Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Шаг пятый. Введение в триалектику






 

Ответ на вопрос, что такое триалектика, начнем от противного, описав ее дуальный, двумерный аналог – диалектику.

 

Заметка на полях.

Термин «диалектика» (от греч. dialektike – искусство вести беседу) уже на уровне семантики (дисциплины, изучающей множество значений некоего выбранного класса языковых единиц) содержит в себе дуальный принцип, поскольку беседой называют информационный обмен, коммуникацию, происходящую, как правило, между двумя участниками.

В рассматриваемом случае «диалектика» есть название гносеологического метода (методологического принципа) познания, реализуемого по схеме «тезис–антитезис–синтез».

Напомним: следуя диалектике, познающий субъект выделяет в окружающей его реальности некоторое явление, объект и формирует для наблюдаемого явления, для его описания модель – понятие или формулу (суждение), которое рассматривается им как тезис. В дальнейшем, продолжая изучение все того же объекта и выявляя все новые его свойства, а также связи с другими объектами, субъект приходит к необходимости сформулировать следующее, еще одно, альтернативное описание изучаемого предмета – антитезис. Формулу или понятие, содержание которого противоположно (противопоставлено) первичному тезису. Важно помнить, что в рамках научной картины мира, существующей на этом этапе познания, эти две точки зрения на изучаемый объект (две противоречащие друг другу модели действительности, модели изучаемого явления) несовместимы: если одна из них истинна, то другая обязательно должна быть ложной. Именно поэтому они носят название тезиса и антитезиса. При этом, как я уже сказал, оба явления наблюдаются, т. е. имеют экспериментальное подтверждение.

Рассматривая существующее между тезисом и антитезисом противоречие и пытаясь его разрешить, познающий субъект выходит на следующий уровень познания / понимания явления – формулирует синтез тезиса и антитезиса. Таким образом, происходит снятие, преодоление противоречия между тезисом и антитезисом, и делается еще один шаг к абсолютной (и в общем случае недостижимой) истине.

При этом полученный научный результат, синтез, сам, в свою очередь, становится тезисом более высокого уровня (в более сложной научной картине мира), за появлением которого следует дальнейшее изучение / познание рассматриваемого явления (которое, по сравнению с прежним объектом исследования, может включать в себя более широкий комплекс явлений), в результате чего формулируется антитезис. Так спираль познания заходит на свой следующий виток.

Теперь нам осталось сделать последний шаг и получить методологический принцип, согласно которому в каждом явлении мы обязаны увидеть, найти не две, а три противоборствующие силы, найти не две, а три противоречащие друг другу интерпретации, три несовместимые модели одного и того же явления, синтезом которых и становится триада, включающая в себя все три модели одновременно.

Для полноты картины дадим еще одно описание диалектической процедуры – перейдем от параллельного процесса познания объекта к последовательному. Остановимся не на диалектике познания объекта, а на диалектике развития этого познания (владеющие тайным знанием диамата в нижеприведенном отрывке сумеют опознать «закон отрицания отрицания»).

Согласно диалектике развитие познания объекта идет циклами, состоящими из трех стадий:

1) объект в исходном состоянии (тезис);

2) объект познается с альтернативной стороны, превращается в свою противоположность – происходит отрицание объекта (антитезис);

3) еще одно превращение – противоположности первоначального объекта уже в свою противоположность. Осуществляется отрицание отрицания объекта (синтез).

 

В описанном цикле объект способен принять два (противоположных) состояния. Если число состояний, возможных для объекта (число возможных его описаний), расширить до трех, мы получим триаду. При этом три формирующие триаду описания, модели, попарно являются друг для друга тезисом и антитезисом.

Так, человек может быть представлен комбинацией трех упомянутых ранее архетипов (согласно К. Г. Юнгу, архетип – это «наиболее древние и наиболее универсальные мыслеформы человечества»), которые могут быть расположены в следующем порядке: тезису «человек – это Делец» противостоит антитезис «человек – это Воин», тезису «человек – это Воин» противостоит антитезис «человек – это Жрец», тезису «человек – это Жрец» противостоит антитезис «человек – это Делец». Результатом синтеза трех пар «тезис–антитезис» является утверждение «человек триаден». Человек – это вектор в фазовом пространстве, по осям которого отложены три его составляющие: Дельца, Воина и Жреца. Три инстинкта человека – инстинкт самосохранения, инстинкт сохранения рода (половой инстинкт) и инстинкт сохранения вида (социума) – формируют взаимно-ортогональный базис в пространстве мотивации человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.