Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Списывание






Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копируют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения. В этот период главной своей задачей учителя считают научить детей верному начертанию букв и их соединений, не допускать интервалы между словами и т.п. Способ списывания остается при этом вне контроля. Не учитывается, что списывать можно по-разному: копи­руя букву за буквой, слогами, словами и даже целыми предложениями.

«Списывание - одни из наиболее употребительных видов письменных упражне­ний; используется при обучении орфографии и грамматике, - как правило, с дополнитель­ными заданиями».

Различают два вида списывания: простое и осложненное.

В первом случае перед учеником одна задача - воспроизвести без ошибок гото­вый текст. Во втором - списывание либо предшествует выполнению того или иного язы­кового задания (грамматического или орфографического), которое проводится на мате­риале списанного текста, либо включает в себя дополнительные задания (вставку букв или слогов и т.п.).

Г.В. Репкина экспериментально обосновала, что побуквенное копирование, в ко­тором дети видят гарантию безошибочности списывания, не только не избавляет их от ошибок, а наоборот, приводит к ним. В этом случае ученик не понимает, что он пишет, и, значит, это никак не способствует запоминанию правильной орфографической формы слова.

Существует алгоритм списывания, вначале он детально развертывается в обуче­нии. После того, как учащиеся научатся осознанно выполнять все действия, последние могут быть переведены в умственный план и сокращены. Работа вначале проводится только в классе, коллективно, под строгим контролем учителя. Как только учащиеся овла­деют всеми операциями, они могут начать списывать дома.

Памятка включает в себя следующие действия:

1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь себе диктовать во
время письма).

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчерки орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Остановимся более подробно на содержании и методике освоения каждого дей­ствия алгоритма.

1. Прочитайте предложение, чтобы понять и запомнить его.

Это действие нужно, чтобы исключить возможность механического копирования текста. Так как предложения, с которых начинается обучение невелики, в качестве «смы­слового куска» выступает целое предложение. Позднее, словосочетание или часть пред­ложения.

Чтение предложения на этом этапе осуществляется по нормам орфографии - «чи­таем так, как надо говорить».

2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.

Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитым навыком чтения и иметь хорошую память. Повторяя предложение, не глядя в него, ребенок разви­вает память, учится запоминать осмысленно.

3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот анализ был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребенка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»).

4. Прочитай предложение так, как оно написано.

Практическое решение орфографической задачи: путем приведения к полному соответствию зрительного и слухового образа слова. Орфографически проговаривая сло­во, ученик запоминает его написание, и запоминание происходит осмысленно.

5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь писать его.
Повторное по памяти проговаривание, закрепляет в памяти буквенный образ слова, воссозданный в его произнесении.

6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

Готовя детей к самостоятельному списыванию, необходимо следить, чтобы уча­щиеся действительно диктовали себе во время письма. Шумок в классе- естественное сви­детельство проговаривания.

7. Проверь написанное:

а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;

б) подчерки орфограммы в написанном;

в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Чтобы ученик проверял написанное, он должен отчетливо представлять себе сис­тему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требуя подчеркнуть орфограммы в написанном, мы даем ему ориентиры того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.

По мере автоматизации навыка списывания, алгоритм постепенно свертывается, существенно сокращается:

1. Прочитай предложение и повтори его по памяти.

2. Прочитай предложение еще раз так, как оно написано.

3. Пиши, диктуя себе так, как читал последний раз.

4. Проверь написанное, прочитывая слово за словом так, как оно написано.
Такое обучение списыванию делает его самостоятельным орфографическим уп­
ражнением. В этом случае оно не нуждается в дополнительных заданиях.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.