Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Индивидуальные характеристики творческой личности






 

Давно поутихли в журналистских кругах разговоры о тай­нах профессионального мастерства, об организации творческой лаборатории, о сладостных муках творчества, о развитии твор­ческих способностей и о многом другом. И тем не менее, потреб­ность в осмыслении своего индивидуального творчества суще­ствует. Беседы с известными журналистами о технике профес­сионального мастерства изредка появляются на страницах журнала «Журналист». В этом смысле нам кажется очень пока­зательным интервью И. Руденко с бывшим главным редактором «Комсомольской правды» В. Симоновым о том, что в современ­ной журналистике важнее — умение красиво складывать слова или же способность газетчика к оперативному освещению собы­тий. По мнению В. Симонова, сегодня «изменилась сама про­фессия... Журналистика была ближе к литературе, к художе­ственному творчеству. Сегодняшние профессионалы не обяза­ны писать лучше, красивее, ярче других. И даже, выскажу крамольную мысль, не обязаны думать глубже других. Их глав­ная обязанность — успеть раньше, успеть в номер. Быть первы­ми. Они не хуже своих предшественников, они — другие».[28]

 

Мы не случайно приводим точку зрения В. Симонова, по­тому что данное мнение о характере журналистского труда ста­ло в последние годы превалирующим. Если исходить из такой позиции, то профессиональные качества современного журна­листа можно свести к умению быстро ориентироваться в ситу­ации и оперативно информировать читателей о тех или иных обществено значимых фактах. Безусловно, эти качества важ­ны. Но достаточно ли их, чтобы разобраться в серьезной про­блеме, чтобы грамотно провести журналистское расследование, чтобы квалифицированно написать аналитическую статью, чтобы умело использовать всю жанровую палитру журналистики? Наверное, нет. Одно время, когда издания стремились к ин­формационной насыщенности, действительно, речь в редак­ционных коллективах больше шла об оперативности подачи фактов, чем о качестве публикуемых материалов или об их литературном исполнении. Поэтому редакторы особенно не переживали из-за того, что в прессу приходили ребята не очень талантливые, зато умелые: знали, как работать с компьюте­ром, как добывать факты, теорию подачи информации.[29] Они даже стремились, по признанию Н. Чугуновой, «набирать в штат или привлекать в качестве авторов людей со стертой индивидуальностью».[30] Но времена меняются и, по утверж­дению И. Руденко, вновь наступает иная пора. «Сегодня голод не на факты — на точки зрения. На яркое слово. На старые, но забытые жанры».[31] Вновь возникает потребность в твор­чески ориентированных людях, способных не только опера­тивно сообщить новость, но и осмыслить сложные явления действительности. Соответственно повышаются и квалифика­ционные требования к их профессиональным качествам, зна­ниям, умениям и навыкам.

 

В 1997 году лаборатория функционирования СМИ факуль­тета журналистики Санкт-Петербургского государственного уни­верситета провела опрос среди 30 руководящих сотрудников петербургских изданий. В ходе исследования им был задан воп­рос: «Какой квалификацией (какими знаниями, умениями, на­выками) должен обладать журналист, работающий в Вашем из­дании?». Среди ответов были выделены следующие:

 

— специализация в соответствующей отрасли, теме, про­блеме, вопросе;

 

— умение работать с людьми, информацией, словом;

 

— умение формулировать мысли;

 

— знание социальных проблем города, умение всесторон­не рассматривать их;

 

— умение находить и разрабатывать новые темы, интерес­ные читательской аудитории;

 

— знание языка и принципов построения материала; уме­ние извлекать информацию, излагать ее, строить обобщения;

 

— умение выявлять и анализировать сложные социально-экономические тенденции и процессы;

 

— коммуникативность, умение разбираться в психологии общения[32].

 

Даже исходя из этой выборки ответов, можно сделать вы­вод о том, что современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые спо­собствовали бы успешной реализации стоящих перед сотруд­ником редакции задач. При этом к наиболее важным журнали­стским качествам можно отнести: компетентность, эрудирован­ность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др. Все эти качества в совокупности создают понятие «профессиональное мастерство».

 

Специфика и своеобразие журналистского творчества со­стоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отобра­жение и осмысление действительности, требует от него харак­терных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональ­ной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить на­личие у журналиста развитого восприятия. Там, где зрение обыч­ного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых под­робностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить осо­бенности их речи и мышления и др. При этом не следует забы­вать, что на человеческое восприятие обычно влияют привыч­ные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившее­ся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т. д. Поэтому способность увидеть то, что не уклады­вается в рамки ранее усвоенного, — это нечто большее, чем, скажем, просто наблюдательность. Как отмечает А. Н. Лук, «све­жесть взгляда и " зоркость" связаны не с остротой зрения или особенностями сетчатки, а являются качествами мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но глав­ным образом с помощью мозга».[33]

 

Для журналистского творчества необходимо и такое каче­ство, как «цельность восприятия». Обычно этим термином обо­значают способность человека воспринимать то или иное явление в его целостности. Для того чтобы воссоздать полную картину какого-либо события, журналисту иногда требуется от разверну­того анализа перейти к синтезу различных частей. Цельность вос­приятия необходима и при композиционном построении произве­дения, когда журналист стремится к гармоничному сочетанию различных частей текста.

 

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее — развитость мышления. По мнению психологов, «мышление представляет собой форму творческого отражения человеком действительно­сти, порождающую такой результат, которого в самой действи­тельности или у субъекта на данный момент времени не суще­ствует... Отличие мышления от остальных психологических про­цессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых человек находится. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. Таким обра­зом, мышление — это особого рода умственная и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее дей­ствий и операций преобразовательного и познавательного (ори­ентировочно-исследовательского) характера».[34] В психологии выделяют различные типы мышления:

 

1) наглядно-действенное (осуществляющееся путем мани­пулирования объектом);

 

2) наглядно-образное (основанное на преобразовании об­раза предмета);

 

3) словесно-логическое (подразумевает опосредованное ис­пользование понятий, логических конструкций, языковых средств).[35]

 

Кроме этой существует множество других классифи­каций, которые включают репродуктивное и продуктивное, ин­туитивное и логическое мышление и др. В поле нашего рас­смотрения — продуктивное (творческое) мышление.

 

Среди умственных способностей творческой личности вы­деляют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий и др.[36]

 

Легкость генерирования идей предполагает способность человека к выдвижению самых разнообразных предложений в разрешении той или иной творческой задачи. Чем больше идей человек предлагает, тем больше у него шансов выйти на ориги­нальные и нестандартные решения.

 

Способность к переносу предполагает «умение применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический аспект пробле­мы от неспецифического, переносимого в другие области».[37] Данное качество особенно необходимо при поиске различных аналогий и сравнений.

 

Способность к «сцеплению» понятий означает умение «бы­стро увязывать новые сведения с прежним багажом человека, без чего воспринятая информация не превращается в знание, не становится частью интеллекта».[38] Способность объеди­нять ранее воспринятые факты и впечатления с новыми, нахо­дя при этом новые взаимосвязи между ними, не только помога­ет углубленному пониманию того или иного описываемого жур­налистом явления, но и открывает новые грани этого явления.

 

Следующее качество мышления — свертывание. Оно обо­значает способность человека к замене «нескольких понятий од­ним, более абстрактным, к использованию все более емких в ин­формационном отношении символов».[39] В журналистской прак­тике можно встретить массу примеров, когда при описании события или явления авторы, стремясь к наиболее сжатому и лаконичному изложению материала, прибегают к таким понятиям, в которых синтезировано множество более простых понятий, наблюдений. Например, название политической партии «Яблоко» возникло на основе свертывания фамилий трех лидеров данного политическо­го движения: Явлинского, Болдырева и Лукина.

 

Сближение понятий предполагает легкость ассоциирова­ния различных понятий. Наличие в тексте богатых ассоциатив­ных связей — один из признаков авторской одаренности.

 

Знание механизмов тех или иных мыслительных процессов позволит журналисту более осознанно подходить к организации своей интеллектуальной работы, умело управлять движением мысли, наконец, быть более эффективным в поиске решений, стоящих перед ним творческих задач.

 

Таким образом, знание основных закономерностей творчества необходимо журналисту для того, чтобы более осмысленно подходить к организации своего труда. Как отмечает Е. П. Про­хоров, «используя сведения, накопленные в психологии творче­ства, гносеологии, методологии познания, и действуя на их " сты­ке", публицистическая эвристика разрабатывает вопрос о спо­собах получения нового знания, решения нестандартных за­дач».[40] Термин «эвристика» данный автор использует для обо­значения той сферы искусства публициста, «которая представ­ляет собой систему способов постижения явлений современно­сти, механизмов изучения жизни, правил отбора, систематиза­ции, обобщения», [41] т.е. всего того, что связано с различными этапами журналистского творчества. Но путь журналиста в ра­боте над материалом может быть задан системой координат, которые и предопределяют весь творческий процесс по вопло­щению конкретного замысла. К ним, как правило, относят зна­ния, профессиональные умения и навыки; жизненный опыт и мировоззренческую позицию; развитые интеллектуальные и литературные способности и др. Для того чтобы журналист мог эффективно осуществлять свою деятельность, он должен обла­дать едиными для данного вида творчества свойствами и каче­ствами. От развитости этих способностей зависит и степень раскрытия его творческого потенциала.

 

Сноски

 

[1] Горохов В. М. 1) Закономерности публицистического творче­ства. М., 1975; 2) Основы журналистского мастерства. М., 1989; Магай И. П. Методологические проблемы журналистского ма­стерства: Функции прессы и социальная роль журналиста. М., 1979; Мельник Г. С., Почкай Е. П. Методы научного анализа журналистского творчества. СПб,. 1996; Методы журналист­ского творчества /В. М. Горохов, Е. П. Прохоров, И. М. Дзялошинский и др. М., 1982; Прилюк Д.М. Теория и практика журналистского творчества. Киев, 1973; Учёнова В. В. Твор­ческие горизонты журналистики. М., 1976; Черепахов М. С. Таинства мастерства публициста. М., 1984; Варустин Л. Э. Вро­вень с героем: Проблемы творчества и мастерства публицис­та. М., 1987; Шумилина Т. В. Методы сбора информации в журналистике. М., 1983.

 

[2] Бухарцев Р. Г. 1)Психологические особенности журналист­ского творчества. Свердловск, 1976; 2)Творческий потенциал журналиста. М., 1985; Здоровега В.И. Публицистика, ее при­рода, общественная роль, гносеологические и психологичес­кие основы. М., 1989; Свитич Л.Г., Ширяева А.А. 1)Профес­сиональное развитие будущего журналиста. М., 1989; 2) Жур­налист и его работа. М., 1970.

 

[3] Колосов Г.В. Публицистика как творческий процесс. М., 1977; Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984; Учёнова В.В. Основные направления разработки теории публицис­тики. М., 1978; Киричик П.Н. Публицистика и политология: природа альянса. Саранск, 1995; Щудря H.H. Эстетические особенности публицистического творчества: Автореф. канд. дис. Киев, 1985.

 

[4] Андриенко Л. Н. Организация внутриредакционных взаимо­действий как фактор повышения эффективности социально-политической деятельности печати: Автореф. докт. дис. Киев, 1989; Гребнев А. В. Газета: Организация работы редакции. М., 1974; Гуревич С. М. Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974; Грабельников А. А. Систем­ные характеристики редакционного коллектива. М., 1988; Дзялошинский И. М. Творческая индивидуальность в журналис­тике. М., 1984; Орлова т. д. Введение в журналистику: Орга­низация работы газеты. Минск, 1989.

 

[5] Барыкин К. К. Пишу, печатаю, диктую...: Рассказы о журналист­ском инструментарии: История. Техника применения. М., 1979; Горбунов А П. Публицист за рабочим столом: В поисках нужно­го слова. Иркутск, 1983; Колосов Г. В., Худякова Э. А 1) Жур­налистский творческий процесс: (Предварительное накопление материала). Воронеж, 1984; 2)Журналистский творческий про­цесс: Общая модель создания публицистического выступления. Воронеж, 1984; 3) Технология журналистского творчества. М., 1991.

 

[6] Табидзе О. И. Ценностный аспект творчества //Вопросы фи­лософии. 1981. № 6. С. 124.

 

[7] Горохов В. М. Закономерности публицистического творче­ства. С. 14.

 

[8] Кедров Б. М. О творчестве в науке и технике. М., 1987. С.97.

 

[9] Горохов В. М. Закономерности публицистического творче­ства. С. 14.

 

[10] См.: Психология творчества: Общая, дифференциальная, при­кладная /Отв. ред. Я.А. Пономарев. М., 1990.

 

[11] См.: Лук А. Творчество //Наука и жизнь. 1973. № 1. С. 76-80.

 

[12] Горький М. О том, как я учился писать //Собр. соч. Т. 24. М., 1953. С. 468.

 

[13] См.: Просецкий П.А, Семиченко В. А. Психология творче­ства. М., 1989. С. 23.

 

[14] Горький М. Указ. соч. С. 468.

 

[15] Щудря Н. Н. Указ. соч. С.7.

 

[16] Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 298.

 

[17] Столович Л. Н. Жизнь, творчество, человек. М., 1985. С. 36.

 

[18] Там же.

 

[19] Щудря Н. Н. Указ. соч. С. 11.

 

[20] Там же. С. 12.

 

[21] См.: Просецкий П. А., Семиченко В. А. Указ, соч.; Краткий словарь по логике /Под ред. Д. П. Горского. М., 1991.

 

[22] Методы журналистского творчества. С. 9

 

[23] Пономарев Я. А Психология творческого мышления. М., 1960. С. 12.

 

[24] Немов Р. С. Психология. М., 1990. С. 348.

 

[25] Немов Р. С. Указ. соч. С. 348.

 

[26] Миле Р. Интеллектуальное мастерство //Социологические исследования. 1994. № 1. С. 111.

 

[27] См.: Немов Р. С. Указ. соч. С. 352.

 

[28] Руденко И. Должна ли газета ублажать? Должна! //Журна­лист. 1996. № 9. С. 3.

 

[29] См.: Там же. С. 4.

 

[30] Чугунова H. A вдруг появится равный тебе? //Журналист. 1995. № 7. С. 8.

 

[31] Руденко И. Указ. соч. С. 4.

 

[32] См.: Архив лаборатории функционирования СМИ факульте­та журналистики СПбГУ за 1997 год.

 

[33] Лук А. Н. Психология творчества. М, 1978. С. 6.

 

[34] Немов Р. С. Указ. соч. С. 159.

 

[35] См.: Теплов Б. М. Ум полководца. М., 1990. С. 12.

 

[36] См.: Лук А. Н. Творчество //Популярная психология. М., 1990. С. 175-190.

 

[37] Там же. С. 180.

 

[38] Там же. С. 180, 181.

 

[39] Там же. С. 179.

 

[40] Прохоров Е. П. Указ. соч. С. 229.

 

[41] Там же. С. 229.

 

ЧАСТЬ II. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ ЖУРНАЛИСТСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.