Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Картинка. О распространении магометанской веры среди адыгов-христиан и методах их вовлечения в новую религию в «Истории Кубанского казачьего войска» в томе 2






О распространении магометанской веры среди адыгов-христиан и методах их вовлечения в новую религию в «Истории Кубанского казачьего войска» в томе 2, на стр. 26-27 Ф.А.Щербина пишет: «В 1717 году турецкий султан Мурад IV приказал крымским ханам – Девлет-Гирею и Кази-Гирею, непременно распространять ислам между кавказскими горцами. В это время татары были уже омусульманены и достаточно фанатизированы.

Ханы двинулись из Крыма с многочисленными полчищами татар насаждать магометанство у черкесов. Они прошли через земли натухайцев, шапсугов и бжедугов, дошли до реки Белой и разбили свой стан в том месте, где находится теперь Ханская станица, получившая впоследствии это название. В лице натухаевских и шапсугских князей с дворянами, татары нашли ревностных сторонников ислама, но бжедугские, темиргоевские и кабардинские князья и дворяне отнеслись враждебно к новой религии, так как не желали подчиняться влиянию мулл. Народ же «тльфокотль» у шапсугов и натухайцев отнесся более индифферентно, чем у остальных племен, видевших в мусульманском духовенстве защитников их прав.

Расположившись на реке Белой станом, татары отсюда начали распространять исламизм по всему Северному Кавказу, вплоть до самого Дагестана. Партиями и мелкими отрядами с пламенными речами духовенства о прелестях магометанского рая и с мечами в руках у фанатизированных татар, шло всюду в горах насаждение новой веры. Самый стан обратился в сборище веселья и разгула. В ханский стан татары гнали в большом количестве скот и лошадей, приводили женщин и мальчиков и вели разгульную жизнь. Поэтому и ближайшее к ханскому становищу место татары назвали «Майкоп», что в буквальном переводе означало «много масла», а в вольном иносказательном, «как коту масленица».

Таким образом, видимый магометанский рай начинался для черкесов как бы с урочища Майкоп, на котором возник потом город того же имени. И вот в это-то веселое для татар время и были разрушены лучшие памятники христианства на Кавказе – храмы. Насаждение ислама у черкесского народа продолжалось потом 147 лет, до тех пор, пока не был покорен Северный Кавказ.

Но наряду с религией Магомета и христианством, черкесы продолжали приносить религиозную дань и язычеству. У них до последнего времени сохранились свои языческие божества, обряды и моления. Был Зейгут покровитель наездников, свой черкесский Марс, Кодес – бог вод или свой Нептун, Тлепс – бог огня, покровитель кузнецов, свой Вулкан, Мезитху, бог лесов и др. В числе этих богов наибольшим уважением пользовался Созерис, покровитель хлебопашества. Празднование этого бога совпадало с днями Рождества Христова. В день праздника в дом вносили сук о семи ветвях, к которым прикреплялись свечи из желтого воска, пирожки и кусочки сыра. Это были жертвы богу».

1720г. Вторжение крымских войск в Кабарду. Крымский хан Саадат-Гирей с 40 тысячной армией, в состав которой также входили темиргоевские и бесленевские войска, подошел к границам Кабарды. Хан потребовал от кабардинцев признания над ними Османского подданства и выдачи 4 тыс. ясырей (рабов) за разгром Каплан-Гирея и возмещения всех военных трофеев, захваченных у крымцев за последние 20 лет. Часть кабардинцев капитулировала, другая часть ушла в горы и оказала активное сопротивление крымскому войску. Так Кабарда была расколота на два лагеря и меж ними началась междоусобная война. Кабардинцы, оказавшие сопротивление крымскому хану, обратились за помощью к России. Правительство России предписало астраханскому губернатору Александру Петровичу Волынскому помочь кабардинцам силами донских и других казаков. Иран с трудом сдерживает удары афганской армии.
1721г. Крымский хан Саадат-Гирей отвел свои войска за реку Кубань. Губернатор А.П. Волынский привел отряд донских казаков и калмыков в город Терки для оказания помощи кабардинцам.
1722-1723 гг.   Персидский поход Петра I. Войско Петра I состояло из 22 тыс. пехоты, 9 тыс. драгун, казаков, астраханских татар и кабардинцев. Войска Петра I дружелюбно вступили во владения Шамхала в г. Сулак, но при подходе к Дербенту были атакованы каракайдахцами, которые Петром I были разбиты наголову. Дербент отворил ворота, и император поставил в нем русский гарнизон. Затем вернулся в Астрахань. При обратном следовании заложил на реке Сулак крепость Святого Креста и перевел туда гарнизон из крепости Терки. В крепость Святого Креста Петр I прислал подкрепление из 40 тыс. калмыков и 1 тыс. донских казаков. Поручил походному атаману Краснощекову наказать Уцмия Каракайдахского за нападение его отрядов на Петра I. Краснощеков успешно выполнил поручение императора. Поход на Персию был отложен, так как суда с провиантом, шедшие к Петру I, попали в Каспийском море в шторм и затонули. Главное Кавказское управление переведено в крепость Св. Креста.
1722г. Турецкий султан вышел с требованием к Петру I о запрете казакам и калмыкам вмешиваться в междоусобную войну между кабардинцами. В ответной грамоте султану Петр I согласился с требованиями Турции.
1723г. Напуганный вторжением османских войск на Кавказ Иран подписал мирный договор с Россией. Иран признавал за Россией прикаспийские области Кавказа. Это еще больше обострило русско-турецкие отношения. Над Кавказом нависла угроза османского завоевания.
1724г. В 1724 году к всероссийскому государю Петру I Великому с посланием обратились армянские патриархи Исайя и Нерсес с просьбой принять армянский народ под покровительство России. Они писали, что турки, став обладателями большей части Армении и Грузии, готовы вторгнуться в Карабахскую и Шемахинскую провинции и «христиан всех побьют и погубят». 10 ноября того же года «император и самодержец Всероссийский» подписал грамоту патриарху Исайе и всему армянскому народу о принятии их под покровительство России.





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.