Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вывод по главе. Пунктуационно-орфографическая грамотность важнейший элемент в структуре современного лингвистического образования.






Пунктуационно-орфографическая грамотность важнейший элемент в структуре современного лингвистического образования.

Пунктуационные ошибки в настоящее время занимают первое место по сравнению с другими типами ошибок. Так, в среднем на одну орфографическую ошибку в письменных работах учащихся приходится четыре-пять пунктуационных ошибок. Их распространенность объясняется чрезвычайной сложностью пунктуационного умения, которое основывается не только на знании синтаксиса и умении достаточно быстро схематизировать структуру записываемого предложения, как считает Г.И. Блинов (2), но и на умении выражать разные смыслы в коммуникативных единицах - предложении и тексте. Пунктуационные ошибки закономерно появляются в силу как объективных, так и субъективных причин.

Итак, орфографические ошибки делятся на следующие типы: собственно орфографические, фонетико-орфографические и грамматико-орфографические.

Собственно орфографические ошибки – это такое написание слова, при котором нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических и грамматических норм, законов языка.

Фонетико – орфографические ошибки характеризуются тем, что написание того или иного слова противоречит не только орфографическим правилам, но и орфоэпическим нормам.

Грамматико-орфографические ошибки – это такие образования форм или построения словосочетаний и предложений, которые противоречат грамматическим законам языка. Иногда грамматико-орфографические ошибки называют языковыми. Они подразделяются на грамматико-морфологические и грамматико-синтаксические.

Грамматико-орфографические ошибки называются грамматико-морфологическими тогда, когда нарушение норм литературного языка связано с изменением и образованием формы слова.

Таким образом, в данной главе были отмечены самые распрастранённые ошибки, допускаемы школьниками во время письма.

 

 

Глава 2. Систематические работы по формированию у школьников орфографической и пунктуационной грамотности.

2.1 Анализ учебного материала по орфографии и пунктуации по учебнику «Русский язык. 5 класс» (авторы Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба.)

Учебник охватывает весь комплекс требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по русскому языку. Вместе с тем он сохраняет сложившуюся систему подачи материала, методический аппарат известного учителю учебника. Открыв его новое издание, учитель сразу убедится, что это так. Вариант учебника 2008г. обеспечивает единство учебного процесса, учитывая подготовку учеников начального класса по русскому языку. Поэтому он строится как переходный от начальных классов к средней школе.

Однако настоящее издание имеет свои особенности, которые диктуются требованиями времени, социальным заказом школы будущего, развитием наук.

Основные его особенности связаны с задачами:

— развития теоретического мышления и креативных (творческих) способностей учащихся;

— реализации в курсе русского языка воспитательного потенциала предмета;

— реализации требований названной выше программы.

Орфография.

Работа по орфографии в учебнике строится на основе, во-первых, системы орфографических понятий, во-вторых, усвоения сведений о языке — фонетических, морфемных, словообразовательных, морфологических и синтаксических. Базовыми для овладения школьниками правописной грамотностью являются следующие орфографические понятия: орфограмма («точка» применения правила), типы орфограмм, опознавательные признаки орфограмм, условия выбора орфограмм, орфографическое правило, орфографическая ошибка. Центральным из них является орфограмма. Ее называют единицей орфографии.

Этот учебник удобен тем, что очень понятно разъясняются правила написания слов.

Написания в словах делятся на две группы: написания по произношению («пишу букву своего звука»), например дно, там, пол, и написания не по произношению («пишу букву не своего звука»), например дома́ (в корне буква о, а произносится звук [а]: [дама]), топо́ р (в корне первая буква о, а произносится звук [а]: [тапо́ р]). Обычно в слове сочетаются оба эти написания: п о су́ да, к а на́ ва, като́ к, дужка и т. п. Написания не по произношению называются орфограммами, т. е. правильными написаниями (в словах тр а ва́, но ж выделенные буквы являются орфограммами). Вместо орфограммы в слове может быть написана другая буква — неправильное написание, т. е. ошибка: ло ж ка — выделенная буква — орфограмма (правильное написание); «ло ш ка» — выделенная буква — орфографическая ошибка (т. е. неправильное написание). У пишущего ученика в уме постоянно происходит конкуренция, выбор между орфограммой и ошибкой. Причин для появления ошибок (вместо орфограмм) много (см. о них ниже).

На письме при передаче устного слова изображаются с помощью букв звуки в морфеме, а также стыки морфем с помощью небуквенных средств: пробелов , дефисов , контактов, т. е. слитных написаний , стыки слогов во время переноса со строки на строку — с помощью черточки (во - да). Все они тоже являются орфограммами. Соответственно, по графическому виду орфограммы делятся на две большие группы: на буквенные и небуквенные. Буквенными являются следующие подтипы орфограмм: гласные буквы, согласные буквы, большие буквы, буквы ъ и ь. К небуквенным относятся следующие подтипы орфограмм: орфограммы-дефисы, орфограммы-пробелы, орфограммы-контакты и орфограммы-черточки (при переносе). Все они являются орфограммами, так как при их выборе на письме применяются правила правописания или приходится запоминать написание слов. Например, слово на ощупь надо было бы писать слитно, а оно пишется раздельно 1.

Формулировки орфографических правил в переработанном издании учебника в основном остались прежними. Изменению подверглось правило о выборе букв о и а в корне -лож- -лаг-. Предложено ориентироваться не на согласные г и ж, а на наличие или отсутствие суффикса -а- за корнем — при его наличии надо писать в корне букву а, а при его отсутствии — букву о: , но нал о жить (нет ). В правило о букве ё после шипящих в корне добавлено еще одно исключение. Употребление буквы ь после шипящих на конце существительных связывается с III склонением: III склонение — ь пишется, не III склонение — ь не пишется.

Овладение грамотным письмом начинается с умения предвидеть в устном слове (перед его записью) и видеть в письменном слове «точки» применения правил, т. е. возможные орфограммы. Это умение называют орфографической зоркостью. Ее формирование опирается на знание особых примет в словах — опознавательных признаков «точек» применения правил, т. е. орфограмм. У каждого типа орфограмм свои легко запоминающиеся приметы, или опознавательные признаки:

— у орфограмм — гласных букв: безударность гласных (к а то́ к, ст е на́, положение гласных после шипящих и ц (ж ё лудь, ц и рк);

— у орфограмм — согласных букв: стечение согласных (я сн ый, бума жк а), конец слова (холо д, но ж);

— у орфограмм — букв ь и ъ: а) у разделительных ъ и ь наличие звука [й’] после согласной (с [й’э] м, сем [й’а]); б) у неразделительного ь наличие мягких согласных в стечении согласных (но чн ой, се [л’] дь, ко [н’] ки, ба [н’] тик), наличие шипящих на конце слова (ро ж ь, горя ч, спря ч ь, е ш ь, спло ш ь, ли ш ь), наличие в произношении глаголов [ца] (купа тьс я, купае тс я);

— у орфограмм — больших букв: начало предложения, наличие собственных имен (Б айкал)и собственных наименований (В еликая О течественная война);

— у небуквенных орфограмм: наличие не и ни, предлогов и союзов, приставок в-, кое-, по-, суффиксов -либо, -нибудь, -таки, -ых (-их), -ому, -ему, сложных слов, конец строки.

Опознавательные признаки усваиваются постепенно, по мере ознакомления с новыми видами орфограмм. Они выполняют огромную обучающую роль, если учитель проводит соответствующую работу.

Чтобы выбрать орфограмму, а не ошибку на месте «точки» применения правила, ученик должен знать условия ее (орфограммы) выбора, т. е. некоторые языковые особенности слов, а именно: фонетико-графические (шипящие и ц, мягкость согласных, ударение), лексические (неделимость слова без потери смысла), морфемные (положение буквы в морфеме, особенности морфем, наличие чередований), словообразовательные (однокоренные слова, структурно-семантические связи слов), морфологические (например, у существительных — род, падеж и др.; у глаголов — спряжение, лицо и др.), синтаксические (член и нечлен предложения, грамматические связи слов в словосочетании). Не все перечисленные условия необходимы для выбора той или иной орфограммы, а лишь часть из них. Так, для правильного написания букв о и е после шипящих в суффиксах существительных (в словах крючок, овражек)надо иметь в виду следующие условия: часть речи (имя существительное), часть слова (суффикс), ударность — безударность суффикса и положение после шипящих (фонетические условия). Соответственно, правило формулируется следующим образом: «В суффиксах существительных после шипящих под ударением пишется буква о, а без ударения — е: пирож о ́ к, оре́ ш е к».

Условия выбора любой орфограммы представлены в виде соответствующего орфографического правила. Орфографическое правило, таким образом, инструкция, содержащая условия выбора той или иной орфограммы. Необходимо различать орфографическое правило и орфограмму: орфограмма — это объективное явление письма, а орфографическое правило — составленная автором пособия инструкция, в которой содержатся условия выбора данной орфограммы. Пользуясь этой инструкцией, ученик (или любой пишущий) выбирает из антонимического ряда «орфограмма — ошибка» правильное написание, т. е. орфограмму. Усвоению условий выбора орфограмм в словах на письме помогают их несложные графические обозначения. Для графических обозначений используются подчеркивания, обозначения морфем, проверочные слова, краткие словесные пояснения. Орфограмма подчеркивается одной чертой (суч о к, гру ст ный, кое - как); двумя чертами подчеркиваются фонетико-графические условия: , ; морфема, в которой находится орфограмма, обозначается принятым условным знаком: ; в нужных случаях обозначается ударение: , приводится проверочное слово: , , , краткие словесные пояснения: (1-е скл., пр. п.), (кр. прил.), (нет ), купается (что делает?, 3-е л.), досрочно (от срочно, хотя есть ).

Графические обозначения вводятся одновременно с ознакомлением с орфограммой и условиями ее выбора. В дальнейшем графические обозначения используются:

— в качестве одного из упражнений, формирующих орфографическую зоркость;

— для контроля, проверки знания условий выбора орфограммы;

— для обоснования выбора орфограммы;

— для объяснения орфографических ошибок (во всех видах контрольных и обучающих работ).

По данному учебникуработа по орфографии в V классе начинается с ознакомления школьников с тремя орфографическими понятиями: орфограммой, местом орфограмм в слове и с опознавательными признаками орфограмм (на основе § 6).

Знакомство с орфограммой целесообразно начинается с сообщения о двух типах написаний в словах: по произношению и не по произношению. Написания не по произношению вызывают у пишущего затруднения. Так, в слове б о рьба на месте выделенной буквы произносится другой звук — [а]. Выбирая правильное написание в этом слове, пишущий прибегает не к произношению, а к правилу — подбирает проверочное слово: б о рьба — б о ́ рется. В безударном положении в одном и том же корне пишется то, что слышится под ударением.

В методике преподавания по русскому языку говорится о том, что в V классе необходимо научить школьников видеть буквенные орфограммы в морфеме, а небуквенные орфограммы между морфемами. С этим фактом учитель знакомит детей после ознакомления с опознавательными признаками. Для этой цели можно использовать наблюдение над словами с указанными типами орфограмм, например: водяно́ й и где-то. (Учитель ставит вопросы и дает задания.)

— Обозначьте морфемы в данных словах .

— В каких морфемах есть орфограммы? (Учащиеся их подчеркивают: ).

— Какие из них буквенные, а какая небуквенная?

— Где в слове находятся буквенные орфограммы, а где небуквенная орфограмма?

Рекомендации в методике таковы: во время письма (в случае затруднений) мысленно членить слово по составу; определив, в какой морфеме или между какими морфемами находится орфограмма, легко вспомнить условия ее выбора (т. е. орфографическое правило).

В целях закрепления повторяемых или уточняемых понятий достаточно выполнить соответствующие упражнения учебника.

Работа над любым упражнением предполагает постановку цели выполнения упражнения; выяснение приема решения этой цели: анализ одного-двух примеров для обучения реализации поставленной цели; выполнение упражнения; проверку его результатов. На выполнение указанной работы требуется не менее пяти-шести минут, поэтому реально можно выполнить на уроке максимально три-четыре упражнения.

Излагается работа над словами с непроверяемыми орфограммами в учебнике.Непроверяемыми орфограммами являются написания в словах — буквенные (в основном) и небуквенные, — выбор которых невозможно обосновать существующими орфографическими правилами. Такие орфограммы называют еще и бесповерочными, традиционными: п о ко́ й, в о кза́ л, вм иг, точь - в - точь и др. Основной прием усвоения их написания сводится к пословному запоминанию. Слов с непроверяемыми буквенными орфограммами в словаре русского языка больше, чем с проверяемыми написаниями. Со всеми словами с непроверяемыми орфограммами школа не может познакомить (их десятки тысяч), поэтому возникает проблема их отбора по определенным критериям, но такую колоссальную работу в глобальном плане в методике преподавания родного языка никто не проводил. Частных наблюдений было много, но они не решили проблему создания словаря-минимума слов с непроверяемыми орфограммами применительно к преподаванию русского родного языка в V–IX классах (см.: Н. А. Бублеева, Н. Н. Китаев, О. И. Лобанова, А. Н. Никеров, Г. И. Горская, Е. И. Никитина и др.).

Авторы учебника пошли по следующему пути, определяя содержание работы с непроверяемыми орфограммами: они выделили из упражнений учебника наиболее частотные слова с бесповерочными написаниями и поместили их в рамки против этих упражнений. В целом по всему учебнику получился небольшой словарь-минимум, над которым и рекомендуется учителю вести соответствующую работу. Слова из рамок перечислены в конце учебника в виде словаря «Пиши правильно»2. Но преподавателю предоставлено право пополнять этот словарь другими словами из разных источников, например из учебника по литературе.

Работа над словом с непроверяемой (-ыми) орфограммой (-ами) складывается из нескольких этапов и выполняется в рабочей тетради по русскому языку (№ 1 или № 2). Она начинается с записи слова двумя способами — без разбивки и с разбивкой на слоги: папоротник, па-по-рот-ник. Затем определяется его лексическое значение. Далее выясняется этимология слова с целью нахождения в его истории возможного проверочного слова: папоротник. Суф. производное от папороть, префикс. образование от пороть — « крыло», того же корня, что парить, перо. Растение получило свое имя по сходству листьев с крыльями птицы (Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь. — М., 1997. — С. 224).

В учебнике даётся основной прием усвоения правописания таких слов — это их послоговые орфографические проговаривания. Но для этого в помощь ученику приходит учитель, который объясняет его роль, если такая работа проводится впервые, и дает образец проговаривания. Затем эту процедуру исполняют два-три раза коллективно, контролируя произношение, глядя на соответствующую запись на доске. Далее учащимся предлагается про себя произнести по слогам это слово два-три раза; завершается работа его записью три–пять раз. Затем подбираются, если они есть, однокоренные слова и записываются в обучающей тетради.

В дальнейшем данная группа слов может быть использована:

— для написания проверочных мини-диктантов (из слов с непроверяемыми орфограммами);

— при проверке домашней работы (в качестве дополнительного задания или основного);

— при письме по памяти слов с непроверяемыми орфограммами (после заучивания их дома);

— для составления словосочетаний, предложений (при изучении нового материала).

Пунктуация.

При переработке учебника усилено внимание к формированию пунктуационных умений и навыков. В соответствии с программой введено деление знаков препинания на знаки завершения, выделения и разделения. Эта классификация знаков препинания произведена по их функции в членении письменного текста. Знаки завершения — это знаки внешние, знаки конца предложения. Они служат для выражения целевой характеристики предложения: утверждение, вопрос, побуждение. Знаки выделения и разделения — это знаки середины предложения (внутренние знаки). С их помощью вычленяются синтагмы, смысловые отрезки, по терминологии М. Т. Баранова. Между знаками выделения и разделения имеется внешнее различие. Выделительные знаки являются парными. В V классе ученики знакомятся лишь с двумя знаками выделения — двойной запятой при обращении, кавычками при прямой речи. Знаки разделения являются одиночными. Таковы в курсе V класса тире между подлежащим и сказуемым, одиночная запятая между однородными членами и простыми предложениями в сложном, двоеточие после слов автора перед прямой речью, тире в диалоге.

Нужно иметь в виду, что двойная запятая, будучи знаком выделения, в предложении может быть представлена только одним знаком, если обращение находится не в середине, а в начале или в конце предложения. Это так называемая слабая позиция для двойной запятой 1. Ученикам эти сведения, естественно, не сообщаются. Однако в V классе важно заложить у школьников умение пользоваться двойной запятой, фиксирующей с двух сторон выделяемый пунктуационно-смысловой отрезок. В дальнейшем этот знак выделения найдет широкое применение: для выделения обособленных членов и конструкций; придаточных предложений; вводных слов, конструкций и предложений. Известно, что пропуск второй запятой в письменных работах учеников является типичной ошибкой.

Изменения в содержании работы по пунктуации состоят в следующем:

1) в учебник включены § 24 «Пунктуация», § 44 «Пунктуационный разбор простого предложения»;

2) произведено разделение знаков препинания на три группы: завершения, выделения, разделения;

3) особенности интонационного и структурного оформления пунктуационно-смысловых отрезков даны как опознавательные признаки употребления знаков препинания.

В § 24 «Пунктуация» акцент сделан на смысловой функции пунктуации, чему служит материал для наблюдений и упр. 117, 118. Цель этих упражнений не только раскрыть роль пунктуации в смысловом членении текста, но и сформировать у школьников положительное, ответственное отношение к пунктуационному оформлению собственных письменных текстов, сформировать мотивацию изучения этого раздела правописания.

В этом же параграфе дана классификация знаков препинания по их функции: знаки завершения, разделения и выделения. Впервые эти знания пятиклассники применяют при выполнении упр. 120. Определив, какие знаки препинания необходимо расставить, ученики выписывают предложения в такой последовательности: сначала под номерами 3, 5 (со знаками завершения), затем под номерами 1, 4 (со знаками разделения), наконец под номером 2 (со знаком выделения). В предложениях 3, 5 также есть знаки выделения (двойная запятая), но выписывать эти предложения второй раз нецелесообразно, достаточно устно указать на знаки выделения обращения в этих предложениях.

В § 44 «Пунктуационный разбор простого предложения» объяснение знаков препинания строится на функциональной (знак завершения, разделения или выделения) и на структурной основе: отграничение в тексте одной синтаксической структуры или ее элемента от другой (другого). Как и всегда, после порядка разбора даны образцы устного и письменного пунктуационного разбора. В образце письменного разбора в отличие от синтаксического подчеркнуты точки применения пунктуационного правила, как это делается при выделении орфограмм. При этом подчеркнуты как места постановки знаков препинания, разрешенные позитивными правилами, так и те места в предложении, где знак препинания отсутствует в соответствии с негативными, запрещающими употребление в данной структуре знака правилами. В образце письменного разбора подчеркнута запятая между однородными определениями (по мшистым, топким...).Кроме того, подчеркивание места перед союзом и (здесь_и там)объясняет отсутствие запятой между однородными членами. Упр. 220, 221 предназначены для овладения пунктуационным разбором предложения.

Особого внимания заслуживает введение понятия «опознавательный признак» постановки знаков препинания. Такими опознавательными признаками являются интонация конца (§ 27, 28, 29), интонация перечисления (§ 40 «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»), звательная интонация (§ 41 «Предложения с обращениями»), морфологические способы выражения подлежащего и сказуемого (§ 33 «Тире между подлежащим и сказуемым»), синтаксические особенности — наличие рядов однородных членов при бессоюзной связи или одиночном союзе и (§ 40), наличие двух и более грамматических основ (§ 45 «Простые и сложные предложения»), наличие осложняющих элементов в виде чужой речи (§ 47 «Прямая речь»). Сведения об опознавательных признаках выделения или невыделения того или иного пунктуационно-смыслового отрезка помещены в учебнике либо перед соответствующим пунктуационным правилом (§ 27, 40), либо после него (§ 33, 41, 45, 47).

Таким образом, данный учебник очень удобен при прохождении тем по орфографии и пунктуации в V классе. Здесь логично поясняются, во-первых, все правила орфографии и пунктуации, с которыми должны познакомиться школьники V класса, во-вторых, даны занимательные упражнения, с помощью которых обучающиеся тренируют правописные навыки.

 

2.2. Анализ различных методик по орфографии и пунктуации.

В методике орфографии действуют общедидактические и специальные методические принципы. Последние вытекают из специфики взаимоотношений русской орфографии и языка в целом и ее принципов, которые соотносятся с разными разделами орфографии. В соответствии с этим методические (специальные) принципы обучения орфографии делятся на общие (ими учитель руководствуется при изучении всех видов орфограмм) и частные (ими учитель руководствуется при изучении орфограмм, относящихся к разным разделам орфографии).

Методика пунктуации - раздел методики преподавания русского языка, в котором описывается процесс формирования у учащихся пунктуационных умений и навыков.

Рассмотрим несколько методов по орфографии.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.