Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методические рекомендации. В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном






 

В целях результативности и эффективности развития элементарных математических представлений у детей особое внимание следует уделять организации в дошкольном образовательном учреждении интерактивной предметно-развивающей среды, которая позволяет вовлечь детей в различные виды деятельности и манипуляторные игры с предметами окружающими ребенка, создать эмоциональную, благоприятную, эффективную обстановку для рассмотрения и уяснения различных элементарных математических признаков, явлений, факторов и зависимостей как на специально-организованных занятиях, так и в активной, самостоятельной поисковой деятельности в повседневной жизни.

В ходе развития Э.М.П., создавать в группе эмоциональную, доброжелательную, увлекательную интересную сферу игры, которая радует и заинтересовывает детей, побуждает к действиям, думать, размышлять, высказываться, различать, квалифицировать, сравнивать, решать проблему, значимую задачу.

Обучение математике детей раннего возраста немыслимо без использования дидактических и пальчиковых игр, физминуток, стихов, сказок, занимательных задач и развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовывать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять элементарные математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, новой обстановке. Используя занимательный материал с целью формирования представлении, ознакомления с новыми сведениями. При этом неприменимым условием является применение систем игр и упражнений, физминуток, стихов, сказок.

Особая роль в создании образовательной, развивающей, бытовой среды отводится предметам, пособиям и играм, которые подталкивают малыша к мыслительной деятельности, учат сравнивать и различать, группировать и классифицировать, анализировать, выявлять существенные и несущественные признаки, устанавливать связь, моделировать.

В свободном доступе для малышей должны находиться: разнообразные наборы однородных и неоднородных предметов, игрушек, различный природный, бытовой, бросовый материалы, это: пуговицы, ленты (разного цвета и размера), шнурки, шишки, желуди, различные палочки, камешки и т.д., которые успешно используются для упражнений в сравнении и различии, группирования и классификации, сериации предметов; демонстрационный материал (наборы однородных предметов и игрушек и их изображений (различной величины и цвета0 модели геометрических фигур; раздаточный материал (панели-вкладыши, карточки для наложения и приложения предметов и их изображений, наборы лент, шнурков, пирамидки, счетные палочки (различной величины и цвета), наборы посуды (различной величины) и т.д.).

Педагогическая работа с детьми раннего возраста имеет свою специфику и во многом отличается от приемов, использующихся в работе с детьми дошкольного возраста. Эта специфика определяется особенностями психологии маленьких детей исходя из этого, воспитатель намечает программные методы, приемы, дидактические, пальчиковые игры и упражнения, физминутки, художественных слов.

От возраста и знаний детей зависит и сама форма организации занятий, и их структур. Отличительная особенность детей раннего возраста ситуативность их поведения и внутренняя жизнь. Все определяется наличной, воспринимаемой ситуацией. Предпочтения крайне неустойчивы, поэтому нужно четко прослеживать фронт отобранного материала для занятий по РЭМП, его объем и количество.

По ходу занятий детям необходимо представить возможность свободно перемещаться по всему пространству групповой комнаты или зала и планирования всех игр и заданий в соответствии с их потребностями. На занятиях дети могут располагаться на коврике, на подиуме, если он присутствует, разных зонах группы. Положение малышей может быть самым разнообразным: они могут сидеть на коврике, лежать, стоять на коленочках или вообще исключение этого положения.

Но самым важным моментом на занятиях РЭМТ у детей раннего возраста, это обеспечение эмоционального комфорта, привлечение внимания, способствованию развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) и обогащение их жизни новыми впечатлениями и положительными эмоциями.

На занятиях по РЭМП необходимо показать малышу, каким образом можно пользоваться математическими знаниями и умениями в различных областях жизни, в различных видах деятельности, развивать у малышей интерес к математике, поддерживать, поощрять любое проявление полезной детской инициативы. Важно демонстрировать малышам успехи всех детей и успех каждого ребенка в отдельности.

Для более эффективного усвоения детьми основ ЭМП полезно использовать творческие, проблемные ситуации и задания: что- то придумать, догадаться, найти простейшее решение. Под грамотным руководством воспитателя дети активно ищут ответ на поставленный вопрос, они рассуждают, анализируют, сравнивают, пусть даже не редко ошибаются, отвечают не верно, но при его поддержке находят верное решение.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что такой подход к организации работы по РЭМП создает более благоприятные и эффективные условия для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних способностей, развития логического мышления и умения «двигаться» в абстрактном содержательном «поле».

 

 

Перспективный план занятий по развитию элементарных математических представлений у детей раннего возраста.

 

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Её изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций: формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.

Прямое (реальное) обучение происходит как специально организованная взрослым познавательная деятельность детей, направленная на усвоение основных понятий, установление взаимосвязей между условиями, процессом и результатом.

Следует помнить, что педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками. Из этого следует, что с детьми раннего возраста нельзя проводить фронтальных занятий, когда воспитатель что-то объясняет или показывает, а дети «усваивают». Такие занятия не только не эффективны, но и вредны, поскольку могут парализовать собственную активность детей. Задача же воспитания и обучения в этом возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребенка, вызвать его желание действовать, решать практические задачи. Для этого необходимо: создание общего смыслового поля; включенность взрослого в нужные действия. Только так можно передать ребенку интерес к деятельности, привлечь к ней и увлечь ею и таким образом вызвать его собственное желание.

Для реализации этих задач предлагается ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ, которые проводятся в игровой форме:

· Игры в адаптационный период (сентябрь);

· «Месяц величин» (октябрь);

· «Месяц цвета» (ноябрь);

· «Месяц геометрических форм» (декабрь);

· «Месяц количественных представлений» (январь);

· «Месяц пространственных представлений» (февраль);

· «Месяц временных отношений» (март);

· «Месяц разнообразий» (апрель);

· «А ну-ка повторяй-ка» (май).

 

Содержание материала характеризуется комплексностью, доступностью, целенаправленностью, систематичностью, насыщенностью, где объединены элементы: арифметики, геометрии, логики и символики.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.