Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Быть – это спасать лучшее из созданного от разрушения», – прошептал он на ухо третьему».






Из «Книги метАфоризмов»

 

Интересно сравнить древнеримскую триаду с индуистской. В обеих религиозных системах есть боги разрушители (Юпитер и Шива соответственно), боги созидатели (Брахма и Минерва) и боги хранители (Вишна и Юнона).

В космогонии древних славян существовало три мира: мир Прави (мир светлых богов и предков), мир Яви (явственный, зримый мир) и мир Нави (потусторонний, загробный мир). Славяне славили мир Прави и поэтому называли себя православными. Пришедшее на смену древним верованиям христианство принесло славянам новую тройку: Бог Отец (заменивший мир Прави), Бог Сын (мир Яви) и Бог Дух (аналог мира Нави).

 

Заметка на полях.

Писатель, философ Хорхе Луис Борхес для описания трех ипостасей Бога использовал метафору трех зеркал, отражающихся друг в друге. Фотон, поочередно отражающийся от расположенных по кругу зеркал, приговорен вечно перемещаться по замкнутой в треугольник траектории – подобно энергии, циклично перетекающей из одного элемента триады в другой.

 

Интересной с точки зрения троичных аналогий является фигура Триглава.

«Триглав – славянский бог, три головы которого властвуют над тремя мирами или царствами – небесным, земным и подземным. Триглав олицетворяет три действия: творение, сохранение и уничтожение».[72]

«Славянский Триглав близок древнеиндийскому Тримурти. К месту заметить, что в древнеиндийском пантеоне известно божество Вишварупа, сын Тваштара, коему Индра отсек три головы. Три головы Вишварупы сближают его с Триглавом».[73]

 

В западной ветви христианства, уделявшей внимание условиям содержания, в данном случае содержания души после смерти, дуальная пара Рай–Ад гармонично дополняется Чистилищем, находясь в котором умерший может наконец заняться искуплением сделанных при жизни грехов и резко повысить свои шансы на размещение в Раю.

Возвращаясь к античному Риму, опишем государственное устройство Римской республики.

Первым, кто задолго до Шарля-Луи Монтескье и его труда «О духе законов», еще во II веке до н. э. описал принцип разделения властей, был греческий историк Полибий. Он считал, что ключом к римским победам и завоеваниям является римская государственная система и римская форма правления. Полибий рассматривал Римскую республику как продукт гармоничного взаимодействия трех элементов: аристократии (Сенат), монархии (два ежегодно избираемых консула) и демократии (народные собрания и трибуны, избираемые на них в целях защиты интересов плебса[74]).

Полибий пишет: «...все распределено было между отдельными властями и при помощи них устроено столь равномерно и правильно, что никто даже из местных жителей не мог бы решить, назвать ли в совокупности всю систему управления аристократией, или демократией, или монархией».

Как видите, здесь легко читается троичность: Политика (консулы) – Идеология (демократия народных собраний и жречество) – Экономика (сенаторы).

 

Заметка на полях.

Термин «Политика», используемый для обозначения одного из трех элементов, одной из сил социальной триады, не является самым удачным, но другого подобрать мне так и не удалось. Я был вынужден использовать термин «Политика» по той причине, что более подходящий по значению термин «Государство» в русском языке имеет два не совпадающих значения – одним и тем же словом обозначают как страну, так и ее государственный аппарат. А как мы уже точно знаем, страна и ее государственный аппарат – это не одно и то же, и у граждан страны и сотрудников ее государственного аппарата могут быть прямо противоположные цели.

Использовать термин «Государство» в качестве обозначения одного из трех элементов социальной триады неверно и потому, что сама триада как раз и представляет совокупность всех трех функциональностей государства, а часть не может равняться целому, которому она принадлежит.

С другой стороны, термин «Власть» тоже не подходит, поскольку власть – это возможность поощрять и наказывать, контролировать доступ к жизненно важному ресурсу, однако все три элемента социума, который нам предстоит построить, будут обладать одинаковой степенью как автономии, так и зависимости друг от друга, будут способны попарно поощрять и наказывать друг друга (об этом – на следующих Ступенях книги), а значит, будут в равной степени являться друг для друга властью.

Под «Экономикой» мы подразумеваем сферу производства и обращения, включая финансовые операции и производство услуг. Именно поэтому Экономика в античном Риме ассоциируется с сенаторами, известными своими торговыми и финансовыми спекуляциями (в частности, спекуляцией землей).

Под «Идеологией» я подразумеваю сферу деятельности, связанную с добыванием, хранением, переработкой и распространением информации, – полагая, вслед за Карлом Шмидтом, что любая идеология по сути является скрытой религиозной доктриной [75].

Таким образом, в социальной триаде иерархия «Идеология» производит духовные ценности (в частности, интеллектуальные ценности, знание), иерархия «Экономика» из названных духовных ценностей производит ценности материальные, иерархия «Политика» регулирует процесс обмена одного на другое.

Что собой представлял Рим в VIII веке до н. э.?

Рим был одним из многих существовавших в те времена на Апеннинах городов-государств. Что превратило Рим в империю, которая в период максимальных территориальных приобретений, к 117 г. н. э.[76], простиралась с севера от вала Антонина в Шотландии, на острове Британия, до верховий Нила на юге и от атлантического побережья Пиренейского полуострова и Северо-Западной Африки на западе до берегов Каспия и Персидского залива на востоке?

Система управления – в частности, первая в мировой истории профессиональная армия.

Рим редко когда нападал на соседей по своей инициативе. Чаще он терпеливо ждал, и соседние государства сами обращались к нему за помощью – с просьбой о защите и предложением союза против другого соседнего государства. Ценой союза с Римом был суверенитет – как того государства, против которого заключался союз с Римом, так и того, которое обращалось к Риму за помощью. Первое ждали жесткие условия абсолютного повиновения и поглощения, за союзником же закреплялась автономия – со временем, надо признать, становившаяся все более и более призрачной. Но, удивляя историков, изучающих события давно прошедших лет, соседние государства раз за разом обращались к Риму за помощью. В этом нет ничего странного – помимо защиты граждан присоединяемого государства от внешней угрозы Рим давал стране-просительнице защиту от внутреннего врага – давал защиту от внутренних противоречий, давал оптимальную систему управления.

Деградация республики, закат Рима начался на 726-й год со дня основания города (в 27 г. до н. э.). В день провозглашения Августа Октавиана, внучатого племянника Гая Юлия Цезаря, первым императором Рима. Пользуясь накопленной во времена республики инерцией, Рим все еще присоединял к себе новые провинции, но участь его уже была предрешена. Рим стал Римом во время существования гармоничной фазы существования социальной триады Политика–Идеология–Экономика (неслучайно именно от латинского числительного «три» происходит английское слово tribe – племя; племя – тройственный союз: союз Воинов, Жрецов и Дельцов). Рим погиб, когда исчезло динамическое (существенно неустойчивое) равновесие между силами (элементами) названной триады.

 

Заметка на полях.

О трех силах, являющихся инструментами власти в социуме, пишет Элвин Тоффлер в своей книге «Метаморфозы власти».

Цитата: «…в древних мифах поддерживается точка зрения, что насилие, богатство и знание – первичные источники социальной власти. Так, японская легенда рассказывает о сэншу-но янджи – трех священных предметах, данных великой богине солнца Аматэрасу-омиками, которые по сей день являются символами императорской власти. Это меч, драгоценный камень и зеркало.

Смысл причастности к власти меча и драгоценного камня достаточно ясен, зеркала – меньше.

Зеркало, в котором Аматэрасу-омиками видела выражение своего лица и приобретала знания о себе, также отражает власть. Оно появилось, чтобы символизировать ее божественность, но небезосновательно считать его и символом воображения, сознания и знания.

Более того, меч (или сила), драгоценный камень (или деньги) и зеркало (или разум) вместе образуют одну интерактивную систему. При определенных условиях каждый элемент может быть конвертирован в другой. Оружие может добыть вам деньги или вырвать секретную информацию из уст жертвы. Деньги могут купить вам информацию или оружие. Информация может быть использована как для увеличения количества доступных вам денег (как знал Иван Боски), так и для усиления ваших войск (поэтому-то Клаус Фукс и выкрал ядерные секреты). (...)

Подобно станкам (которые могут создать еще больше станков) сила, богатство и знание, примененные должным образом, могут дать одной команде чрезвычайно много дополнительных, более разнообразных источников власти. Следовательно, какие бы инструменты власти ни эксплуатировались правящей элитой или отдельными людьми в их частных взаимоотношениях, сила, богатство и знание остаются ее основными рычагами. Они образуют триаду власти». [77]

 

«Оружие, деньги и информация – три кита, на которых стоит сумасшедший мир. Сатанинская троица, триада власти». [78]

О. Г. Маркеев

 

Комментарий.

Считаем необходимым подчеркнуть, что, в отличие от Элвина Тоффлера, триадой мы называем не просто тройку сил, а систему, элементы которой взаимодействуют друг с другом описанным выше специфическим способом. Отметим, что именно возникающая в результате такого взаимодействия отрицательная обратная связь, приводящая, в свою очередь, к появлению динамической устойчивости тройки взаимодействующих сил, делает социальную систему Системой.

 

Одним из самых таинственных примеров использования триады является мантическая (гадательная) система «Тайсюань-цзин», что в переводе с китайского означает «Канон великого сокровенного» («Книга Великой тайны»).

Ниже приводятся сведения о возникновении «Тайсюань-цзин», взятые из книги Дерека Уолтерса «Книга Великой тайны»[79].

 

Заметка на полях.

О триаде «Тайсюань-цзин» вы узнаете через пару минут. А вот то, что обе китайские гадательные системы – как «И-цзин» («Книга Перемен»), так и в гораздо большей степени «Тайсюань-цзин» – на самом деле не гадание, а эффективный механизм личного менеджмента, позволяющий человеку достичь в жизни наивысших высот, о каких он только способен мечтать, – это я покажу вам много позже, в своей следующей книге. Вы увидите, что тот, кто традиционно использует указанные источники для развлечения, для организации салонных игр типа столоверчения и гадания на кофейной гуще, похож на человека, раскладывающего пасьянсы на компьютере, предназначенном для решения гораздо более серьезных и практически значимых задач.

 

Автор «Тайсюань-цзин», китайский философ Ян Сюн, родился примерно в 53 г. до н. э., – в год, когда на другом краю Ойкумены Гай Юлий Цезарь усмирял восстание галльских племен.

Всю жизнь Ян Сюн был беден, поскольку к знаниям стремился больше, чем к материальному достатку. Китайская иероглифическая система письма даже в наши времена оставляет широкое поле для различных толкований одного и того же текста – именно поэтому ценнейшие древние манускрипты, имеющие большое практическое значение, зачастую воспринимались и воспринимаются чуть ли не единственно как образцы художественной прозы или поэзии. Именно поэтому главным достоинством Ян Сюня его современники считали прилежание и умение докопаться до потаенного смысла изучаемых запутанных трактатов. Умер Ян Сюн в 18 г. н. э., исполняя при императорском дворе обязанности Дафу – Великого Ученого.

Тем из вас, кто знаком с «И-цзин», с «Книгой Перемен», легко будет понять, что такое «Тайсюань-цзин».

«И-цзин» является дуальным предтечей «Тайсюань-цзин». Изложенная в ней система использует два типа черт – сплошную и разомкнутую, соответствующие элементам Ян и Инь символа Дэн. В системе «Тайсюань-цзин» используется, как вы, наверное, догадались, три типа черт: сплошная, с одним разрывом и с двумя разрывами.

 

  «И-цзин» «Тайсюань-цзин»
  - -
  -- --
    ---

 

В «И-цзин» из используемых ею двух элементов формируются гексаграммы – комбинации из шести расположенных один под другим вариантов черт – элементов. В «Тайсюань-цзин» три ее элемента формируют тетраграммы, формируемые комбинацией из четырех вариантов элементов. Легко подсчитать, что из двух элементов «И-цзин» можно составить 64 различные гексаграммы, а из трех элементов «Тайсюань-цзин» получается 81 тетраграмма.

Каждой тетраграмме «Тайсюань-цзин», как и каждой гексаграмме «И-цзин», соответствует свой текст, комментарий. Гадание в той и другой системе выглядит примерно одинаково: неким случайным способом последовательно выбираются черты, из которых в результате складываются тетраграммы / гексаграммы, после чего ответом на загаданный вопрос считается комментарий, соответствующий найденной тетраграмме / гексаграмме.

Система «И-цзин» известна гораздо шире, нежели «Тайсюань-цзин»: существует более 300 комментариев к «И-цзин» на китайском языке и примерно столько же книг на каждом из основных европейских языков – и это только научные исследования, без учета массы литературы развлекательного характера. На этом фоне – единичные упоминания «Тайсюань-цзин» в китайской литературе, два перевода «Тайсюань-цзин» на английский язык (перевод Дерека Уолтерса в 1983 г. и Майкла Найлана в 1994 г., использовавшего другой китайский источник), а также считанные страницы, посвященные этой книге немногочисленными европейскими авторами, включая упомянутый выше перевод Дерека Уолтерса, опубликованный издательством «София». Да еще отрывок из книги, помещенный нашим соотечественником Ю. К. Щуцким в свой труд «Китайская классическая «Книга Перемен».

 

Неудивительно, что хранители китайской классической литературы просто отмахивались от «Книги Великой тайны», не признавая в ней никакой ценности, кроме разве что литературной, – не замечая глубины заключенной в «Тайсюань-цзин» философии, в соответствии с которой в природе существуют три основные силы, две из которых – знакомые нам Инь и Ян. Кроме них есть третья сила, благодаря которой и создается все по-настоящему новое. Борьба Инь и Ян может уничтожить то, что существует, – она не способна породить новое, то, что никогда не существовало в природе. Новые идеи, а также новые материальные объекты – от новых композитных материалов до новых биологических видов – появляются только благодаря действию третьей силы. Третья сила, согласно «Тайсюань-цзин», это сила ЖЭНЬ – «Человечество».

 

«Кто контролирует Человека, тот владеет Землей,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.