Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Место электронных учебных пособий в современном образовании






 

Появление электронных учебных пособий можно воспринимать как качественно новую ступень информатизации образования. Началась информатизация отечественного образования в 1985 году (с государственной реформы образования 1984 г.), когда было принято исключительно важное правительственное решение о направлении в сферу образования нескольких тысяч первых советских персональных ЭВМ. На смену начальному адаптационному этапу, когда компьютер рассматривается как объект изучения, пришёл второй этап, характеризующийся использованием компьютера в качестве средства обучения.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративно-объяснительные и методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной, в основном, на коллективное восприятие информации. [12]

Электронные учебные пособия занимают всё большее место в нашей жизни. На сегодняшний день идёт активный процесс по созданию электронных учебных пособий и внедрение их в учебный процесс. Например, с 1 сентября 2011 года в 25 российских школах начался эксперимент по апробации и использованию в учебном процессе электронных учебников на базе электронных мобильных устройств (букридеров). Этот эксперимент проводился в рамках масштабного проекта по развитию электронных образовательных Интернет-ресурсов нового поколения.

Букридеры — один из современных инструментов обучения, который может быть с равным успехом задействован и для изучения нового материала, и для самостоятельной работы учащихся. Такой учебник вмещает в себя весь учебный курс. [1]

Электронные учебные пособия очень мобильны в плане пополнения и обновления контента, ведь их накопительные возможности ограничиваются только объёмом карты памяти. Они позволяют быстро и легко находить нужную информацию, делать закладки и заметки к прочитанному, а также объединять информацию в логические блоки. Кроме того, современные букридеры дают возможность использовать в учебном материале не только текст и иллюстрации, но и мультимедийный контент.

Однако главным, с точки зрения родителей и учителей, преимущество электронных учебников перед традиционными аналогами является небольшой вес и компактный размер. По их мнению, возможность избавить детей от необходимости ежедневно носить с собой тяжёлые ранцы с полным комплектом бумажных книг — это неоспоримое достоинство электронных учебных пособий.

Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе ССУЗа позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и касочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всём её многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала. [1]

Наряду с этим существует, как минимум, два подхода к оценке электронных учебных пособий в современном образовании, определяющих стратегию и тактику внедрения электронных учебных пособий в повседневную образовательную практику. С одной стороны, электронные пособия являются неотъемлемым компонентом любой образовательной системы, входят в качестве структурных элементов в мультимедийные обучающие комплексы, а другой — могут рассматриваться как самодостаточный конечный продукт, успешно конкурирующий с традиционным учебником, изданным полиграфическим способом или полностью его заменяющий. Если первый подход представляется нам, безусловно, более перспективным, то второй — более актуальным. Аргументы в пользу актуальности второго подхода следующие.

Эффективность любого учебника во многом определяется его доступностью. В период сессии неудержимая страсть к знаниям охватывает всех студентов синхронно, а то время, когда каждый ССУЗ сможет обеспечить оперативный доступ к своему серверу одновременно сотням пользователей, к сожалению, ещё не наступило. Поэтому тиражирование электронных учебных пособий на CD и DVD носителях является очевидной необходимостью.

В процессе изучения учебного материала по электронному учебному пособию, кроме знаний по изучаемому предмету, студент исподволь получает навыки работы в компьютерной среде. В дальнейшем, уже созданное и «обкатанное» учебное пособие может быть успешно интегрировано в электронные обучающие комплексы и образовательные системы более высокого уровня, или размещён для открытого доступа на соответствующих сайтах. [21]

Однако следует учитывать тот факт, что использование электронного учебного пособия проходит эффективно лишь при реализации следующих педагогических условий: [25]

- Программное обеспечение, использованное при создании электронного учебного пособия, обладает универсальностью и многофункциональностью;

- Структурные модули электронного учебного пособия реализуют полный набор условий при подготовке специалистов к профессиональной деятельности;

- В электронном учебном пособии выполнены методические требования технологичности, системности, управляемости, эффективности;

- Электронное учебное пособие адаптировано к обучению различных групп студентов, как по уровню подготовки, так и по индивидуальным особенностям.

Довольно распространённым является взгляд на электронное учебное пособие, как на программно-методический комплекс, позволяющий самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел и часто объединяющий в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. Здесь нужно чётко понимать, что пока электронное пособие — это не альтернатива, а дополнение к традиционным формам обучения, и не заменяет работу с книгами, конспектами, сборниками задач и упражнений.

Следует заметить, что в некоторых случаях, для ряда дисциплин электронное учебное пособие не будут иметь существенных преимуществ перед печатными изданиями, но там, где полноцветные, анимированные или видео иллюстрации являются неотъемлемой частью учебного процесса — им нет альтернативы. Обеспечить современное среднее образование качественными, хорошо иллюстрированными, легко обновляемыми, доступными по цене учебными пособиями не возможно без массового внедрения электронных пособий.

Таким образом, электронные пособия имеют большую практическую ценность. С их помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и наглядно демонстрировать те или иные процессы, которые невозможно показать при использовании стандартных методов обучения. Кроме того, обучаемый может воспользоваться электронным пособием самостоятельно, без помощи преподавателя или руководителя, находя ответы на интересующие его вопросы.

 

1.3. Формальные показатели по использованию
электронных учебных пособий в образовательном процессе

 

Рассмотрим несколько формальных показателей по использованию электронных учебных пособий в образовательной деятельности:

1. Техническое оснащение учебного процесса. К неоспоримым достоинствам электронных учебных пособий относится возможность организации «живого» представления информации — мультимедийные технологии позволяют создать соответствующие модели, включить аудио- и видеофрагменты. Возможность наглядного изложения материала, привлечение внимания и многоканальный механизм подачи информации является ведущим достижением компьютерных образовательных систем. В этом случае преподаватель получает мощное средство, а студент — максимально эффективную возможность качественного усвоения материала.

Одновременно с этим повышаются требования к оборудованию рабочего места обучаемого. С одной стороны, оно должно быть оснащено соответствующими техническими средствами, необходимыми и достаточными для извлечения информации из учебного издания. С другой стороны, рабочее место должно отвечать требованиям безопасности для жизни и здоровья. Для работы с традиционными (бумажными) учебниками требования соблюдения правильной организации рабочего места наиболее строги для учеников начальной и средней школы. В тоже время требования к организации рабочего места при использовании машиночитаемых ресурсов прописаны в СанПиН (2.2.2-2.2.4) и для взрослого населения.

2. Эргономические аспекты восприятия информации. Требования безопасности для жизни и здоровья имеют особое значение для организации электронного учебного пособия. Как и в традиционном учебнике, здесь очень важно правильное размещение текстового и иллюстративного материала. В дополнении к общим дидактическим правилам изложения материала в электронном пособии существуют особые требования, связанные с нелинейной (экранной) структурой документа. Качество восприятия, возможность обобщения и анализа, скорость запоминания, полнота усвоения учебной информации в значительной мере зависит от расположения материала на экране компьютера, от навигационных переходов между страницами.

В большинстве публикаций, посвящённых организации электронных учебных пособий, указываются следующие параметры:

- чётко структурированная информация, представляющая логически законченный фрагмент и представленная в виде гипертекстовой системы;

- включение аудио- или видеоинформации с возможностью повтора с любого места;

- активное использование пояснительной и справочной информации: контекстная справка на объекте, справочная система (F1), переход к словарям и тезаурусам и т.п.

Эргономические требования отражают и максимально удобные объёмы текста (читаемость с экрана), цветопередачу и организацию подсказки, навигации, структуры окна.

3. Доступность учебника (книгообеспеченность). Требования технического обеспечения, ограничения по работе с компьютером могут явиться одним из показателей возможности использования электронных учебных пособий в образовательном процессе. С одной стороны, электронное учебное пособие с его мультимедийными возможностями и соответствующими техническими средствами может стать единственной возможностью получения знаний и официального образования. С другой стороны, в обществе существуют люди, которые не могут использовать электронные учебные пособия в силу физических или социальных ограничений.

Основным показателем качества обучения, согласно положению об аттестации учебного заведения, является доступность основной учебной литературы (книгообеспеченность учебного процесса). При рассмотрении традиционных учебников, вопрос книгообеспеченности решается простым делением экземпляров на число обучаемых. Использование компьютерной базы и электронных учебных пособий не меняет принципов расчёта книгобеспеченности, но определяет в качестве экземпляра электронного учебного пособия возможность одновременного его использования на одном или нескольких компьютерах (в этом случае электронное учебное пособие в локальной версии приравнивается к одному экземпляру традиционного издания, а сетевой — к такому числу, которое определяется точками доступа).

4. Сертификация электронного учебного пособия (гриф). Чтобы учебное издание могло называться учебным пособием, оно должно пройти экспертизу соответствующего центра и быть рекомендовано или допущено в качестве учебного пособия соответствующим Министерством или учебно-методическим объединением (о чём делается запись на титульном листе издания — гриф).

Для электронных учебных пособий установлен гриф «Рекомендовано». Срок действия грифа — 2 года (в то время как для традиционных учебников — 5 лет). [17] При этом возникает вопрос о том, как влияет на содержание электронного учебного пособия «быстро изменяющаяся компьютерная техника». Уточним, что большинство известных на сегодняшний день компьютерных программ с равным успехом работают на компьютерах различных конфигураций и под управлением различных версий операционных сред.

5. Индивидуальность восприятия информации. Согласно определению, приведённому О.В. Зиминой «Электронное учебное пособие должно максимально облегчить понимание и запоминание (причём активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и приёмов, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения». [8]

Электронное учебное пособие затрагивает все каналы восприятия окружающего мира. Наглядность (видеоинформация, статичные иллюстрации, анимационные модели и схемы) позволяют получить достаточное представление о процессах, которые сложно понять по описанию. Видеоматериалы позволяют изменять масштаб объекта (съёмки микро- и макромира), изменять течение времени (ускоренная, замедленная, выборочная съёмка).

Многоуровневая форма подачи информации и заданный пользователем темп облегчают восприятие материала, позволяют вернуться к пройденному, просмотреть текст или видеофрагмент, повторно прослушать дикторский текст.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.