Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Чтобы система была устойчивой, ее надо систематически трясти».






Владимир Николаевич Челомей

 

«Мы любим жаловаться на то, что техника, решая одну проблему, как правило, порождает десяток новых. Но ведь это же необходимейшее условие самоподдерживающегося процесса! Находя равновесие по одному параметру (решая какую-то одну проблему), цивилизация должна нарушать равновесие по другим параметрам, иначе самоподдерживающийся процесс развития заглохнет». [54]

А. В. Лазаревич

 

Получается содержащая в себе «кольцевую причинность»[55] циклическая конструкция, в которой любая флуктуация, любое изменение, любое отклонение от точки равновесия устраняется автоматически, – состоящая из указанной триады сил система сама, без внешнего управляющего воздействия возвращается в прежнюю точку равновесия.

Отметим – в точку прежнего равновесия лишь в том случае, если описанная система трех сил является замкнутой. Если же отклонение произошло вследствие влияния на систему внешней среды (взаимодействия системы с внешней силой), равновесие опять-таки будет восстановлено. Но в зависимости от того, каким было внешнее воздействие – усиливало оно систему (все три ее элемента или любой из них) или нет (увеличило ли внешнее воздействие суммарную энергию системы или нет, осуществлялся ли приток энергии извне либо энергия истекала из системы), равновесие будет достигнуто с повышением или, соответственно, с понижением прежнего суммарного энергетического уровня.

 

Заметка на полях.

Теперь становится понятной известная метафора развития общества по спирали в результате диалектического «отрицания отрицания», с повторением пройденных фаз, но «на более высоком уровне» (см. рис. 14). Когда общество получает приток энергии извне, его триадные циклы действительно повторяются, но с усилением каждого из трех элементов триады. Если система теряет энергию, то фазы его развития циклически повторяются, спускаясь по нисходящей спирали и теряя суммарную энергию. Если общество изолировано от внешней среды, циклы его повторяются, накладываясь друг на друга, при неизменной суммарной энергии (примером такого циклического общества являлся Древний Китай). Еще одно замечание – возможно, правильнее говорить о накоплении не энергии, а информации (в смысле знаний). Поскольку именно накопленные знания позволяют социуму брать под контроль все бó льшие объемы энергии.

 

Как известно, любая живая система является принципиально не замкнутой, открытой – в противном случае она не может оставаться живой. Поэтому силы триады перманентно усиливаются (за счет внешних источников материи, энергии и информации), даже если вовне не существует других живых систем, за счет которых наша система может усилиться. Эти спонтанные усиления утилизируются (демпфируются) вышеуказанным способом.

Мы имеем триаду, которая развивается по спирали: силы триады, взаимодействуя друг с другом, по очереди проходят через цикл нестабильности (цикл поочередного усиления–ослабления каждого элемента системы), с каждым циклом стремясь умножить свою суммарную энергию. Умножая материальные приобретения – капитал, политические приобретения – территории с населяющими их людьми, а также новые идеологические инструменты – знания и управленческие технологии, – если речь идет о социуме.

Стоит отметить: если система подверглась агрессии со стороны внешней среды, она, чтобы выжить, должна измениться – выродиться в монаду. В борьбе с внешней агрессией не следует искать равновесных решений – напротив, именно в этой ситуации адекватными становятся дуальные, антагонистические отношения – борьба на выживание. Внешняя агрессивная сила настолько воздействует на нашу первичную систему, что возникает новая, дуальная система, включающая как первичную триаду, выродившуюся в монаду с целью отражения агрессии, так и агрессивную к ней внешнюю силу. Которая в этой новой дуальной системе уже не является внешней.

Триада сил, существующая в стабильном обществе, должна выродиться, сплотиться в единую силу, противодействующую агрессору. На практике это означает переход управления страной (речь идет о будущей стране, ГАМАЮН, которую нам с вами предстоит построить) от режима гармоничного триумвирата к режиму временной, конституционной (т. е. предусмотренной Конституцией страны) диктатуры, осуществляемой, как вы понимаете, диктатором в течение строго ограниченного промежутка времени.

Речь идет не о диктатуре в общепринятом смысле этого слова – мы прекрасно помним, чем, к примеру, закончилось состоявшееся 23 марта 1933 г. наделение диктаторскими полномочиями канцлера Германии Адольфа Гитлера (всего на четыре года, как тогда наивно полагал проголосовавший «за» 441 депутат рейхстага).

В режиме диктатуры триадная структура социума и триумвират руководителей трех ее иерархий продолжают свое существование. В этом залог возвращения системы в ее прежнее стационарное состояние, залог того, что по истечении срока действия полномочий диктатора он превратится[56] обратно в триумвира, равного среди равных. Единственная разница между диктатором и двумя другими триумвирами заключается в том, что глава (к примеру) иерархии «Политика», назначенный диктатором в результате общенародного референдума, получает в триумвирате право вето на срок, строго и однозначно ограниченный Конституцией страны. Как учил маршал СССР Борис Михайлович Шапошников, мобилизация обязательно должна закончиться войной, в противном случае она разорит страну. Аналогично введение диктаторских полномочий на определенный для этого срок должно выполнить поставленные перед диктатором задачи и завершиться возвратом социума из чрезвычайного в стабильный, стационарный режим существования.

Целью назначения одного из триумвиров диктатором является смещение приоритетов существования и развития страны – на определенный срок, в необходимой степени, в нужном направлении. При этом, исходя из цикличности существования триады, можно предположить, что в соответствующий период развития страны диктатором может стать не только Стратег, глава иерархии «Политика», – на период войны и послевоенного восстановления народного хозяйства, но и Мастер, глава иерархии «Экономика», – в период расцвета ее экономической мощи. Может стать и Магистр, глава иерархии «Идеология», – вводя в стране диктатуру когниториата в период ее духовного возрождения.

Люди на физиологическом уровне способны чувствовать наступление тяжелых времен: к примеру, ученые давно заметили, что в предвоенные годы рождаемость мальчиков начинает значительно превышать рождаемость девочек. Уверен, что, ощущая наступление времен испытаний, граждане страны сумеют признать приоритет иерархии «Политика» и осознанно принять тотальную мобилизацию как необходимую меру в подготовке к грядущей войне, которая, к сожалению, на момент написания этих строк уже стоит на пороге…

 

Вернемся к триаде – системе, где каждая из сил попарно осуществляет специфический способ взаимодействия (уточним): Первая сила ограничивает усиление Второй силы, Вторая сила ограничивает усиление Третьей силы, Третья сила ограничивает усиление Первой силы.

Давайте посмотрим, к чему приведет нарушение упомянутого выше «первого правила бойцовского клуба»: что будет, если в триаде А–В–С элемент А, вместо того чтобы сдерживать элемент В, наоборот, начнет его усиливать?

В этом случае В придавит С, которое контролировало (ослабляло) А. Хватка С над А ослабнет, А еще больше усилится – возникнет положительная обратная связь. Цикл пройден, элемент А усилился – лишь для того, чтобы опять усилить B? Очевидно, что через несколько циклов C и вовсе покинет рассматриваемую систему (сдохнет, если называть вещи своими именами), оставив дуальной паре А–В выяснять отношения в своем узком кругу. Таким образом, в описанном выше случае система идет вразнос – возникает положительная обратная связь, рвущая систему на части (вот он, пример благих намерений, мостящих дорогу в ад!).

 

Заметка на полях.

Система римского астролога I века нашей эры Марка Манилия (лат. Marcus Manilius), описанная в его труде [57] «Астрономика» («Astronomicon»), не имеет отношения к действительности именно по этой причине – по причине наличия в этой системе четного числа сил.

При этом система Манилия в общих чертах напоминает излагаемую нами триадную теорию:

«1. Человеческое общество состоит из четырех Квадр – Жрецы, Аристократы, Купцы, Крестьяне, каждая из которых обладает набором уникальных черт и особой ролью в жизни общества. Первые заняты распространением Идей и их власти над обществом во времени. Вторые заняты созданием, укреплением и защитой власти в пространстве. Третьи отвечают за экономические процессы и через них за глобализацию общества. Последние являются для первых трех кормовой базой и одновременно единственными производителями материальных ценностей, за счет которых существуют первые три.

2. Сезоны, названные по именам природных - Весна, Лето, Осень и Зима – знаменуют собой выдвижение очередной Квадры на лидирующие роли в обществе и тем самым за перераспределение в нем власти и приоритетов развития. Цикл таков. Весна – время жрецов. Лето – власть аристократии. Осень – власть переходит к Купцам. Зима – проедание накопленного и борьба за выживание, когда на первые роли выдвигается Крестьянство. Первые три Сезона крестьяне являются средой для пополнения первых трех Квадр. По Весне Жрецы начинают процесс обучения Крестьян и из некоторых появляются новые Жрецы и Ученые. Летом Аристократы массово рекрутируют Крестьян в Армию для ведения войн между собой. В итоге некоторые Крестьяне достигают в военном деле больших успехов и сами становятся новой Аристократией. Осенью изобилие плодов труда резко сокращает потребности в Крестьянах, некоторые из них, самые расторопные, богатеют и сами переходят в Квадру Купцов. Зимой все возвращается на круги своя. Обнищавшие Жрецы, разорившиеся Аристократы и Купцы массово пополняют ряды Крестьянства, восстанавливая процентную долю данной Квадры в населении к началу следующего Года (Весне). И все начинается сначала.

3. Уже писал ранее, что мир также разделен на Стороны Света. В каждой Стороне Света есть одна ведущая и одна ущербная Квадра. Для Севера это Крестьяне и Жрецы соответственно, для Востока – Жрецы и Аристократы, для Юга – Аристократы и Купцы, Для Запада Купцы и Крестьяне.

4. Стороны Света имеют приоритетный Сезон, когда каждая из них выдвигается на лидирующие позиции. Определяется этот Сезон по ведущей Квадре. То есть Весна – время господства Востока. Лето – власть Юга. Осень – триумф Запада. Зима – время реванша Севера.

5. Между Сторонами Света есть постоянное враждебное взаимодействие за главенство в мире. При этом история идет по кругу. Восток побеждает Север. Север побеждает Запад. Запад побеждает Юг. Юг побеждает Восток.

6. Поскольку историческое движение Власти известно всем посвященным, то на протяжении трех предшествующих поражению Сезона каждая Сторона света активно пытается загнобить своего будущего победителя. Восток осуществляет попытки экспансии на Юг с Осени по Весну. Север делает то же самое по отношению к Востоку с Лета по Зиму. Запад активно пытается подчинить Север с Весны по Осень. Юг продвигает экспансию на Запад с Зимы по Лето. Это давление достигает своего пика в Сезон торжества каждой из Частей Света в момент ее могущества над остальными. Методы экспансии разнятся от Сезона к Сезону. Весной идет идеологическая экспансия. Летом – военная или попытка подчинить себе местную Аристократию. Осенью основным оружием становится экономика. Зимой идет ресурсное давление.

7. Внутри каждой из Сторон Света идет внутренняя борьба за власть. Весной всех пытаются нагнуть Жрецы, выдвигая новые Идеи, заставляющие общество двигаться в выбранном идеологическом русле. При этом основное давление идет на Крестьян (в отместку за зимнее унижение и «выпрашивание еды») и на Аристократию, которая должна сменить Жрецов на «троне». Летом Аристократы мстят Жрецам и давят Купцов. Осенью Купцы отыгрываются на Аристократах, вытрясая в свой карман все нажитое ими «непосильным трудом», и максимально стараются подчинить своей власти Крестьянство. Зимой осенние запасы очень быстро заканчиваются и Крестьяне разоряют Купцов, одновременно настороженно кося глазом на Жрецов.

8. Перемена Сезонов сопровождается эффектом " эха", когда сначала будущее отбрасывает " тень" в прошлое до начала сезона, а затем прошлое в будущее. По моим наблюдениям этот эффект имеет протяженность по 5% от периода самого сезона в каждую сторону». [58]

Сходство системы Манилия с триадной теорией даже в том, что период полного цикла Манилий связывал с периодами вращения двух тяжелых планет, Юпитера и Сатурна, вокруг Солнца.

При этом, как вы понимаете, квадратичная система не устойчива а потому не жизнеспособна по изложенной выше причине.

 

Возьмем теперь прямо противоположный пример: предположим, что триада А–В–С – это три человека, которые, используя экстремальный способ контроля, попарно держат револьверы друг другу у виска: А целится в висок В, В целится в висок С, С держит револьвер у виска А. Описанная ситуация изображена на рис. 2в, при этом на предыдущих рис. 2а и 2б изображены ситуации, которые мы обсудим на пятом Шаге этой Ступени.

Представим себе ход мыслей А: если я стреляю в В, то В уже не сможет выстрелить в С и С беспрепятственно выстрелит мне в висок. Аналогичное умозаключение должно прийти в голову и двум другим участникам этой малоприятной истории.

Мы получили не раз обыгранную в боевиках патовую ситуацию, когда в дуэль двоих вмешивается третий, и разобрались, почему единственный выход из нее – всем одновременно и без резких движений опустить оружие.

 

Заметка на полях.

" - Так вот, Риммо приставил свой ствол к башке Энтони, Энтони приставил свой ствол к башке Майки, а Майки - к башке Риммо, как в фильме Джона Ву". [59]

 

При условии что каждый из трех револьверов заряжен лишь одним патроном, описанная триадная дуэль становится прекрасной схемой взаимного ядерного сдерживания, уже не раз нашедшей применение в международных отношениях.

 

Рис. 2а. Система неустойчива – отсутствует цикличная нетранзитивность

 

 

Рис. 2б. Система неустойчива – четное число элементов

 

 

Рис. 2в. Триада устойчива – цикличная нетранзитивность и нечетное число элементов

 

Еще раз подчеркнем, любая стабильная, достаточно долго существующая живая система включает в себя три силы, действующие вышеописанным образом. Или, иначе говоря, существование описанной триады сил является гарантией стабильности существования образуемой ею системы.

С другой стороны, устойчивой может быть не любая тройка сил, а только триада, каждый элемент которой попарно подавляет (контролирует) своего соседа. То есть триада – простейшая система, между элементами которой существует цикличная отрицательная обратная связь. Устойчивые конфигурации (структуры) более высокого порядка мы обсудим далее по тексту.

 

Заметка на полях.

Ответы на вопросы, заданные на предыдущем Шаге.

Думаю, вы уже сами догадались: метафора «чабан и его стадо» становится описанием полной, самодостаточной системы в том случае, если мы дополним ее третьим участником – кавказской овчаркой-волкодавом.

Обратите внимание: чабан управляет пастушьей собакой, используя Знание – являясь человеком, т. е. информационно более насыщенным объектом, нежели пес. Собака управляет стадом, используя Силу и угрозу ее применения. Наконец, стадо управляет чабаном (а вы как думали?), используя силу экономического принуждения, через угрозу его голодной смерти.

Кстати говоря, метафора «пастух–собака–стадо» отражает структуру средневекового общества, где, как известно, народ считался стадом, которое пасли пастыри (духовенство) и охраняли псы (дворянство).

Вернемся теперь к притче о борьбе в человеке двух начал. Третья сила в ней присутствует в скрытом виде: третьим элементом, образующим триаду вместе с первыми двумя, является тот, кто кормит волков – кто взаимодействует с первыми двумя элементами.

Вот как выглядит триадное продолжение притчи:

Внук задумался и тихо произнес:

– А вот во мне, дедушка, идет борьба между тремя животными, тремя силами.

Первое животное – Овца, которая думает и заботится только о себе самой.

Вторым животным является Собака – она привыкла заботиться как о себе, так и об овцах своей отары. О тех, кто входит в ее стаю, вожаком которой является, конечно же, чабан. Все же остальные для нее – чужие, лишь средство для существования.

Третье животное – и вовсе не животное, а чабан, я сам. Перечисленные животные, вместе с человеком, составляют единое целое. Как о себе самом он заботится о них, и нет для него среди них ни чужих, ни своих, ни дальних, ни ближних.

– И кто же победит? – удивленно спросил старик. – Кого же из них ты собираешься кормить?

– А их не надо кормить, дедушка, они сами кормят друг друга. Овца кормит Человека, Человек кормит Собаку, Собака охраняет Овцу и дает ей возможность кормить Человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.