Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кто контролирует Небо, тот владеет Человеком».






Из «Книги метАфоризмов»

 

Заметка на полях.

Подобно автору «Тайсюань-цзин», написавший в конце XVIII века книгу «Истинный смысл кулачного искусства» мастер кунгфу Сунь Лутан свел воедино три стиля кунгфу: внутренний (мягкий) стиль Багуа, внешний (жесткий) стиль Син-и и оздоровительную китайскую гимнастику Тай-цзи. Сунь Лутан утверждал: «Три школы есть триада: Багуа – Небо, Син-и – Земля, Тай-цзи – Человек».

Позвольте здесь же объяснить, почему термин «Триада», наделенный в настоящей книге новым смыслом, совпал с термином «триада», которым принято обозначать этнические китайские ОПГ.

«И тогда для укрепления тела и духа своих братьев Да Мо придумал сложный комплекс физических упражнений, которые его последователи совершенствовали на протяжении нескольких столетий. В I веке до н. э. на основе этих упражнений монах Квой Пе создал единую систему самообороны – «тайцзицюань», или «искусство длинного кулака». Спустя три столетия индийский монах под именем Ца Му, ставший очередным настоятелем Шаолиня, дополнил эту систему приемами по мгновенному превращению «внутренней энергии» в физическую. Во времена династии Мин такая система, слегка упрощенная и унифицированная, была взята на вооружение императорской армией – ее-то мы и знаем сегодня под названием «кунгфу». Однако в Шаолине она продолжала совершенствоваться вплоть до 1674 г., когда маньчжуры, свергнув последнего правителя династии Мин и захватив весь Китай, осадили монастырь.

Согласно преданию, 128 монахов в течение десяти лет оборонялись за его стенами против многочисленной армии захватчиков, и лишь предательство одного из братьев помогло маньчжурам одержать победу. Все обитатели монастыря погибли – кроме пятерых монахов, непревзойденных мастеров кунгфу, которым удалось прорваться и уйти от преследования. Эти пятеро (в «Триаде» их называют отцами-основателями, их имена всегда носят пять главных боссов в любом ее звене) и создали тайное общество, названное «Саньхэ хой» – «Союз Триады». Почему «Триады», если их было пятеро? Ответ прост: согласно древней китайской традиции, гармония всего сущего основана на взаимодействии трех составляющих – Неба, Земли и Человека. Пятеро шаолиньских монахов полагали, что маньчжуры нарушили эту гармонию – и их задача теперь ее восстановить. Поэтому они отправились на поиски единомышленников, которых вскоре обрели в лице разбойников из банд «Тени лотоса». Неизвестно, что произвело на бандитов большее впечатление – горячие проповеди или удивительное владение боевым искусством, но пятеро монахов были объявлены предводителями всех банд Китая. И отныне этот союз назывался «Триадой» [80].

 

Добавление автором «Тайсюань-цзин» третьей силы в систему Инь–Ян было блестящей идеей, значимость которой сравнима лишь с изобретением нуля. Но в те далекие времена этот новый системный подход приравняли к ереси! Традиционное учение об Инь и Ян уже слишком прочно укоренилось в умах китайцев. Любопытно, что сложившаяся ситуация была прямо противоположной той, что сложилась на Западе: Троица там была уважаемой частью христианской догматики, а еретиками традиционно считались как раз гностики-дуалисты, пытавшиеся объяснить мир как место ристалища равных по силе Добра и Зла. Возможно, если бы приверженцев учения «Тайсюань-цзин» в Китае подвергали преследованиям, их философия приобрела бы более широкую известность, однако большинство из тех даосов, что потрудились изучить эту теорию, относились к «Тайсюань-цзин» как к оригинальному курьезу, не более.

В настоящее время «Тайсюань-цзин» признается в качестве универсального метода; это не объяснение устройства или происхождения вселенной, но метод рассуждений, позволяющий объяснить существование и поведение всего сущего в ней. В системе «Тайсюань-цзин» не существует понятия положительного и отрицательного: там есть свойство Ди (Земля), свойство Тянь (Небо) и свойство Жэнь (Человек). С научной точки зрения эта теория гораздо изящнее, чем дуализм Инь–Ян, который можно обнаружить в физике электричества в форме пары «плюс» и «минус» или в форме дуальной пары «ноль» и «единица» в предложенной Лейбницем, а за ним – Джорджем Булем бинарной системе исчисления, послужившей основой современной информатики и компьютерной техники. Древнекитайские Инь и Ян стали нулем и единицей, логическими «нет» и «да», современная техника достигла немыслимых высот, перспективы ее грандиозны, и поэтому у кого-то может возникнуть ошибочная мысль, что бинарная система может объять, объяснить вообще все мыслимое – как изначально и предполагал великий Лейбниц.

 

Заметка на полях.

В нашей терминологии «триада» – это три силы, взаимодействующие друг с другом описанным выше специфическим образом. Мир, элементы которого не взаимодействуют друг с другом, описывается элементарной арифметикой. Именно из-за отсутствия взаимодействия между двумя единицами верна формула: 1 + (1) = 0. Именно из-за отсутствия взаимодействия между целыми числами система –1, 0, +1 не является триадой.

Вы можете спросить, зачем это автору понадобилось грузить наукообразными абзацами людей, которые до того в общем-то неплохо к нему относились. Дело в том, что на этой Ступени очень важно уяснить для себя следующее: триада существует только тогда, когда составляющие ее элементы взаимодействуют друг с другом. И еще более важно помнить, что и в мире людей чем сильнее они взаимодействуют друг с другом, тем в большей степени результат будет отличаться от простой суммы их личных возможностей. Как выглядит стадион, если на трибунах равнодушно, взаимно отрешенно сидят люди, не желающие вступать друг с другом в какие бы то ни было отношения? А как он выглядит, когда сидящие на трибунах люди, синхронно вскакивая и подымая руки, «запускают волну»?

Я примерно об этом.

 

Идея о том, что все мысли, вся материя и все законы вселенной могут быть объяснены при помощи «да» и «нет», очень плотно засела в сознании современного западного человека – не только ученых, но и большинства простых смертных. Вот почему теория Инь–Ян принимается на Западе с такой легкостью. Однако дуальный подход, дуальная (классическая) логика не только стала в последнее время преградой на пути развития научной мысли, но также лишает человека мощного инструмента жизненной борьбы, которым является триадная оценка содержания событий и явлений его повседневной жизни.

Помимо «Тайсюань-цзин», описывающей события жизни как результат борьбы трех сил, древним китайцам принадлежит точная метафора триадного взаимодействия – именно они придумали способ бросать жребий, являющийся по совместительству глубокой философской истиной: Ножницы режут Бумагу, Бумага обертывает Камень, Камень разбивает Ножницы.

 

Заметка на полях.

Обратите внимание, китайский способ бросания жребия содержит в себе замкнутую последовательность подчинения друг другу трех указанных сил: Камень, оружие Воина, разбивает Ножницы, инструмент Дельца, Ножницы режут Бумагу, принадлежность Жреца, Бумага обертывает собой Камень.

 

Петр Успенский, ученик Георгия Гурджиева, приводит слова учителя о так называемом «законе трех»:

«Это «закон трех», или закон трех принципов, трех сил. Он проявляется в том, что любое явление, в каком бы масштабе оно ни происходило, от молекулярного до космического, представляет собой результат сочетания или встречи трех различных и противоположных сил. Современная мысль принимает наличие двух сил и их необходимость для того, чтобы возник какой-нибудь феномен: сила и противодействие, положительный и отрицательный магнетизм, положительное и отрицательное электричество, мужские и женские клетки и так далее, но она не всегда и не везде находит даже эти две силы. Относительно же третьей силы вопрос никогда и не ставился, а если кто-то его поднимал, остальные ничего не слышали. (...)

Учение о трех силах – корень всех древних систем.

Первую силу можно назвать активной, положительной, вторую – пассивной, отрицательной, третью – нейтрализующей. Но это всего лишь названия, потому что на самом деле все три силы одинаково активны и предстают в качестве активной, пассивной и нейтрализующей только в точке своей встречи, т. е. только по отношению друг к другу в данный момент. (...)

Но для начала достаточно понять общий принцип: любое явление, какова бы ни была его величина, неизбежно выступает проявлением трех сил; одна или две силы не могут произвести явления, и если мы наблюдаем в чем-то остановку, бесконечное топтание на месте, можно сказать, что в данном случае не хватает третьей силы. (...)

...в субъективно наблюдаемом феноменальном мире мы видим в явлениях только действие одной или двух сил. Если бы мы могли обнаружить в каждом действии проявление трех сил, тогда мы увидели бы мир таким, каков он есть, увидели бы вещи в себе. Но здесь нужно помнить, что явление, которое кажется простым, может на деле оказаться очень сложным, т. е. быть результатом сочетания нескольких триад. (...)

Возвращаясь к миру, в котором мы живем, можно теперь сказать, что в Абсолютном, равно как и во всех прочих мирах, действуют три силы: активная, пассивная и нейтрализующая. Но поскольку в Абсолютном в силу самой его природы все составляет одно целое, эти три силы также являют собой одно целое. (...)

Идея единства трех сил в Абсолютном составляет основу многих древних учений: о единосущной и неделимой Троице, о Тримурти (Брахма, Вишну, Шива) и так далее. (...)

Как видите, мы еще не подошли к вопросу о влияниях: чтобы понять разницу между влияниями разных порядков, мы должны лучше уяснить закон трех. А затем еще один фундаментальный закон – Закон Семи, или закон октав».[81]

 

Хочу подбодрить тех читателей, кто уже начал задаваться вопросом, зачем ему вся эта философия. Обучение похоже на восхождение: тяжело передвигая ноги, идешь, спотыкаясь о камни новых понятий, непонятных и запутанных мест, как вдруг тропинка заканчивается – и ты на вершине, и с высоты видишь такие виды, аж дух захватывает. И понимаешь, что ради этого, ради такого состояния, ради обладания Истиной, ради понимания Смысла можно было бы преодолеть и гораздо более трудный путь.

 

Заметка на полях.

Впечатляющий пример триадного принципа можно найти в книге Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» – в ней девушка лиса-оборотень объясняет смысл всего сущего случайному попутчику-таксисту:

«– Хорошо. Ясно ли вам, что страдание и есть та материя, из которой создан мир?

– Почему?

– Это можно объяснить только на примере.

– Ну давай на примере.

– Вы знаете историю про барона Мюнхгаузена, который поднял себя за волосы из болота?

– Знаю, – сказал шофер. – В кино даже видел.

– Реальность этого мира имеет под собой похожие основания. Только надо представить себе, что Мюнхгаузен висит в полной пустоте, изо всех сил сжимая себя за яйца, и кричит от невыносимой боли. С одной стороны, его вроде бы жалко. С другой стороны, пикантность его положения в том, что стоит ему отпустить свои яйца, и он сразу же исчезнет, ибо по своей природе он есть просто сосуд боли с седой косичкой, и если исчезнет боль, исчезнет он сам.

– Это тебя в школе так научили? – спросил шофер. – Или дома?

– Нет, – сказала я. – По дороге из школы домой. Мне ехать очень долго, всякого наслушаешься и насмотришься. Вы пример поняли?

– Понял, понял, – ответил он. – Не дурак. И что же твой Мюнхгаузен, боится отпустить свои яйца?

– Я же говорю, тогда он исчезнет.

– Так, может, лучше ему исчезнуть? На фиг нужна такая жизнь?

– Верное замечание. Именно поэтому и существует общественный договор.

– Общественный договор? Какой общественный договор?

– Каждый отдельный Мюнхгаузен может решиться отпустить свои яйца, но… (…)

– Что «но»? – спросил шофер.

Я пришла в себя.

– Но когда шесть миллиардов Мюнхгаузенов крест-накрест держат за яйца друг друга, миру ничего не угрожает.

– Почему?

– Да очень просто. Сам себя Мюнхгаузен может и отпустить, как вы правильно заметили. Но чем больней ему сделает кто-то другой, тем больнее он сделает тем двум, кого держит сам. И так шесть миллиардов раз. Понимаете?» [82]

Комментарий.

Уточняя высказанную писателем мысль, можно сказать, что мир состоит из троек (пятерок, семерок – об этом чуть ниже), в каждой из которых элементы, являясь звеньями отрицательной обратной связи, попарно контролируют своих соседей.

Полезно привести еще один, менее натуралистичный образ триадного взаимодействия: представьте себе группу из трех купальщиков, зашедших по горло в воду. Каждый из купальщиков, пытаясь утопить соседа слева (или справа – главное, чтобы все трое действовали одинаковым образом, в одном направлении: либо по часовой стрелке, либо против часовой), давит ему руками на голову.

Положим, купальщик A внезапно усилился, и ему удалось окунуть с головой купальщика B. Следствием этого будет ослабление давления купальщика B на купальщика C. В результате, почувствовав прилив сил, купальщик C начнет сильнее давить на голову купальщика A, ослабляя его и возвращая систему из трех купальщиков обратно в исходную позицию.

Описанная метафора триады хороша тем, что позволяет наглядно представить себе ее динамику: головы купальщиков, поочередно по кругу пропадающие и поднимающиеся над поверхностью воды, демонстрируют триадную динамику – как самих людей, так и состоящего из людей социума, о чем пойдет речь на следующих двух Ступенях.

Заметка на полях.

При желании в литературе можно найти и специфический, триадный юмор. Образцом триадного юмора является принадлежащая Сергею Довлатову широко известная максима, перефразировав которую в духе триадной теории можно изложить следующим образом: мышь боится льва, лев боится слона, слон боится мыши (и только лобковая вошь никого не боится – так у Довлатова).

Забавную триадную шутку рассказал нам режиссер Георгий Данелия в фильме «Мимино» (1977 г.). Мальчик спрашивает дядю: «Валико, если большой самолет и твой вертолет связать цепью – кто победит?»

«Цепь!» – мудро отвечает Мимино.

Триадным можно считать и этот широко известный анекдот.

К батюшке приходят двое крестьян, спорящих о размежевании их соседних наделов. Батюшка выслушивает первого и говорит: " Ты прав, сын мой! "

Затем он выслушивает второго спорщика и говорит ему ту же фразу: " Ты прав, сын мой! "

Присутствующий при этом сын священника спрашивает отца: " Отче, как могут быть одновременно правы оба спорщика, утверждающие прямо противоположное?! "

На что получает от отца ответ: " Ты прав, сын мой! "

 

Мои размышления о триадности мира начались после прочтения книги Григория Семеновича Кваши и Жанны Николаевны Аккуратовой «Поиски империи»[83].

Широкой публике Григорий Кваша известен как автор так называемого структурного гороскопа (другое название – Векторное кольцо). В соответствии с жизненными наблюдениями автора у каждого знака зодиака (у каждого человека, рожденного под тем или иным знаком) имеется знак-слуга и знак-хозяин. То есть у каждого из нас есть люди, появление которых в нашей жизни влечет для нас непредсказуемые (зачастую фатальные) последствия, – люди, которым мы подчиняемся наперекор своей воле, и люди, для которых столь же драматично появление в их жизни нас самих.

Не будем углубляться в вопрос существования указанной закономерности – тут как нигде для определения истины требуются статистические исследования. Впрочем, в дальнейшем мы покажем, что подобное взаимодействие людей, принадлежащих трем основным архетипам, может иметь место – но знаки зодиака имеют к этому самое косвенное отношение.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.