Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на частную жизнь






Частную жизнь составляют те стороны личной жизни челове­ка, которые он в силу своей свободы не желает делать достояни­ем других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его «среды обитания». Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобще­ственную или противоправную деятельность. Она отражает есте­ственное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Социа­листическое общество пыталось отвергнуть признание права че­ловека на частную жизнь, что вылилось в издевательские формы коллективных обсуждений личной жизни, изощренные методы слежки и подслушивания, распространение порочащей человека информации о его интимной жизни и т. д.

Однако гражданское общество понимает, что злоупотребление тайной частной жизни может носить антиобщественный и про­тивоправный характер. В этом случае общество исходит из того, что вмешательство в частную жизнь с целью выявления противо­правных действий того или иного лица должно происходить только на основе закона при наличии веских, опять же признан­ных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления, т. е. при возбуждении уголов­ного дела. Вне этого частная жизнь неприкосновенна.

Институт неприкосновенности частной жизни включает много разнообразных гарантий, которые содержатся в различ­ных статьях Конституции, а специально — в ст. 23 и 24. Рас­смотрим их.

1. Устанавливается право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Ни от кого нель­зя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников фи­нансового состояния семьи и т. д. Если честь и доброе имя чело­века подвергаются унижению или оскорблению, он вправе по­требовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб, что предусматривается Уголовным кодексом. Если кле­ветнические и порочащие человека сведения публикуются в пе­чати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать оп­ровержение этих сведений.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных пере­говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому за­прещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров. Уголовный кодекс квалифицирует нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений граждан как уголовное преступление. Обыск, выемка, наложение ареста на корреспон­денцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждениях могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных Уголовно-процессуальным кодексом. Строго регламентирован за­коном и порядок прослушивания телефонных разговоров. Все эти ограничения права на тайну допускаются только на основании судебного решения, что призвано исключить произвол и злоупот­ребления должностных лиц правозащитных органов.

Федеральный закон «О связи» (в редакции от 9 февраля 2007 г.) гарантирует тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, переда­ваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи. Установ­лено, что ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сооб­щений, передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, допускается только в случаях, предусмотренных федераль­ными законами. При этом операторы связи обязаны обеспечить соблюдение тайны связи.

Осмотр почтовых отправлений лицами, не являющимися уполномоченными работниками оператора связи, вскрытие поч­товых отправлений, осмотр вложений, ознакомление с информа­цией и документальной корреспонденцией, передаваемыми по сетям электросвязи и сетям почтовой связи, осуществляются только на основании решения суда, за исключением случаев, ус­тановленных федеральными законами. Сведения о передаваемых по сетям электросвязи и сетям почтовой связи сообщениях, о почтовых отправлениях и почтовых переводах денежных средств, а также сами эти сообщения, почтовые отправления и переводи­мые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям, если иное не предусмотрено федеральными законами. Федеральный закон, в частности, предусматривает определенные ограничения ряда прав граждан в целях противодействия терроризму.

3. Сбор, хранение, использование и распространение инфор­мации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Эта гарантия как бы ограничивает установленное Конституцией право каждого свободно искать и распространять информацию (ч. 4 ст. 29), но на самом деле противоречия между ними нет. Ключевым элементом всей конструкции служит согласие или не­согласие лица на распространение информации о нем. Естест­венно, например, что политик, артист, ученый не станет возра­жать против интервью с журналистом, в ходе которого собирает­ся информация для публикации статьи в прессе. Но совсем другое дело, когда журналист собирает информацию, да еще ком­прометирующую, без ведома интересующего его лица и публику­ет статью без его согласия. В этом случае Конституция нарушена. Данная гарантия воспрещает государственным и коммерческим организациям собирать и даже хранить досье с компрометирую­щими то или иное лицо материалами.

Закон запрещает нарушать профессиональную тайну о личной жизни, которой обладают врачи, судьи, следователи, нотариусы. Специально охраняется тайна исповеди — священник не подле­жит уголовной ответственности за недонесение о преступлении, ставшем ему известным на исповеди.

Для защиты многих личных прав очень важны гарантии при обработке персональных данных. Россия ратифицировала Кон­венцию Совета Европы о защите физических лиц при автомати­зированной обработке персональных данных (Федеральный за­кон от 19 декабря 2005 г.), но с рядом оговорок. В частности, указано на возможность ограничения права граждан на доступ к персональным данным о себе в целях защиты безопасности госу­дарства и общественного порядка.

Целям защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны служит Федеральный закон «О персо­нальных данных» от 27 июля 2006 г. Закон устанавливает усло­вия, при которых государственные органы и физические лица ве­дут обработку персональных данных о человеке (его семейном, социальном, имущественном положении, образовании, доходах и другой информации). Только в установленных Законом случаях обработка может вестись без согласия самого физического лица, которому предоставлен ряд гарантий защиты его прав.

Порядок использования персональных данных государствен­ных гражданских служащих регулируется Положением, утвер­жденным Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г.

Согласно закону (ст. 139 ГК РФ) охраняется служебная и ком­мерческая тайна, когда информация имеет действительную или потенциальную ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и облада­тель информации принимает меры к охране ее конфиденциаль­ности. Следовательно, право определять объем сведений, состав­ляющих тайну, принадлежит самому человеку, а то, что не может быть предметом тайны, определяется только законом и иными правовыми актами. Служебная и коммерческая тайна охраняется законом, а тот, кто незаконными способами получает информа­цию, обязан возместить причиненные убытки.

Законом о банках и банковской деятельности предусмотрено также право вкладчика на тайну вклада, которую обязаны гаран­тировать банки. Разглашение сведений, если это не разрешается законом, ведет к ответственности соответствующих должностных лиц. Эти гарантии имеют большое значение для охраны частных интересов граждан в условиях развития рыночного хозяйства, увеличения числа частных предприятий, учреждений и банков.

4. Органы государственной власти и органы местного само­управления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непо­средственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Следовательно, любое лицо вправе об­ратиться с требованием в государственное, общественное или ча­стное учреждение, например, для получения сведений об эколо­гической безопасности в зоне проживания или о наличии фонда заработной платы на предприятии. К сожалению, процедура осу­ществления этой гарантии и порядок применения судебного кон­троля пока законом не разработаны (это касается всех гарантий права на частную жизнь), в результате чего конституционные нормы как бы повисают в воздухе: введенный Конституцией РФ судебный контроль еще не действует из-за отсутствия закона, а старый порядок (прокурорский) ею же отвергнут.

Из конституционной нормы вытекает, что определенные до­кументы и материалы не подлежат разглашению. Здесь речь идет о государственной тайне и других формах закрытости, но только в том случае, если это предусмотрено законом и другими соот­ветствующими правовыми актами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.