Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы журналистского познания действительности






 

Журналистское творчество, относясь к духовно-практичес­кой деятельности человека, прежде всего проявляется в самом процессе создания информационного продукта. В данном случае реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.

 

Журналистику всегда связывали с литературной деятель­ностью. Сходство видели не в способах отражения действитель­ности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно «ис­кусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов»[14], то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени, в котором «находит от­ражение и " злоба дня", и история современности, и ретроспек­тива, и перспектива человеческой жизнедеятельности, облада­ющие актуальным социальным значением».[15] При разности подходов в освоении социального мира и в писательском, и в журналистском творчестве можно обнаружить общие законо­мерности, связанные с созданием текста. Еще M. M. Бахтин отмечал, что существуют два момента, определяющие текст как высказывание: «его замысел (интенция) и осуществление этого замысла. Динамические взаимоотношения этих моментов, их борьба, определяющая характер текста».[16] При воплощении замысла будущего произведения личность включается в худо­жественное творчество, которое предстает как одна из разно­видностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении мо­гут быть одновременно представлены модели двух объектов — явления действительности и личности автора. Включаясь в ху­дожественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений.

 

1. Познавательную деятельность, в результате которой ху­дожник отражает объективную действительность, познает вза­имосвязи между личностью и обществом в каждую конкрет­ную историческую эпоху;

 

2. Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создавае­мом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т. д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видо­изменяя пространственно-временные связи для выражения ав­торской концепции;

 

3. Воспитательную деятельность — стремление воздейство­вать на духовный мир реципиентов;

 

4. Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребнос­тей, вкусов, идеалов;

 

5. Коммуникативную деятельность, предполагающую пря­мое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения.[17]

 

При субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать объект (в данном случае осуществ­ляется его познавательная деятельность), а с другой — отра­жать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов субъектно-объект­ных отношений и возникают основные виды человеческой дея­тельности: познавательная, преобразовательная, оценочная.[18]

 

Журналист, включаясь в процесс познания социальной дей­ствительности, не просто изучает те или иные свойства или при­знаки объекта, а определенным образом воздействует на него, динамически воспроизводя в своем сознании все его сущност-ные характеристики. Познание, будучи отражением, всегда ориентировано на конструирование социальной реальности. Специфика познавательной деятельности журналиста заключа­ется в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является «чувственно-практический контакт с действительностью, исконная близость к эмпирическим формам человеческого опы­та, к проявлениям практического, обыденного сознания людей. Благодаря этой животворящей основе открывается возможность целостного постижения человеческого бытия».[19]

 

Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналист­ских произведениях аккумулируются результаты духовной и прак­тической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, проективных устремлений в будущее.[20] Именно поэтому в ходе познания различных объектов социаль­ной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмыс­ление с точки зрения общественной полезности, наконец, на от­крытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. В поле зрения журналистского познания всегда находятся дина­мические процессы, происходящие в обществе. Именно отсюда и проистекает их нацеленность на изучение различных проблем­ных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на ре­шение сложных социально-политических, экономических, нрав­ственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование соци­альных последствий и т. д.

 

Специфика и особенность журналистского познания заклю­чается и в том, что оно по своей природе носит синтетический характер, т. е. основано на взаимодействии научных, художествен­ных и эмпирических способов освоения социального мира. В жур­налистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важ­но владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретиза­цию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и анало­гию и т. д. Именно на их основе осуществляется процесс форми­рования понятий, суждений и умозаключений.

 

Анализ — мысленное расчленение предмета или явления, выделение его отдельных частей, признаков, свойств.

 

Синтез — это мысленное соединение отдельных элемен­тов, частей, признаков в единое целое.

 

Абстрагирование — это метод познания, заключающийся в мысленном выделении интересующих журналиста признаков, связей и отношений при отвлечении от несущественных при­знаков. Результатом абстрагирования являются продукты ум­ственной деятельности — абстракции, включающие понятия, модели, теории, классификации.

 

Конкретизация — это мысленный переход, возврат от об­щего понятия к частному.

 

Моделирование — это метод научного познания, заключа­ющийся в замене изучаемого предмета, явления на его ана­лог — упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.

 

Дедукция — переход в процессе познания от общего к частному и единичному.

 

Индукция — переход в процессе познания от частного к общему.[21]

 

Данные методы представляют «систему приемов познания явлений действительности, применяя которые журналист под­ходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оце­нивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложе­ния и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста спо­собами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию».[22]

 

В ходе познания различных объектов и явлений действи­тельности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядо­ченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все твор­ческие задачи могут быть решены с помощью логического ана­лиза. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случай­но в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Представители данного направления считали, что открытие нового наступает само по себе — самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось «внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным»[23].

 

В журналистском творчестве интуитивное нахождение но­вых идей может возникнуть на основе чувственных впечатлений и последующей их разработки с помощью методов абстрагиро­вания и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и созда­ются новые понятия и формируются новые гипотезы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.