Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Умение ставить вопросы и находить правильные ответы на них является показателем интеллекта и познавательных способностей личности.






Умение ставить вопросы и находить правильные ответы на них является показателем интеллекта и познавательных способностей личности.

Вопросно-ответный комплекс выполняет важнейшую функцию и в правовой сфере, особенно в судопроизводстве. Поиск ответов на вопросы, интересующие следствие и суд, составляет основное содержание допросов, следственных экспериментов, освидетельствований, очных ставок и других следственных действий.

Задача логики в профессиональной подготовке юристов в рамках данной темы заключается в показе того, что правильная постановка вопроса способствует, но не гарантирует получения истинного знания, в то время как несоблюдение правил и приемов постановки вопросов затрудняет, а иногда и исключает получение истинного ответа.

Здесь важно обратить внимание на то, что вопрос является логической формой, включающей исходную информацию, с одновременным указанием на ее недостаточность с целью получения новой информации в виде ответа. В таком понимании, по сути, содержится логическая структура вопроса: 1) искомое знание; 2) исходное знание (базис или предпосылка вопроса); 3) требование перехода от исходного к искомому знанию.

Рассматривая виды вопросов, следует учитывать, что для их классификации используются различные основания. Некоторые из них связываются с анализом формально-структурной составляющей вопроса, другие – с его информационно-содержательными задачами, третьи – с их ролью и функциями в процессе коммуникации. При изложении видов вопросов по каждому из этих оснований необходимо привести к ним свои примеры.

Рассматривая общие правила постановки вопросов и специфику их применения в юридической практике, следует учитывать, что здесь наряду с логическими правилами и риторическими приемами необходимо соблюдать требования норм права и те тактико-психологические рекомендации, которые выработаны юристами и психологами в процессе следственной практики.

Изучение вопросов предполагает не только знание и использование правил их постановки, но и правила формулирования ответов на них. Для этого требуется усвоить сущность и основные функции ответа.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собой вопрос как логическая форма?

2. Что такое предпосылка вопроса?

3. Как соотносятся вопрос и вопросительное предложение?

4. Какие виды вопросов обусловлены его формой и структурой?

5. Чем явный вопрос отличается от скрытого?

6. Чем сложный вопрос отличается от простого?

7. Чем восполняющий вопрос отличается от уточняющего?

8. Какова схема восполняющего вопроса?

9. Чем открытые вопросы отличаются от закрытых?

10. Каковы виды вопросов по информационно-содержательным задачам?

11. Чем релевантные вопросы отличаются от нерелевантных?

12. Чем отличаются информационные вопросы от исследовательских?

13. Чем общие вопросы отличаются от частных?

14. Чем корректные вопросы отличаются от некорректных?

15. Какие изъяны в вопросе свидетельствуют о его некорректности?

16. Какие виды вопросов обусловлены его ролью и функциями в процессе коммуникации?

17. Чем позитивная установка вопроса отличается от негативной?

18. Чем вопросы-связки отличаются от расширительных вопросов?

19. Что такое вопросы-фильтры?

20. Что такое контрольные вопросы?

21. Чем блокирующий вопрос отличается от вопроса-уловки?

22. Что такое каверзный вопрос?

23. Чем вымогающий вопрос отличается от вопроса-несогласия?

24. Что такое встречный вопрос?

25. Каковы общие правила постановки вопросов?

26. Как различаются вопросы по степени внушающего воздействия?

27. Что такое косвенные, или двойные, вопросы и как они оцениваются в логике и в юридической практике?

28. Какие особенности предпосылки вопросов должны учитываться в работе правоохранительных органов?

29. Что представляет собой ответ как логическая форма?

30. Какие виды ответов существуют и по каким параметрам их можно классифицировать?

31. Чем отличаются прямые ответы от косвенных?

32. Чем отличаются полные ответы от неполных?

33. Чем отличаются релевантные ответы от нерелевантных?

34. Каковы правила формулирования ответа?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.