Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приключения в большом мире






Мария Осорина много пишет о том, что ребенок в возрасте до 3-4 лет всегда стремится точно определить свои постоянные координаты – если кто-то занимает его стул, его кроватку, это воспринимается как огромная трагедия. Ребенок чувствует себя вытесненным из мира, потерявшим свое место в нем.

Расширение своих границ и более творческое и спокойное отношение к ним приходит с первым ощущением себя комфортно в собственном теле. Некоторых детишек так и тянет выйти за его пределы, но без должной интеграции мысли с телом этот огромный мир не усваивается в полной мере.

В 4-6 лет ребята на любой карте мира хотят прежде всего найти свой город, улицу, дом. Совсем недавно мы с коллегой были свидетельницами того, как шестилетняя Соня «показывала» подружкам на глобусе свою улицу Фурманова и номер дома. Важно найти свою маленькую точку на этой огромной планете. Моя страна такая же «моя» как и мой стул, стол и кровать. Моё – это то, что защищает меня, отгораживает от не-моего, дает ресурс, держит в рамках. С возрастом понятие «мое» эволюционирует, приобретая значение «то за что я отвечаю, о чем я забочусь». С ростом географии растет ответственность.

В 5-7 лет детей завораживают континенты и океаны, рельефы Земли, разделение воды и суши. Другие планеты так же влекут как и «наша Земля». Другое, не своё, тоже становится интересным. В этот период начинается становление дружбы – бескорыстной любви к тому, кто совсем не такой, как ты. Важно не допустить, чтобы нахождение различий не перешло в сопоставление и сравнивание «а я умею круче!». Не хвастаться - а принять, понять, показать, научить, обменяться. Невероятно многое здесь зависит от родителей.

За стадией пользования миром как источником всех необходимых благ следует стадия готовности с миром дружить. Если семья путешествует, старайтесь не столько «быть развлекаемыми» и критиковать другие места, а находить в каждом месте своего прибытия что-нибудь интересное. Не ожидайте, что вас «должны» развлечь и обслужить, а покажите ребенку пример, как вы можете оказаться полезными тому месту, куда привела вас судьба. Не сравнивайте места по стоимости и престижности – пусть весь мир в глазах ребенка будет единым, открытым, интересным. Мы все – словно маленькие существа в мозге у кого-то очень большого…

В моем детстве считалось, что детям должны непременно нравиться книжки о приключениях и путешествиях. Загадка в том, что детство — само по себе приключение. Каждый день ребенок осваивает какой-то новый навык, сталкивается с чем-то незнакомым и безумно интересным. Когда же происходит эта переломная точка, когда ребенок начинает считать свою жизнь рутинной и скучной? Что упускаем мы, взрослые, как нам удается превратить мир приключений в серые будни?

Возможно, мы не даем детям освоить то, что им так хочется освоить? Не доверяем, боимся, что он сделает хуже, чем мы. Не даем ему участвовать в повседневной, бьющей ключом жизни и оттесняем его куда-то на задворки существования — к игрушкам, телевизору, планшету.

Возможно, слишком часто стремимся его развлечь — вместо того, чтобы позволять ему самому находить себе занятие и исследовать мир. Устраиваем гонку за впечатлениями по торговым центрам и паркам развлечений — а количество пережитого не успевает перейти в качество. Предоставляем готовые ответы на его вопросы, вместо того, чтобы поинтересоваться: «а как ты сам(а) думаешь»?

Возможно, делаем из образования какого-то страшного монстра вместо того, чем оно поистине должно быть — настоящим приключением, путешествием по разным странам, эпохам и культурам, языкам и законам Вселенной. Возможно, у нас не горят глаза, когда мы рассказываем ребенку о том, как устроен мир. Образование — это познание, а не повинность, вызов, а не каторга.

И сами, во взрослой жизни, привыкаем к скуке. Привыкаем к тому, что телевидение, сфера развлечений, другие умные люди гораздо лучше нас знают, что нам нужно в жизни. Жизнь как приключение начинается тогда, когда мы рисуем делать то, чего нам действительно хочется — даже если у нас для этого недостаточно ровно растут руки или не хватает еще каких-то навыков. Мы сами исследуем новые сферы, превращаясь в настоящих первопроходцев. Это, поверьте, интереснее, чем читать и смотреть фильмы даже о самых невероятных приключениях. Хотя читать и смотреть тоже нужно — чтобы заразиться вдохновением и смелостью.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.