Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стихотворные упражнения. Сказки.






Использование стихотворных упражнений по орфографии условно можно разде­лить на две группы. Первая группа - это, так называемые, запоминалки. Например:

Имена, фамилии, Начинает буква

клички, города важные слова:

все с заглавной буквы Иванова Анна,

пишутся всегда. Шуя и Москва

Эти упражнения служат для выделения орфограммы и запоминания ее правопи­сания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное тре­бование - не подменять ими правила учебника. К тому же предназначены они для пропе­девтических работ и заучиваются детьми в букварный период, одновременно с накапли­ванием опыта чтения имен людей, кличек животных, названий городов.

Вторая группа - рифмованные упражнения, которые используются для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привле­кают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем и в письменной форме. Например, задание.направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в кличках и фамилиях людей, названиях городов. Почему же мы с тобой Пишем буквы с прописной: Таня, Ваня, Мила, Нина, Коля, Петя и Ирина, Иванов, Петров, орлов, Ленинград, Москва, Ковров?

Методика проведения подобных упражнений (1-й и 2-й группы) несложная, одна­ко имеет ряд специфических особенностей. Основная - многократное использование рифмованных текстов на разных этапах обучения. Целесообразно начинать как можно раньше.

При кажущейся простоте ясно выступает дидактическая ценность подобных уп­ражнений. Чтение текста с пропущенным слогом полезно для формирования навыка чте­ния, поскольку тренирует ученика в антиципации - угадывании или предвосхищении чи­таемого слова. К тому же стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивающих интерес к на­стоящей поэзии. Работа, одновременно ориентированная на формирование навыка чтения и письма, полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом. Кроме того, такие упражнения способствуют выработке самоконтроля, положительного отношения к ученику. Систематическое применением подобных упражнений с первых уроков чтения и письма дает возможность учителю ориентироваться на завтрашний день младшего школьника, на устранение возможных орфографических трудностей, преобра­зование которых является задачей последующего обучения.

Усвоению опознавательных признаков орфограмм способствуют орфографиче­ские сказки о звуках и буквах.

Примеры сказок.

Уже при чтении и письме первых слов с гласными а-о- сосны - сосна, осы - оса можно предложить детям сравнить произношение и написание гласных в безударных сло­гах, затем рассказать сказку о безударных гласных о-а.

«Однажды, гласные а и о гуляли по лесу, собирали ягоды. Вдруг они так рассори­лись, что птицы разлетелись, звери разбежались и спрятались, деревья поникли, ведь ссо­ра никого не красит. А почему поссорились гласные? Когда гласные а-о стоят без ударе­ния, хочет занять место и одна и другая. И тут на помощь пришел волшебник Ударение. Стоило ему волшебной палочкой ударить по гласной, как она стала слышаться ясно и ни­какого сомнения в ее написании уже не могло быть. Об этом узнали дети, которые шли мимо. Они подружились с волшебником Ударением и всегда звали его на помощь, когда в словах встречались безударные гласные а-о. С тех пор дети пишут грамотно».

При чтении и письме слов с гласными е-и - река - реки, лес - леса -учитель на­поминает детям сказку о гласных а-о, сообщает, что гласные е-и тоже ссорятся, если на­ходятся в безударном слоге. Помирить их спешит волшебник Ударение.

К этой сказке дети обращаются постоянно, объясняя правописание слов пила, по­вар, земля и др. У детей появляется хорошая привычка - задумываться о написании глас­ных о-а, е-и-я в безударном слоге.

Аналогичная работа проводится с парными звонкими и глухими согласными в корне слова.

Орфографические сказки вызывают интерес к изучаемым явлениям, а изучение с увлечением всегда успешно. Да и в воспитательном плане эти сказки ценны: учат дру­жить, помогать друг другу в трудную минуту.

Языковое «чутье»

Фонематический слух - это «способность человека к анализу, синтезу речевых звуков». Проводятся различные виды упражнений, способствующих развитию фонемати­ческого слуха.

1. (Способствует хорошая дикция, умение отчетливо выговаривать звуки.

2. Орфографическая зоркость - это умение быстро обнаруживать в тексте орфо­
граммы и определять их значение.

3. Зависит от каллиграфии - аккуратно, четко написанные буквы лучше осозна­
ются школьниками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.