Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенность цели






Поскольку численность христианских школ все возрастает, наверное, не­избежно, что значительное их количество создается в силу недостаточных или неадекватных причин. Поэтому учитель, рассматривающий свои возможности преподавания в христианской школе, должен сформулировать для себя четкое представление о том, почему обучение в христианской школе является уме­стным и необходимым в контексте последовательного библейского мировоз­зрения. Расхождения между философией учителя и философией школы не дают ничего, кроме взаимной неудовлетворенности. Обе стороны должны сразу решить для себя, сходны ли, по сути, представления учителя и пред­ставления школы о своих задачах.

Интересные идеи можно найти в книгах: Kenneth O.Gangel and Warren S.Benson, Christian Education: Its History and Philosophy. Chicago: Moody Press, 1983; Paul A.Kienel, ed., The Philosophy o\ Christian School Education. 3rd. Ed., Whittier, Calif.: ACS1, 1980; and Frank Gaebelein, The Pattern oj God's Truth. Chicago: Moody Press, 1968.

D.Bruce Lockerbie, The Cosmic Center (Rev.Ed.). Portland, Ore.: Multnomah Press, 1986.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 282

Если местные государственные школы не представляются приемлемыми для родителей-христиан, одна из возможных реакций — создать альтернатив­ное учебное заведение. Снижение уровня академических задач, слабость дис­циплины, наркомания, содержание программы, пропагандируемые ценнос­ти — все это временами стимулировало потребность в христианской школе. Эти особые проблемы являются, вероятно, всего лишь симптомами глубокой эрозии того, что Фрэнсис Шеффер назвал «христианским консенсусом» в аме­риканском обществе.f Этот «консенсус» поддерживает хотя бы минимум при­личия и нравственности в государственных учреждениях. Перед лицом их не­гативного влияния на развитие местной политики родители, принципиально настроенные против либеральных тенденций в среде профессиональных педа­гогов, хватаются за возможность создания христианской школы. Возможно, школа преуспеет в том, что не удается родителям и церкви, и внушит детям большее уважение к нравственности.

Христианские школы, хотя они и оправданы интересами родителей, все же нуждаются в более прочном основании, чем неудачи и недостатки госу­дарственных школ. Христианская педагогика должна не отталкиваться от не­гативных черт светского образования, а опираться на позитивную основу — глубоко библейскую концепцию обучения как сообщения Божией истины. Программа, составленная при непосредственном или опосредованном цер­ковью участии родителей, открывает новые возможности, не доступные луч­шим светским программам. Христианская школа дает учащимся возможность развивать библейское мировоззрение, строить свою жизнь по образцу не толь­ко родителей, но и других христиан; решать сложные вопросы, не выходя из границ приверженности высшему авторитету Писания; участвовать в бого­служении, работать и учиться в дружественной духовной среде.

В организационном отношении христианские школы обычно относятся к одному из трех основных типов: приходские школы, обучение под контролем родителей и школы коллегиального управления. Хотя их педагогические цели и задачи могут быть сходными, выбор системы управления обусловливает или даже диктует определенные особенности. Таким образом, наблюдаются зна­чительные различия между енвангелическими школами, и о них необходимо знать будущему учителю.

Большая часть христианских школ, существующих с 1970-х годов, — это приходские (церковные) школы. Подобно римско-католическим и лютеран­ским школам предыдущих поколений, эти христианские школы стали резуль­татом миссионерских идей местных церквей. Церкви обычно рассматривают христианскую школу как составную часть христианской программы образова­ния в целом, которая контролируется назначенной церковной коллегией. За­частую приходские школы так же, как воскресные школы и другие церковные служения, получают солидные субсидии, что позволяет снизить цены на обу­чение. Однако это налагает на всех участников определенные ограничения, так что для эффективного функционирования этих школ необходим благодат­ный дух общего взаимодействия.

* Francis Schaeffer, The Great Evangelical Disaster. Westcliester, III.: Crossway, 1984, pp. 183H.


283 19. ОБУЧЕНИЕ В ХРИСТИАНСКОЙ ШКОЛЕ

Школы, учрежденные до 1970 г., в большей степени основаны по инициа­тиве родителей. Возможно, это объясняется тем, что церкви, за исключением немногих деноминаций, традиционно приверженных приходской системе об­разования, обычно уделяли мало внимания школьному образованию. Не име­ющие надежной защиты в лице коллегиального церковного покровительства, школы, контролируемые родителями, оформляются обычно как юридические объединения или общества с особой целью руководства и вспомогательными функциями. Хотя право непосредственного надзора может быть делегировано представителям и назначенному руководящему совету, все же контроль за программой и стратегией образования осуществляют родители в гораздо боль­шей степени, чем в приходской системе. Однако практически все затраты школы оплачиваются главным образом родителями-участниками.

Третий вид христианской школы строится по образцу организационной струк­туры, типичной для независимых школ и христианских высших учебных заведе­ний. Здесь ответственность за учреждение и управление школой лежит на кол­легиальном правлении; такое правление может состоять не только из родителей, хотя преданность, необходимая для этого служения, редко встречается у людей посторонних. Такому правлению основатель (основатели) школы доверяет управ­ление школьным имуществом на основании обязательства осуществлять выра­женную публично волю основателя. Для поддержания стабильности учреждения члены правления должны исполнять свои обязанности в течение достаточно до­лгого срока. Они тщательно отбирают новых или дополнительных членов-канди­датов, которые должны быть преданы тем же целям.

Обычному учителю такие сложные вопросы, как организационная струк­тура, могут показаться далекими. Но все же влияние организации на профес­сиональную деятельность учителя довольно значительно. Если школу спонси­рует церковь, это означает, что налоговое бремя не слишком тяжело; средства обучения и оборудование, вероятно, лучше; кроме того, нет проблем с законом по поводу «исключительно религиозных целей» школы. Под покровительством церкви учитель может даже пользоваться некоторой отдельной площадью в той мере, в какой она необходима в неучебных целях. Спонсирующая церковь имеет право требовать, чтобы школьные работники были членами церкви и принимали активное участие во внешкольных мероприятиях церкви, напри­мер, посещении больных и педагогическом служении. Живое участие церкви в программе школы часто выражается и в смене пасторов.

Школы, контролируемые родителями, находятся в явном соответствии с библейским принципом ответственности родителей за обучение и воспитание детей. Но, возможно, родителям сложнее уяснить, где пролегает граница между их правами и полномочиями учительского состава, который здесь дей­ствует in loco parentis. Поэтому учителя иногда испытывают давление со сто­роны родителей, желания которых не только различны, но часто несовмести­мы друг с другом и со школьными нормами. Преимущество школы, руководи­мой правлением, состоит в ее способности к поддержанию фундаментальной последовательности теории и практики. Однако обособление влияния со сто­роны хозяев школы может также ослабить их внимание к нуждам работников школы. Сосредоточение всей власти в руках коллегиального правления иногда приводит к тому, что школа теряет возможность приобщаться к наивысшим достижениям педагогики.


ХРИСТИАНСКАЯ ПЕДАГОГИКА 284






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.