Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологические явления в коллективе






Присущая каждому коллективу психология, являясь результатом отражения членами данного коллектива макро- и микроусловий, специфична и неповторима.

СПК - это преобладающий в нем относительно устойчивый эмоциональный настрой, в котором соединяются настроения людей, их переживания и волнения, отношения друг к другу, к самому себе, к работе и к окружающим событиям.

1.Взаимоотношения – это различные формы и виды взаимных связей и контактов, которые складываются между членами коллектива в процессе совместной деятельности и общения. Формальные (официальные) взаимоотношения создаются на базе организационной структуры фирмы, определяют руководство и подчинение, права и обязанности каждого сотрудника коллектива, регламентированы, т.е. регулируются официальными документами

Неформальные (неофициальные) взаимоотношения возникают стихийно на основе взаимных симпатий и общих интересов, нерегламентированы, являются подчас незримыми. В них проявляются субъективные связи между людьми, которые больше симпатизируют и доверяют друг другу вне всякой зависимости от того, обусловлено ли данное взаимодействие какими-либо официальными предписаниями вышестоящего администратора.

2. Коллективное мнение – это совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение коллектива (общее или преобладающее) к различным событиям в жизни общества и коллектива.

3. Коллективное настроение – это совместное переживание тех или иных фактов (событий), а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время коллективом и влияющие на его жизнь и деятельность. а) положительный настрой коллектива (стеническое настроение) – энтузиазм, увлеченность, приподнятость, общий подъем и др. – способствует успеху совместной деятельности, решению порой сложных задач; б) отрицательный настрой коллектива (астеническое настроение) - неверие в свои силы, уныние, скука, общее недовольство и др. – резко снижает возможности коллектива.

4. Внутриколлективные традиции - это нормы, обычаи, правила жизни и поведения человека в данном коллективе.

 

Методы изучения социально-психологического климата в коллективе могут быть самыми разнообразными. Наиболее часто используются наблюдение, беседы и интервью с работниками и менеджерами низового уровня, анкетирование сотрудников, социометрический метод, анализ документов, которые отражают трудовую активность людей, производительность и качество труда.

 

40. Сравнительная характеристика мотивации исполнительной деятельности по Маслоу, Мак-Грегору, Алдерферу.

Мотив – одна из функций деятельности менеджера. Все управление сводится к стимулированию труда сотрудников. В этих словах подчеркивается место и роль мотивации. Мотивация – это создание внутренних побудительных мотивов к определению действий.

Важность и необходимость определяется тем, что в зависимости от уровня мотивированности, сотрудник вкладывает свои усилия, желания, стремления. Мотивация как один из наиболее действенных инструментов повышения эффективности работы сотрудников и организации в целом является объектом многолетних исследований специалистов во всём мире. Их основной задачей при рассмотрении мотивации и создании научных концепций являются выявление и анализ тех факторов, которые оказывают влияние на саму мотивацию.

 

Существует много подходов к мотивированию людей. Одними из признанных является теория:

1. Теория Х и Y Мак-Грегора. Основана на отношении менеджера к работникам. Теория Х: менеджер думает, что работники ленивы от природы, не заинтересованы в высоких результатах, не проявляют инициативы, боятся ответственности. Эта теория не эффективна.

Теория У: труд для человека естественная потребность, он ищет задания, за которые хотел бы отвечать, вкладывать дополнительные усилия.

2. теория Маслоу. Суть этой концепции сводится к анализу потребностей, которые постоянно ощущаются всеми людьми и могут быть объединены в пять групп в соответствии с определёнными критериями. Пирамида потребностей (строгая иерархия потребностей снизу вверх!): физиологические потребности (Минимальная зарплата, сносные условия труда), потребности в безопасности (Зарплата выше минимальной, социальные гарантии), потребности в принадлежности к группе и общении (Сотрудничество с коллегами, дружба, любовь), потребности в признании и самоутверждении (Известность, публичное признание), потребности в самовыражении (достижение результата независимо от последующего признания)

3. теория Алдерфера. Теория СВР (нет строгой иерархии): потребность в существовании (т.е. физиологические и безопасность), потребность взаимосвязи (т.е. принадлежность к группе, общение, признание, самоутверждение), потребность роста (т.е. самовыражение и самоутверждение, признание). Отличие от теории Маслоу: 1. нет четкой иерархии. 2. если человек не может удовлетворить потребность более высокого уровня, то он переходит на потребность более низкого уровня, не испытывая фрустрации (негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей).

Теории имеют практическое применение в деятельности менеджеров разного уровня.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.