Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности формирования рынка труда в Украине






Особенности образования рынка труда в Украине исторически предопределены тем, что в нашей стране длительное время существовали монополия государственной собственности, жесткая регламентация размеров заработной платы, отсутствие самостоятельности и свободы производителей. Все эти и другие обстоятельства, связанные с централизованным планированием производства и распределения материальных благ, создали целый ряд трудностей на пути формирования рынка труда и рыночных социально-трудовых отношений. Нужно было не только преодолеть негативные последствия жесткой централизации функционирования экономики, но и обеспечить создание условий для формирования рыночной системы в целом и рынка труда в частности.

Вспомним, что условиями возникновения свободного рынка являются:

-общественное разделение труда, благодаря которому осуществляется специализация производителей на изготовлении тех или иных конкретных товаров;

-экономическая обособленность производителей на основе частной собственности на средства производства;

-самостоятельность производителя и свобода предпринимательства;

-наличие спроса на изготавливаемый товар со стороны покупателей.

В рамках этих общих требований важно выделить специфические условия формирования рынка труда. Первым таким условием является юридическая свобода и возможность собственника рабочей силы по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду. Однако этого недостаточно, так как юридическая свобода пока ещё не принуждает собственника продавать услуги своей рабочей силы. Поэтому вторым условием возникновения рынка труда нужно считать отсутствие у человека всего необходимого для ведения своего хозяйства как источника получения требуемых для жизни средств существования. Надо отметить, что в настоящее время речь не идет об абсолютном отсутствии каких-либо других средств существования. Ведь общеизвестно, что некоторая часть наёмных работников (особенно в цивилизованных странах с рыночной экономикой) является собственниками ценных бумаг, недвижимости и т.п., от которых получает доход, и всё-таки вынуждена продавать свою рабочую силу. Необходимость в этом возникает тогда, когда доход из других источников недостаточен для получения всех требующихся для жизни средств.

Появление на рынке продавца товара ещё не гарантирует факта продажи этого товара – нужен ещё и покупатель. Поэтому третьим условием возникновения рынка труда является наличие покупателя-предпринимателя, который экономически вынужден выйти на рынок рабочей силы, чтобы купить предложенную для продажи способность к труду необходимых ему работников.

Все ли такие условия имели место в действительности в период становления рынка труда в Украине? Реалии прошлых лет и сегодняшнего дня дают отрицательный ответ на этот вопрос. Переход к рыночной системе хозяйствования и предоставление каждому гражданину законодательно свободы выбора между трудом и праздностью обеспечили выполнение первого и второго условия возникновения рынка труда. Рыночное реформирование экономики и социально-трудовых отношений способствовало созданию такого положения, при котором многочисленная часть трудящихся, будучи выброшенной из трудового процесса, оказалась без средств к существованию и стала вынуждена продавать свою рабочую силу под давлением материальных факторов. Класс наёмных работников, лишённых жизненных средств, сформировался автоматически. Так произошло потому, что десятилетиями формально декларируемая общественная собственность на основные средства производства в реальной действительности нисколько не приближала трудящегося – фактического производителя материальных благ к праву распоряжаться результатами своего труда и, тем более, средствами производства, с помощью которых эти результаты получены. Все такие права принадлежали государству.

Проведенная приватизация государственного имущества этих проблем тоже не решала, но зато обеспечивала создание исходных условий для зарождения класса собственников-предпринимателей. Однако только исходных условий, но не самого класса собственников. В тот момент, когда в экономике Украины возникла потребность в рынке труда, важнейшего субъекта такого рынка – цивилизованного предпринимателя-работодателя, обладавшего достаточным для хозяйственной деятельности объемом первоначального капитала, - практически ещё не существовало.

Более того, становление рынка труда в Украине осуществлялось в обстановке кризисного состояния экономики, неэффективной её структуры, необычайно развитой тяжелой промышленности и слабой потребительской среды, зависимости экономики от кооперационных связей с государствами СНГ. Эти обстоятельства не дали возможности реализоваться в полной мере тем требованиям, которые определяют эффективность формирования и функционирования рынка труда.

К таким требованиям относятся: во-первых, полная самостоятельность и независимость продавца и покупателя рабочей силы в единении с их экономической ответственностью; во-вторых, построение отношений агентов на рынке труда, как отношений договоров и соглашений между равноправными партнёрами; в-третьих, развитие активной конкуренции между собственниками рабочей силы за право занять рабочее место, а работодателей – за привлечение квалифицированной рабочей силы; в-четвертых, возможность объединения в союзы и ассоциации наёмных работников и работодателей для защиты своих интересов.

Все эти причины и обстоятельства способствовали тому, что в Украине сформировался рынок труда с характерными специфическими признаками:

-превышения предложения рабочей силы над её спросом;

-низкой ценой рабочей силы, её несоответствием реальной стоимости;

-снижением занятости в сфере общественного производства, ростом численности незанятого населения;

-низкой долей официально зарегистрированных безработных при больших масштабах роста скрытой безработицы;

-ростом молодёжной безработицы;

-региональными диспропорциями между наличием и потребностью в рабочей силе;

-низкой профессиональной и особенно территориальной мобильностью трудовых ресурсов;

-отсутствием или недостаточной проработанностью правовых норм и организационно-экономических механизмов, регулирующих трудовые отношения;

-эмиграцией высококвалифицированной рабочей силы.

 

38. Социально-демографические особенности занятости населения.

Анализ социально-демографических особенностей занятости населения предполагает разделение всего населения, во-первых, по возрасту на:

-лиц моложе трудоспособного возраста (до 16 лет включительно);

-лиц трудоспособного возраста (в Украине: женщины – от 16 до 54 лет, мужчины – от 16 до 59 лет включительно);

-лиц старше трудоспособного возраста, при достижении которого устанавливается пенсия по возрасту (в Украине женщины – с 55, мужчины – с 60 лет).

И, во-вторых, в зависимости от способности к трудовой деятельности - выделение трудоспособных и нетрудоспособных граждан. Нетрудоспособные лица в трудоспособном возрасте – это инвалиды 1-й и 2-й групп, а трудоспособные граждане в нетрудоспособном возрасте – это подростки и работающие пенсионеры по возрасту.

Предметом внимания государственной политики занятости являются, в первую очередь:

-население в трудоспособном возрасте, кроме неработающих инвалидов 1-й и 2-й групп и неработающих лиц, которые получают пенсию на льготных условиях (женщины, имеющие пятерых и больше детей; граждане, которые вышли на пенсию раньше в связи с тяжелыми вредными условиями труда);

-работающие граждане пенсионного возраста;

-работающие лица возраста менее 16 лет.

В соответствии с украинским законодательством, на работы можно принимать в свободное от учебы время на неполный рабочий день учеников общеобразовательных школ, ПТУ и ССУЗов в случае достижения ими 15-летнего возраста по согласию одного родителей на условиях выполнения легких видов работ.

В большинстве стран, в том числе в Украине, основное ядро трудовых ресурсов составляют трудоспособные лица в возрасте 30 - 50 лет. Главным образом такая категория населения обладает высокой квалификацией, знаниями, навыками, богатым практическим опытом и другими качествами, привлекательными для работодателей. Именно поэтому предприниматели стремятся сохранить основную массу таких работников даже в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, так что трудоустройство не создаёт особых сложностей.

Что же касается других возрастных категорий населения, то проблема их занятости имеет гораздо более острый характер. Особенно если речь идет о молодежи. Молодежь выполняет важнейшие общественно-полезные функции, заключающиеся прежде всего в обновлении трудовых ресурсов страны, в создании предпосылок научно-технического и социально-экономического совершенствования и развития нации. Между тем во всем мире молодежный контингент больше всех несёт на себе тяготы безработицы.

Так, по оценкам МОТ, более 60 миллионов молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет годами находятся в состоянии безработицы. В таких странах, как Канада, Италия, Великобритания, США 20 процентов молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет не работают и не учатся. В развивающихся странах по имеющимся на сегодня данным существующий разрыв в условиях безработицы зрелого населения и молодежи ещё более велик, чем в индустриальных странах. В Украине среди состоящих на учете безработных молодежь в возрасте до 28 лет составляет 31 процент.

Главной причиной молодёжной безработицы является недостаточный уровень мирового экономического роста, неспособного сравняться с уровнем роста рабочей силы. Немаловажными факторами считаются также:

-недостаток профессиональных знаний и навыков у молодых людей, не имеющих практического опыта трудовой деятельности;

-нежелание и (или) отсутствие финансовых возможностей у предприятий нести издержки по профессиональному обучению и адаптации молодёжи к конкретным видам трудовой деятельности;

-низкий уровень оплаты труда;

-дискриминация при приёме на работу и увольнениях, что особенно проявляется в периоды экономических спадов.

В аналогичном положении по показателям занятости находятся лица предпенсионного возраста. Если молодежный контингент в последнюю очередь принимают на работу и первым увольняют в силу недостаточности профессионального опыта, то основная масса пожилых людей не представляет для предприятий интереса как рабочая сила, поскольку они физиологически уже не в состоянии длительное время выдерживать нагрузки высокой интенсивности и, следовательно, ценность их труда серьёзно снижается. Поэтому такие работники в случае изменений в организации производства и труда, ликвидации, реорганизации, сокращения численности или штата лишаются работы в первую очередь, а последующее их трудоустройство сопряжено с большими сложностями. Не случайно в этой связи законодательством Украины для подобной категории населения предусмотрена возможность более раннего выхода на пенсию – за 2 года до наступления пенсионного возраста.

В то же время на таком неоднозначном демографическом фоне всё отчётливее проявляется тенденция возрастания занятости пенсионеров и подростков. Тем более, что в законодательстве Украины серьёзных ограничений этому нет. Основным фактором, порождающим эту тенденцию, является низкий уровень материального благосостояния подавляющей части населения. Величина семейных доходов, размеры пенсий не обеспечивают прожиточный минимум основной массе граждан. Чтобы хоть как-то пополнить семейный бюджет, подростки и пенсионеры вынуждены соглашаться на любую работу.

Есть еще один немаловажный фактор роста занятости этой категории людей. Дело в том, что подростки и пенсионеры экономически и социально практически не защищены от произвола работодателя: он может лишить их работы в любую минуту, установить им такой уровень оплаты труда, на который вряд ли согласится человек зрелого возраста. Иметь дело с такими работниками предпринимателю выгодно со всех сторон.

По этим причинам среди занятых в народном хозяйстве Украины неуклонно растёт доля лиц подросткового и пенсионного возрастов. Так, в настоящее время удельный вес работающих подростков в их общей численности уже превысил 5 процентов, а пенсионеров – соответственно 30 процентов.

Характерной особенностью современного демографического развития Украины является повышенная трудовая активность женщин. Если в среднем в народном хозяйстве женщины составляют около 50 процентов трудовых ресурсов, то в отдельных сферах их количество намного превышает мужской контингент. Несмотря на большую значимость женского труда в народном хозяйстве, администрация предприятий при трудоустройстве незанятого населения чаще всего отдает предпочтение мужскому контингенту. Так, при высвобождении работников в связи с реорганизацией, перепрофилированием производства, сокращением штатов количество женщин, которые остаются без работы, почти на 6 процентов превышает аналогичную численность мужчин в городской местности и на 13, 4 процента – в сельской. Такой избирательный подход предпринимателей при решении проблем занятости мужчин и женщин объясняется тем, что мужчины в большинстве случаев считаются более мобильной рабочей силой, способной легче адаптироваться к самым различным режимам работы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.