Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Равенство и равноправие






Конституционному праву известны два сходных понятия: ра­венство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т. е. совпадение всего комплекса прав и обязанностей у всех лиц. Второе — совпа­дение объема только прав (в Конституции это понятие выражено также термином «равенство прав и свобод»). Но оба эти понятия употребляются как синонимы для обозначения одинаковой меры свободы каждого человека. Содержание равенства и равноправия предполагает отсутствие неузаконенных привилегий и запрет дис­криминации по любым основаниям. Провозглашение прав и сво­бод человека и гражданина имеет смысл только в том случае, если государство гарантирует равенство и равноправие, поэтому во всех конституциях главы о правах и свободах начинаются с закре­пления гарантий равенства и равноправия.

Равенство — основополагающий принцип отношений человека с государством, устанавливающий единый для всех уровень прав и свобод и запрещающий любую дискриминацию. Этот принцип, провозглашенный в ходе демократических революций XVII — XVIII вв. вместе со свободой, был направлен против сословных привилегий и лег в основу демократической концепции прав и свобод граждан. Формальное равенство граждан безотносительно к фактическому социальному и имущественному положению бы­ло признано в качестве императива правового государства.

Закрепление принципа равенства в конституционном доку­менте впервые было осуществлено в США, где в Декларации не­зависимости (1776 г.) было записано, что «все люди созданы рав­ными». С тех пор этот принцип получил всеобщее признание и закрепляется в самом начале любой демократической конститу­ции. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) говорит о ра­венстве в тесном единстве со свободой и братством, о равенстве всех людей в «достоинстве и правах» (ст. 1).

Конституционное право правового государства обеспечивает только юридическое, г. е. формальное, равенство между людьми. Коммунистическая идея фактического уравнивания людей по су­ти своей противоречит свободе человека, к тому же носит утопи­ческий и противоестественный характер. Она неизбежно стано­вится знаменем массового насилия и в то же время ведет людей к уравниванию в нищете. В некоторых демократических странах конституции закрепляют социальное равенство, которое призва­но смягчить фактическое неравенство между людьми путем пере­распределения доходов и развития государственных институтов социальной помощи. Но в российской Конституции эта цель не закреплена, можно только предположить, что она входит в поня­тие социального государства. Принцип равенства и равноправия закреплен в ст. 19 Конституции РФ. Прежде всего устанавливает­ся, что «все равны перед законом и судом». Следовательно, не должны приниматься законы, которые, определяя права и обя­занности, подходили бы к различным людям или группам насе­ления с различной меркой. Смысл формального равенства состо­ит в предоставлении всем равных стартовых возможностей, реа­лизация которых зависит от таланта, разума и предприимчивости каждого человека. Закон не может без риска уничтожения свобо­ды человека регулировать эти человеческие качества, попытка привести их к «средней» величине неминуемо ведет к торможе­нию общественной активности людей, утрате энергии самых сильных и общественно полезных личностей.

Столь же важно равенство людей перед судом. Здесь не имеет значения правовой статус человека — все, т. е. каждый человек, как граждане, так и неграждане, а также иностранцы, предстают перед судом в равном статусе, получая одинаковую защиту своих законных прав и неся одинаковую меру ответственности.

Закрепляя равноправие, Конституция устанавливает независи­мость этого состояния от каких-либо обстоятельств. По существу, это запрет дискриминации человека по соображениям пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и долж­ностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В этом наборе обстоятельств, отнюдь не исчерпывающем («и других обстоятельств»), особенно важен запрет дискриминации по соображениям расы, национальности и языка, поскольку Россия является многонациональной страной с пока еще напряженными межнациональными отношениями. Ак­туален запрет дискриминации по соображениям происхождения. Это исключает возможность лишать кого бы то ни было каких-либо прав и свобод в связи с тем, что данное лицо не относится по рождению к «самому передовому классу». Тем самым призна­ется, что все классы и социальные группы по своей роли в обще­стве находятся в равном положении, и не может быть речи о со­циальном превосходстве или, наоборот, социальной униженности какого-либо лица. В такой же мере важен запрет дискриминации по соображениям убеждений, который защищает свободу мнений каждого человека и исключает официальное деление этих мнений на «правильные» и «вредные».

Равенство, равноправие и запрет дискриминации лежат в ос­нове многих конституционно-правовых институтов. Ими опреде­ляется подход государства ко всем провозглашенным правам и свободам граждан, правовой статус субъектов Федерации, поли­тических партий и общественных объединений, деятельность ор­ганов местного самоуправления.

Равноправие и запрет дискриминации не означают, что право вообще не может устанавливать привилегий и льгот. Льготы, на­пример, необходимы для участников Великой Отечественной войны, многодетных матерей, лиц, совмещающих учебу с рабо­той, и др. Но это узаконенные льготы, выражающие признанные обществом стандарты социальной справедливости. Совсем други­ми были привилегии номенклатуры в тоталитарном государстве, которые скрывались от общества и служили формой подкупа высшего чиновничества.

Конституция России отдельно решает вопрос о равенстве прав и свобод мужчины и женщины, специально подчеркивая необходимость равных возможностей для реализации этих прав и свобод. В данном случае нельзя сводить вопрос к формальному равенству мужчин и женщин, как это часто делают представите­ли феминистского движения на Западе, считающие, что льготы якобы унижают женщин и способствуют сохранению неравенст­ва с мужчинами. На самом деле, учитывая высокое социальное значение материнства и роль женщины в поддержании семьи, общество обязано создать женщинам специальные гарантии для реализации их прав. Государство обязано обеспечить доступ жен­щин к здравоохранению, образованию, профессиональной под­готовке, трудоустройству, а также удовлетворению других соци­альных потребностей. Федеральным законом от 19 июня 2004 г. ратифицирован Факультативный протокол к Конвенции о лик­видации всех форм дискриминации в отношении женщин (при­нят Генеральной Ассамблеей ООН 6 октября 1999 г.). Протокол предоставляет специально созданному Комитету право прини­мать и рассматривать заявления (жалобы) отдельных лиц или групп о нарушении их прав государством.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.