Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сила примера






Лёвушка, герой книги К. Антаровой «Две жизни» научил меня одной очень важной вещи. Перед лицом трудных обстоятельств, когда он не знал, как поступить, он мысленно вызывал перед собой образ своего великого друга Флорентийца. И в то же миг ему тотчас передавалась его уверенность, великодушие и полнота знания, которые помогали Левушке сделать правильный выбор.

Имеют ли сегодняшние дети какие-либо примеры перед глазами? Чей образ они вызовут перед собой, когда будет нужно принять важное решение? И к каким мыслям, чувствам и действиям приведет их этот образ?

Взаимоотношения ребенка и взрослого – вещь важнейшая и сложнейшая. Порой и нам, взрослым и совершеннолетним необходим идеал поведения и нравственных качеств, чтобы не сбиться с пути в сегодняшнем мире, где «можно всё». А детям это важно в особенности – видеть рядом таких людей, какими они захотели бы стать в будущем. Причем, захотели бы подражать не внешнему антуражу и даже не достижениям, а нравственной силе и чистоте.

Чтобы научиться пересыпать и переливать, писать букву или складывать числа, ребенок сначала видит презентацию Монтессори-учительницы, которая показывает ему, как правильно. Как обращаться с этим материалом, как наводить порядок – и в дальнейшем даже не приходит в голову мысли использовать его не по назначению. А в не менее важных вещах – взаимодействии с людьми, умении делать нравственный выбор, ребенок вынужден брести на ощупь в обстановке нечетких ориентиров.

Необыкновенно высоки должны быть требования к нам, взрослым, которые окружают ребенка. Наше выражение лиц, наше отношение к миру, себе, труду, учению должны в идеале быть таковыми, какие мы пытаемся передать детям. Мы часто сами сбиты с толку, потому что не всем посчастливилось встретить друга – Флорентийца. Но даже мы можем находить радость – в нашем дне, в нашем труде, в окружающих людях – и, распространяя радость вокруг себя, заражать ею детей. Чем больше мы показываем своим примером, тем меньше нам приходится наставлять и поучать, окрикивать и бороться.

Нам важно обезопасить детей от погони за внешней оценкой. В некоторых садах все еще дают солнышки за хорошее поведение и тучки за плохое. В итоге ребенок играет видимость дисциплины, чтобы получить солнышко, а не ради себя и других. Или же намеренно ведет себя неподобающе, чтобы получить тучку – просто потому, что она ему нравится больше.

Хорошее поведение из стремления угодить тому, кого любишь– это уже большой шаг к росту правильных качеств. Но это еще далеко от истинного служения. Дети, не загнанные в ловушки оценок, творят свободно, дарят плоды своего труда не чтобы оценили, а от переполняющих чувств, задаю вопросы о том, как сделать лучше и качественнее, а не о грядущей критике или похвале.

Монтессори много писала о том, как важно наставнице быть образцом для подражания и будить вдохновение. Мы сможем быть таковыми, если носим в своем сердце радость и высокий нравственный ориентир, который позволяет нам выйти снова на верную дорогу, даже если где-то мы повели себя неподобающим образом. Мы должны сами разыскать и раскрыть в себе свет нашего внутреннего ребенка и позволить ему творить не ради похвалы, а из чувства долга и радости.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.