Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новичок в редакции: сложности адаптационного периода






 

Самоопределение журналиста в редакционном коллективе — это процесс осознания им своего места и своей позиции в системе групповых взаимоотношений. На этом этапе происхо­дит сознательный межличностный выбор, формируются изби­рательные связи с коллегами, устанавливаются различного рода деловые и неформальные контакты. В условиях редакции меж­личностные связи журналистов формируются на основе дея­тельности, общения и психологического отражения.

 

Предметно-практические взаимоотношения возникают под влиянием технологических, организационных и творческих опе­раций по выпуску печатного издания. Коммуникативные связи появляются в ходе информационного обмена и зависят от психо­логических характеристик человека (непосредственность в обще­нии, открытость, скрытность и другие качества, определяющие психологические особенности коммуникативного поведения).

 

При анализе психологического отражения важно, по мне­нию психологов, учитывать такие моменты в межличностных взаимоотношениях людей, как адекватность взаимного позна­ния партнеров по взаимодействию, степень проникновения уча­стников редакционного процесса в психологическую сущность друг друга, степень их взаимного «понимания — непонимания» в процессе решения совместных задач и т. д.

 

В редакционном коллективе, как и в любой производствен­ной организации, установление межличностных взаимоотноше­ний между представителями одной профессии происходит уже на стадии адаптационного периода, который может быть оха­рактеризован через динамику мотивов индивидуального выбо­ра человеком своих партнеров по совместной деятельности. Мотивы действий и поступков заложены в самом сознании лич­ности. При этом отечественные психологи утверждают, что формирование побудительных сил, определяющих мотивацию действий и поступков людей, связано с социальной сущностью личности. Этому способствует существование различных свя­зей человека с другими людьми, а также постоянных взаимоот­ношений индивида с группой. В процессе общения индивид вырабатывает тактику поведения, позволяющую ему адекватно реагировать на все внешние воздействия и соответствующим образом действовать в коллективе.

 

Как же протекают столь сложные психологические про­цессы при вхождении новичка в редакционный коллектив? По нашим наблюдениям, в адаптационный период доминирующую роль в поиске партнеров по взаимодействию играют имеющие непосредственный характер симпатии — антипатии, способству­ющие установлению первоначальных контактов с будущими кол­легами. В дальнейшем предпочтительные отношения к тому или иному сотруднику опосредуются различными представления­ми человека об идейных убеждениях партнеров по взаимодей­ствию, конкретными знаниями о личностных и профессиональ­ных качествах коллег по работе, а также осознанием собствен­ных моральных обязанностей перед коллективом.

 

Кроме этого на благоприятное протекание процесса адап­тации новичка в коллективе влияют непосредственные оценки членов редакции. Там, где установки журналистов по отноше­нию к своим новым коллегам носят антигуманный характер, где человеку необоснованно приписывают «негативные», не­желательные качества, там «адаптирующая способность» кол­лективов очень низка. И наоборот: там, где сотрудники редак­ции склонны отмечать положительные личные качества нович­ка, аналогичные тем, которыми они сами обладают, как правило, имеет место действенная групповая эмоциональная идентифи­кация с новым членом коллектива.

 

Рассмотрим, как все эти процессы разворачиваются на практике. После окончания университета молодой журналист Н. устроился в престижную городскую газету. Вот как он охаракте­ризовал свои первоначальные взаимоотношения с коллегами: «Мне до прихода в данную редакцию всегда казалось, что здесь творят такие ассы журналистики, к которым и не подступишься. Но ка­ково было мое удивление, когда один из заместителей главного редактора на моем направлении написал: " согреть и приютить" и отправил с этой " визой" в отдел новостей. Здесь меня дей­ствительно встретили хорошо. Хотя потом заметил, что люди здесь занятые и возиться им с новичками некогда. Либо ты заявляешь о себе, либо ты расстаешься с газетой. Впрочем, вза­имоотношения с коллегами наладились сразу, хотя поначалу перед многими из них комплексовал. Возможно, и они замети­ли это, но виду не подавали, а наоборот, всячески старались поддержать...»[23]. Далее Н. подробно остановился на своих непростых взаимоотношениях с редактором отдела социально-экономических проблем. Ему, по его мнению, в этом плане не повезло: руководитель данного подразделения всячески подав­лял инициативу молодого журналиста, нещадно правил его ма­териалы, вселяя в него неуверенность в собственные силы. И неудивительно, что молодой сотрудник, засомневавшись в соб­ственных творческих возможностях, принял решение уйти из газеты. Но перед этим поделился своими проблемами с одним из членов редколлегии, к которому испытывал особое доверие. Поддержка более опытного коллеги оказалась для начинающе­го журналиста решающей, так как тот не только помог ему про­анализировать все его ошибки, но и предложил перейти в его «команду», где и постарался создать для новичка благоприят­ные условия работы.

 

Если журналист Н. в своем межличностном выборе коллег больше ориентировался на тех, кто мог оказать ему моральную поддержку, то В. отдавал предпочтение тем, кто мог бы помочь ему в профессиональном становлении.

 

«С самого начала я попал в очень сильный отдел, — рас­сказывает журналист В. — Там работали настоящие професси­оналы. Они, в общем-то, и предопределили мою творческую судьбу. Особенно я благодарен заведующей отделом экономи­ческой теории. С ее помощью вошел в курс редакционной жиз­ни, разобрался в теоретической проблематике еженедельника, завел связи с ведущими экономистами. Да и сейчас мой настав­ник — человек широчайшей эрудиции — часто помогает при разработке каких-то сложных тем. Только в этом году совместно подготовили серию материалов под общей рубрикой " Рынок без мифов и иллюзий", потом написали статью на целый разворот о " теневой экономике". В процессе совместной работы коллега старалась передать мне свои знания, опыт и навыки»[24].

 

Знакомясь с методами работы коллег по редакции, моло­дой журналист пытался, как мы видим, перенять у них их про­фессиональный опыт. Чтобы достигнуть определенного уровня в освещении социально-экономических проблем, ему пришлось всерьез заняться самообразованием. Поэтому единственный для себя путь в налаживании взаимоотношений с коллегами, в их признании его профессиональной состоятельности он видел в повышении собственной квалификации и в совершенствовании своего профессионального мастерства. Сейчас В. — старший корреспондент отдела теории экономики одной из экономичес­ких газет.

 

В профессиональном становлении молодого журналиста роль наставника очень высока, В процессе вхождения в редакционный коллектив начинающие журналисты в своем межличностном вы­боре ориентируются на определенный круг людей, способных под­держать их как в человеческом, так и в профессиональном плане. Впрочем, в процессе редакционного самоопределения и углубле­ния взаимоотношений между сотрудниками одной газеты их меж­личностные отношения не могут основываться лишь на непосред­ственно-эмоциональных отношениях. На смену им приходят дру­гие критерии в оценке коллег по взаимодействию. В данном случае коллеги по редакции в своем межличностном выборе могут от­дать предпочтение тем, кто разделяет их взгляды, способен, как и они, отстаивать политическую линию издания, наконец, придер­живается тех же профессиональных принципов в своей творчес­кой работе, что и они.

 

В процессе редакционного самоопределения начинающие журналисты могут ориентироваться на мнения наиболее автори­тетных лиц, позиция и оценка которых имеют для них опреде­ленное значение. Эти люди обычно «выступают» в качестве сво­его рода призмы, благодаря которой личность стремится осуще­ствлять акты социальной перцепции: видеть и оценивать значимые для нее объекты, цели, задачи, способы деятельности, других лю­дей. Они становятся зеркалом, в котором журналист начинает видеть самого себя. Как уже говорилось, такой круг наиболее авторитетных людей называют референтной группой.

 

Таким образом, журналист в процессе редакционного само­определения сам избирает тот круг людей, с которыми стремит­ся наладить не только межличностные, но и деловые контакты. При этом его поведение в коллективе определяется относитель­но осознанными установками и некоторой независимостью в действиях, а его направленность в межличностном выборе зави­сит не только от моральных установок, но и от того опыта, с которым он пришел в редакцию. Исходя из социальной значимо­сти ценностных ориентации редакционного коллектива, приня­тых личностью, можно предположительно говорить о различных уровнях самоопределения: групповом и индивидуальном. Груп­повое самоопределение предполагает защиту целей и задач, при­нятых журналистом в процессе совместной деятельности. А ин­дивидуальное — признание тех нравственных ценностей, кото­рые считаются в коллективе главенствующими.

 

В процессе редакционного самоопределения и углубле­ния взаимоотношений между сотрудниками одной редакции их контакты основываются не только на непосредственно-эмо­циональных отношениях, но и на принятии совместных целей деятельности.

 

Общеизвестно, что взаимосвязь индивидуального резуль­тата журналистской деятельности с коллективным продуктом редакции подразумевает объединение журналистов вокруг об­щих политических и идеологических целей. В социально-пси­хологической литературе давно уже общепризнано, что цель представляет сложное двухплановое отражение действительно­сти.[25] Во внутреннем плане она опосредует интересы челове­ка, а во внешнем — его реальные возможности. Помимо позна­вательной стороны цель включает в себя эмоционально-воле­вые и оценочные компоненты. Формируясь на основе синтеза наглядно-чувственной и рационально-логической сторон созна­ния, она образует комплексное духовное явление.

 

Как правило, журналистские цели можно подразделить на общие (групповые) и индивидуальные по следующим признакам:

 

— по идейно-политической направленности газеты, опре­деляющей ее характер, позицию и лицо;

 

— по ориентированности издания на читателей, с учетом их возраста, образования, профессий, интересов и т. д.;

 

— по личным задачам журналистов относительно общей линии редакции.

 

Общая цель отражает практическую связь людей в кол­лективе. Она может быть сформулирована в различных доку­ментах, манифестах, декларациях, лозунгах и т. д. Как показы­вает практика, сегодня многие издания стремятся придержи­ваться принципа свободы слова и плюрализма мнений, отстаивают собственную точку зрения и т.п. Общие установки издания являются исходными факторами формирования инди­видуальных целей. Если первые из них воплощены в различно­го рода документах, то вторые чаще фиксируются на «внутрен­нем языке» определенной совокупности понятий, представле­ний, эмоций и не обязательно могут выражаться внешне (проявляясь в конечном счете лишь в поступках людей).

 

Исходным пунктом формирования индивидуальной цели яв­ляется наличие у журналистов широкого спектра интересов. Фо­кусируя мысли и чувства человека на определенных аспектах дей­ствительности, они задают общее направление действий индиви­да. Функция интересов — «высвечивание» наиболее важных (с точки зрения личности) предметов действительности и создание постоянной «заряженности» человека на результаты труда.

 

Следующий этап — конкретизация общей цели и опреде­ление возможных путей ее реализации. В совокупности эти процессы приводят к выбору решения, которое может быть принято методом проб и ошибок, предварительным перебо­ром ситуаций и оптимальным планированием. Найденное та­ким образом решение придает цели действенность. Причем ориентация на перспективную задачу — один из критериев выбора решения. Определение программных направлений по­могает журналистам более четко проводить какую-либо поли­тическую линию, а также всеми законными мерами отстаи­вать свою независимость от влияния различных обществен­ных групп и движений.

 

Установление определенных контактов между участника­ми редакционного процесса позволяет им в дальнейшем орга­низовать совместную работу по выпуску очередного номера.

 

В данном случае они не только обмениваются информацией, но и планируют общую деятельность, распределяют между собой задания, а также определяют различные варианты твор­ческого сотрудничества.

 

Анализ различных сторон коммуникативной деятельности журналистов позволяет нам подойти к определению функций общения. Первая из них — организация совместной деятельнос­ти людей (согласование и объединение усилий для достижения общего результата); вторая — формирование и развитие меж­личностных отношений (взаимодействие с целью налаживания отношений); третья — познание людьми друг друга. Заметим, что эффективность группового взаимодействия журналистов во многом зависит от точности межличностного восприятия, осно­вывающегося на взаимопонимании партнеров по общению.

 

Взаимопонимание в общении не дается журналистам в го­товом виде. Оно вырабатывается, как показывает практика, в процессе предметно-ориентированных и действенных взаимо­отношений. В редакционных коллективах, где люди не могут достичь определенного согласия по тем или иным вопросам, как правило, возникают конфликтные ситуации, и наоборот, там, где личности пытаются найти согласие по спорным про­блемам, между ними складывается взаимопонимание.

 

Впрочем, на практике все эти вопросы решаются неодно­значно, так как у каждого журналиста всегда имеется своя точ­ка зрения на ту или иную проблему. Например, на межличнос­тное взаимопонимание могут отрицательно повлиять и идей­ные разногласия, происходящие между сотрудниками одной редакции, и отсутствие в редакции здоровой критики и само­критики, и спор по каким-то творческим вопросам, способный привести к открытой конфронтации. При этом в каждом конк­ретном случае мы можем наблюдать различную реакцию жур­налистов на ту или иную ситуацию. В процессе совместной де­ятельности каждый журналист стремится проявить свои инди­видуальные качества, и в силу этих различий людям порой бывает трудно наладить взаимоотношения. Но подобное отли­чие личностей друг от друга не может быть, на наш взгляд, абсолютным по всем психологическим параметрам. Наряду с неповторимыми индивидуальными психологическими особен­ностями у участников редакционного процесса можно обнару­жить типичные и общие характеристики, которые и создают при взаимодействии двух партнеров условия, объединяющие, связывающие их в единое целое. Наиболее общим признаком, включаемым в понятие «совместимость», считается взаимное соответствие психологических свойств работников редакции. Это может быть наличие у журналистов общих творческих ин­тересов, приверженность к каким-то идеям, сходность темпе­раментов, характеров и т. д. При этом совместимость как фе­номен общения людей может определяться как процесс и как результат. В первом случае происходит «притирка» характеров, потребностей, мотивов поведения. Во втором результатом со­вместимости становится удовлетворенность партнеров друг дру­гом (мыслями или чувствами).

 

Наши исследования показали, что психологическую совме­стимость и успех совместной деятельности обусловливают: общ­ность идейных взглядов, моральные качества партнеров, критич­ность к себе и терпимость к окружающим, полное доверие друг к другу и т. д. Психологическая несовместимость между журна­листами может возникнуть тогда, когда личности имеют различ­ные ценностные установки, когда между ними отсутствуют дру­жеские связи и т. д.

 

Под срабатываемостью мы прежде всего понимаем согла­сование между партнерами индивидуальных стилей работы, навыков их деятельности, хорошее знание своих профессио­нальных обязанностей. Например, одни журналисты могут за­ранее организовывать свою деятельность, планируют ее, дру­гие склонны трудиться более стихийно. Одни более оператив­ны при выполнении редакционных заданий, другие более медлительны. Конечно, в таких ситуациях очень важна коорди­нация участников взаимодействия с учетом их индивидуальных особенностей. Поэтому степень срабатываемости свидетельству­ет прежде всего о рациональном распределении труда между журналистами.

 

Итак, в процессе самоопределения в редакционном коллек­тиве журналисты осуществляют свой межличностный выбор, устанавливают определенные контакты с коллегами по совмест­ной деятельности. Знакомясь с психологическими характеристи­ками своих будущих коллег, оценивая их профессиональные ка­чества, а также сопоставляя свои идейные взгляды с позицией группы, личность избирательно подходит к выбору своих парт­неров. Являясь объектами и субъектами общения, журналисты познают друг друга, определяя для себя, с кем из партнеров они психологически совместимы, а с кем — нет, с кем могут срабо­таться, а с кем — нет. От успешности в налаживании межлично­стных контактов во многом зависит слаженность работы редак­ционного коллектива.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.