.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 25 октября 2001 г. признал не соответствующим Конституции РФ положение Федераль­ного закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняе­мых в совершении преступлений» (в редакции от 5 февраля 2007 г.), допускающее регулирование конституционною права на помощь ад­воката ведомственными нормативными актами, поскольку это поло­жение служит основанием неправомерных ограничений данного пра­ва, ставя реализацию возможности свиданий обвиняемого (подозре­ваемого) с адвокатом в зависимость от наличия специального разрешения лица или органа, в производстве которых находится уго­ловное дело.

Важным элементом свободы личности являются гарантии от принудительного помещения человека в психиатрическую боль­ницу — средства, использовавшегося властями в тоталитарный период в борьбе с инакомыслящими. Закон РФ «О психиатриче­ской помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (в ре­дакции от 22 августа 2004 г.) устанавливает, что психиатрическая помощь осуществляется на основе принципов законности и со­блюдения прав человека и гражданина. Госпитализация в психи­атрический стационар в недобровольном порядке — один из ви­дов психиатрической помощи, оказываемой лицам, страдающим психическими расстройствами. Учитывая принудительный харак­тер этой меры, Закон в целях защиты прав таких лиц от произво­ла устанавливает, что ее применение возможно только по указан­ным в нем медико-социальным показаниям и при условии обяза­тельного судебного контроля.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.