Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Анализ программ и методической литературы по теме: «Обучение школьников основам колористики».






Прежде, чем приступить к разработке уроков, необходимо было познакомиться с основными образовательными программами по изобразительному искусству рекомендованных Федеральным органом управления в сфере образования. Необходимо было выяснить, насколько широко раскрыта тема «основы колористики». В рабочей программе «Изобразительное искусство» для младших школьников под редакцией В.С. Кузина учащиеся с первого класса знакомятся с жанрами изобразительного искусства, учатся работать с красками, изучают основы колористики, применяют эти знания при выполнении творческих работ, такие как: «Красивые цепочки» - узнают названия главных и составных цветов, узнают правила работы с гуашевыми красками; «И снова осень к нам пришла» - вспоминают контрастные цвета; «Портрет красавицы осени» - упражняются в получении дополнительных оттенков красного цвета; «Дорогая моя столица» - рисуют зимний город, составляя зимнюю цветовую палитру; «Утро, день, вечер» - рассматривают палитру времен года в разное время суток, выполняют пейзаж выбранного времени года.

В рабочей программе «Изобразительное искусство» для младших школьников под редакцией В.С. Кузина большое внимание уделяется рисунку, композиции, перспективе, передаче пространства, светотени. Ставится акцент на реалистичное изображение природы, рассматривают форму предметов, учат построению. Большое количество заданий по анализу художественных произведений и иллюстраций, где разбирается не только композиционное решение, но и цветовое. Цвет рассматривается в совокупности с творческими заданиями по пейзажу, портрету, декоративно-прикладному искусству.

В рабочей программе «Изобразительное искусство» для учащихся 1-4 классов под редакцией Т. Я. Шпикаловой много внимания уделяется декоративно-прикладному искусству, в первом классе учащихся знакомят с разными видами росписи, где цвет занимает второстепенную роль. Большее значение отводят знанию цветовой гаммы изучаемой росписи, немного затрагивая основу цветоведения. Но не смотря на общий декоративно-прикладной уклон в рабочей программе есть много практических заданий на развитие колористических навыков, например в рабочей тетради для 2-ого класса много упражнений на цветоведение: «Воспоминание о лете» - выделить цветом главное, «Самоцветы» - подбери цветовую гамму, где идет освоение приема создания нюансных цветовых сочетаний, «Какого цвета снег», «Оттенки зелёного цвета» и т.п. Так же есть несколько уроков посвященных отдельно колористике, например, в первом классе это – «В царстве радуги-дуги. Основные и составные цвета» [ 5; 25], здесь разбирают теорию цветоведения и выполняют практические задания на смешивание красок, дается упражнение на теплую и холодную цветовую гамму. В рабочей программе разработаны и уроки по живописи, где практикуют полученные знания о цвете на прошлых занятиях, затрагивают эмоциональную составляющую цвета, рассматривают произведения известных художников, разбирая колорит картин, например: «Какого цвета осень», «Зимний пейзаж: день и ночь», «Цвет и настроение в искусстве», «Целый мир от красоты» и т.п. Так же раскрывается тема натюрмортов, на этих уроках изучают изменение цвета в зависимости от освещения, например: «Каждый художник урожай своей земли хвалит» - составляют нужные цвета для освещённой и теневой поверхности плодов, «Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте» - создают цветовой контраст, смешивая поочерёдно, друг с другом, основные и составные цвета, «Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет» и т.п. В четвертом классе учащиеся уже используют накопленные знания по цветоведению и практикуют их на уроках. Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 1-4 классов под редакцией Т. Я. Шпикаловой широко раскрывает тему колористики, но в совокупности эти знания проходят через призму декоративно-прикладного искусства и народного промысла.

В рабочей программе «Изобразительное искусство» для учащихся 5-9 классов под редакцией Т. Я. Шпикаловой учебно-творческие задания подразделяются на виды изобразительного искусства, например, уроки живописи, графики, декоративного творчества, скульптуры и т.д. На уроках живописи учащиеся углубляют знания о цвете, закрепляют пройденный материал путем создания живописных работ, например, «Красота осеннего пейзажа» - учащиеся должны видеть колорит осеннего пейзажа, работать в технике монотипии, «Осенние поделки» - применять художественно-выразительные средства живописи в своей работе, «Жатва» - выбирать цветовую гамму в соответствии с замыслом произведения, «Поэзия садов» - передавать с помощью цвета, линии, пятна свое отношение к организованному уголку природы.

Основу цветоведения учащиеся получили в 1-4 классах, а в 5-9 классах школьники только используют полученные знания на уроках живописи, уроках декоративного творчества, развивают навыки работы с красками. В старших классах большое внимание уделяется развитию конструктивного мышления много уроков по графике, скульптуре, декоративному творчеству, дизайну и архитектуре. Поэтому для 5-9 классов можно разработать много упражнений и заданий на развитие цветового восприятия.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для учащихся 1-4 классов под редакцией Б.М. Неменского ориентирована на развитие эмоционального восприятия действительности через изобразительное искусство. Так же как и в других авторских программах, здесь изучают основы колористики, обучают видеть колорит художественного произведения, обучают умению пользоваться цветом в творческих работах, предлагают упражнения на смешивание красок, при этом обучая работать с разными материалами.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для учащихся 5-9 классов под редакцией С.П. Ломова включает в себя разделы по живописи, рисунку, композиции и декоративно-прикладному искусству (дизайн, архитектура, скульптура, художественное конструирование) Изучение цвета в старших классах происходит через выполнения творческих заданий по пейзажу в совокупности с другими знаниями о перспективе, композиции. Учащиеся разбирают произведения художников со всех сторон, в том числе и цветовую гамму картин. Таким образом, школьники учатся анализировать и видеть цветовые сочетания художественных произведений.

Анализ рабочих программ показал, что тема колористики хорошо проработана и включена во все программы, так как это одна из базовых тем в изобразительном искусстве. Но для углублений знаний по цветоведению необходимо большее количество практических упражнений для развития навыков по механическому смешению цветов, благодаря которым, применяя их на практике, творческие работы учащихся могут быть более выразительными. Поэтому, при разработке уроков, за основу была взята рабочая программа «Изобразительное искусство» под редакцией Т. Я. Шпикаловой, так как суть программы более приближена к цели разрабатываемых уроков.

Так же существует большое количество методической литературы, учебных пособий на данную тему. Например, книга «Синий и желтый не дают зелёный» Майкла Уилкокса показывает другой взгляд на работу с палитрой, отмечая ошибки традиционного подхода к смешиванию цветов [ 5; 25],. Эта теория очень интересна и продуманна. Подобный метод можно использовать в качестве создания упражнений для обучающихся, что будет полезно не только для школьников, но и для художников.

В книге «Искусство цвета» И. Иттена изложены основные законы и правила разложение цвета, разбирается закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Книга включает в себя 22 главы, начиная от «Физики цвета» и заканчивая «Цветовой выразительностью» и «Композицией». В учебном пособии «Декоративная композиция» автора Г. Логвиненко выделена целая глава о роли цвета в композиции, пособие знакомит с основными принципами организации декоративной композиции, свойствами цветов и вариантами создания цветовых гармоний, способами и приемами стилизации. Каждая глава включает в себя, помимо теоретического материала, вопросы для повторения и практические задания[ 5; 25],.

Так же есть интересные интерактивные пособия на основе учебной литературы Мироновой Л.Н., сайт является курсом для художников-дизайнеров, где представлены варианты практических упражнений по колористике, примеры студенческих работ, статьи.

Анализ школьных программ, методической литературы, учебного пособия помог определить структуру уроков, выделить приоритетные задачи при методической разработке уроков, развить идею объяснения и подачи материала.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.