Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воображение в журналистском творчестве






 

В отличие от литературного творчества, где воображение играет первостепенную роль в создании художественных обра­зов, в деятельности журналиста оно выполняет определенные функции: во-первых, способствует углублению и расширению знаний, во-вторых, помогает предвосхитить результат рассмат­риваемых вопросов, в-третьих, так же, как и в литературном твор­честве (особенно в художественно-публицистических жанрах), участвует в создании образов. Творческое воображение являет­ся одной из психологических предпосылок журналистской дея­тельности, проявляясь на различных стадиях творческого про­цесса по созданию будущего произведения. Особенно значительна роль воображения на начальных этапах творчества — при за­рождении замысла, когда журналист обдумывает идею, плани­ровку материала, выдвигает ряд гипотез по развитию той или иной жизненной ситуации или явления, а также при вынашивании произведения; при детальной разработке всех художествен­но-выразительных средств; в процессе синтезирования фактоло­гических данных и непосредственных впечатлений. В этом смысле воображение выступает как своеобразная форма отражения дей­ствительности. Чтобы разобраться в столь сложном явлении, рас­смотрим, как же трактуют данное понятие психологи.

 

По мнению Р.С. Немова, воображение — это необходи­мый элемент творческой деятельности человека, выражающий­ся в построении образа продуктов труда, а также обеспечиваю­щий создание программы поведения в тех случаях, когда про­блемная ситуация характеризуется неопределенностью. Данный автор справедливо отмечает, что «первое и важнейшее назна­чение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представить результат труда до его на­чала, представить не только продукт труда, но и его промежу­точные продукты».[24] Исходя из данного положения, можно сказать, что воображение определенным образом ориентирует человека в процессе его деятельности, помогая ему создать не­кую идеальную модель конечного или промежуточного продук­та труда. Это, так называемое, опережающее отражение дей­ствительности.

 

В силу того, что воображение тесно связано с мышлением, вполне естественно, что в процессе обдумывания плана буду­щего произведения журналист осуществляет и логический ана­лиз стоящей перед ним проблемы. Но опережающее отраже­ние действительности в воображении и в мышлении происхо­дит по-разному. В первом случае отражение происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений (они могут выступать в виде различных иллюстративных материа­лов или словесного описания), во втором — путем оперирова­ния понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно по­знавать мир.[25] Таким образом, в осмыслении замысла буду­щего произведения можно обозначить две системы опережения сознанием результатов журналистской деятельности: образное и понятийное. Особенности протекания данных процессов мы рассмотрим во второй части.

 

Специфика журналистского воображения проявляется не только в предвосхищении будущего результата деятельности. Во­ображение активно участвует и в выработке новых идей, и в про­цессе перекомбинирования жизненных впечатлений и образов, и при переносе признаков одного объекта на другие, и в преобразо­вании прошлого опыта, и при структурной организации материа­ла, когда в отдельных частях будущего текста необходимо увидеть и осознать целостное произведение, и т. д. При этом существуют различные способы стимулирования воображения:

 

1. Перегруппировка событий и фактов (например, отход от хронологического следования за событием) выявляет скры­тые причинно-следственные связи между ними.

 

2. Различная «игра слов» — особенно эффективна при со­здании новых фразеологических оборотов, каламбуров, мета­фор, сравнений, аналогий и т. д.

 

3. Составление разных классификаций и типологий. Как пишет Р. Миле, «воображение развивается при поиске новых типов, общих черт и критериев, их объединяющих. Графики, модели, таблицы, диаграммы не просто иллюстрируют уже изве­стные знания, но служат инструментом разработки нового зна­ния. Оно появляется и в тех случаях, когда словесное описание вы заменяете графическим. В результате выделяются новые свя­зи и структуры. Вы начинаете мыслить точнее и проще»[26].

 

4. Рассмотрение проблемы под различными углами зрения.

 

5. Предполагаемый диалог с читателями, оппонентами и критиками ваших взглядов и позиций.

 

6. Предметное обсуждение темы будущего произведения с коллегами и т. д.

 

Характеризуя воображение, психологи отмечают две ос­новные его составляющие: процесс преобразования представ­лений и создание новых образов на основе имеющихся. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в сле­дующих формах:

 

1. Агглютинация — элементарная форма синтезирования образов; предполагает «склеивание» различных в повседнев­ной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (напри­мер, сказочные образы — русалка, кентавр, избушка на курь­их ножках и т. п.).

 

2. Гиперболизация — характеризует не только увеличение или уменьшение предмета, но и изменение количества частей предмета или их смещений (многорукие богини в индийской мифологии, многоголовые драконы и т. д.).

 

3. Заострение — подчеркивание каких-либо признаков (дру­жеский шарж или злые карикатуры).

 

4. Схематизация — происходит в том случае, если пред­ставления, из которых конструируется образ фантазии, слива­ются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план (например, создание художественного орнамента, элементы которого взяты из растительного мира).

 

5. Типизация — форма широко используемая в художе­ственной литературе, для нее характерно выделение существен­ного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе[27].

 

Данные приемы могут быть активно использованы журна­листами в сатирических жанрах журналистики — фельетоне и памфлете, где для достижения комического эффекта использу­ется целый арсенал художественно-изобразительных средств.

 

Таким образом, воображение в творческом процессе имеет важное значение, связанное не только с предвосхищением ре­зультатов труда, но и с активным созданием представлений и образов, отличающихся неожиданными, непривычными сочета­ниями и связями, для достижения конечного результата труда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.