Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. Данная тема призвана познакомить с гипотезой как логической формой развития знания.






Данная тема призвана познакомить с гипотезой как логической формой развития знания.

Учитывая, что гипотезы играют, по существу, ту же методологическую роль, что и сами вопросы, на которые они отвечают, изучение данной темы самым непосредственным образом связано с усвоением вопросно-ответной формы развития знаний. Гипотеза, как и любой ответ на некоторый вопрос, призвана уменьшить неопределенность знания. Но гипотеза возникает не при любом вопросе, а проблемном. Следует обратить внимание, что термин «проблема» означает такой вопрос, для ответа на который недостаточно имеющейся к данному моменту информации (знания). Специфика гипотезы заключается в предположительном, вероятностном, а не категорическом утверждении.

Рассматривая вопросы семинара, непосредственно посвященные гипотезе, следует обратить внимание на требования, предъявляемые к научной гипотезе, ее логическую структуру и виды, этапы ее развития и способы проверки.

При осуществлении проверки гипотез основными способами выступают выведение следствий, их верификация и фальсификация. Усвоение их сути, а также соотнесение гипотезы и следственной версии позволит понять роль эксперимента в процессе верификации и лучше усвоить роль следственного эксперимента в верификации следственных версий.

Наибольшая сложность при изучении гипотезы заключается в том, что в этих процедурах используется весь арсенал умозаключений и аккумулируются все знания, полученные в процессе изучения курса логики.

Контрольные вопросы

1. Что такое гипотеза и какую методологическую роль в процессе познания она играет?

2. Какие существенные признаки отличают гипотезу от других видов предположений?

3. В каких случаях гипотеза прекращает свое существование?

4. Опровергается ли в логическом смысле теория, если выявлена ложность отдельных ее положений?

5. Всегда ли опровержение гипотезы ведет к отказу от нее?

6. На какие виды различаются гипотезы по их познавательным функциям?

7. Какие виды гипотез различают по объектам исследования?

8. Какие виды гипотез различают по стадиям исследования?

9. Каким требованиям должна отвечать научная гипотеза?

10. Какие этапы могут иметь место при разработке гипотезы?

11. Каким требованиям должны отвечать предположения, чтобы стать гипотезой?

12. Какие виды умозаключений и при каких условиях могут использоваться для выдвижения гипотезы?

13. Что представляет собой проверка гипотезы?

14. Какую роль в проверке гипотезы играют доказательства и опровержения и как этот процесс можно отразить в схемах?

15. Какова логическая природа следственных версий?

16. Какие формы логической связи могут существовать между версиями?

17. Чем отличается следственная версия от гипотезы?

18. Какова общая логика построения судебно-следственной версии?

19. Какое применение находит гипотеза в деятельности юриста?

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.