Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 8.






Тема: Предложение.

a формировать представление о предложении, о значимости каждого слова в предложении; учить детей подбирать родственные слова

1. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Угадай, что делать?»

- У каждого из вас два флажка. Я буду играть на дудочке. Если я играю громко – поднимайте вверх флажок в правой руке, если тихо – флажок в левой руке. Внимание: начинаем игру!

2. Формирование представления о предложении

- Дети, нам сейчас принесли телеграмму от Карандаша. Он отправился на прогулку в лес и сообщает нам о том, что там увидел. Давайте прочитаем.

ПРЫГАЕТ ПЕРЕЛЕТАЮТ ТРЕЩИТ СТУЧИТ

- Ой, ребята, что-то я ничего не понимаю. А вы? Нужно подождать Карандаша, может быть, он нам объяснит, что хотел сказать.

Карандаш:

- Здравствуйте, ребята. Вы получили мою телеграмму? (Да, но здесь ничего не понятно)

- Почему не понятно? Ведь я же написал: ПРЫГАЕТ

 

Педагог:

-Карандаш, ты не сказал, кто прыгает. Поэтому мы ничего не поняли.

Карандаш:

- ПРЫГАЕТ ЗАЙЧИК

Педагог:

- Ребята, как вы думаете, почему нам была не понятна телеграмма? Правильно, потому что Карандаш написал только одно слово ПРЫГАЕТ, а другое важное слово ЗАЙЧИК написать забыл. Мы с вами знаем, что слово может только называть предмет или действие, но ничего не рассказывает нам об этом предмете. А вот если мы хотим что-то рассказать, то нужно сказать не слово, а ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложение – это несколько слов, которые выражают законченную мысль. В телеграмме было слово ПРЫГАЕТ. Как только Карандаш добавил еще одно слово, то сразу стало понятно, о ком он хотел рассказать: ЗАЙЧИК ПРЫГАЕТ. «Зайчик прыгает» - это предложение. В предложении говорится о ком-нибудь или о чем-нибудь.

Давайте попробуем разобраться, о чем еще хотел нам сообщить Карандаш в своей телеграмме.

ПЕРЕЛЕТАЮТ – ПТИЦЫ ПЕРЕЛЕТАЮТ С ВЕТКИ НА ВЕТКУ

ТРЕЩИТ – ТРЕЩИТ СОРОКА

СТУЧИТ – ДЯТЕЛ СТУЧИТ КЛЮВОМ ПО ДЕРЕВУ

- Карандаш, мы правильно прочитали твою телеграмму? (Да)

- Что мы сейчас говорили? (Предложения)

- Сколько предложений мы сказали? (Четыре предложения)

- О ком говорится в каждом из этих предложений?

- Из чего состоят предложения? (Из слов)

- Послушайте, это предложение или нет:

МАШИНА КРАСИВЫЙ БЫСТРО

- Почему вы так думаете? (Это три слова, которые не

связаны между собой и не выражают законченную мысль.)

- Любой рассказ или сказка состоят из предложений.

Посмотрите на картинку. К какой сказке эта картинка?

(«Репка»).

- Вы помните, как начинается эта сказка?

Назовите первое предложение.

ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ.

- О чем или о ком говорится в этом предложении?

- Какое второе предложение в этой сказке?

ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ.

- Что было потом?

СТАЛ ДЕД РЕПКУ ТЯНУТЬ.

- Сколько предложений вы сказали?

- О чем вы успели рассказать?

- Мы рассказали начало сказки «Репка». Что вы называли

сейчас? (Предложения)

- А мы можем посчитать, сколько слов в предложении ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ? Сколько? (Три слова).

- Какое слово первое? Какое слово второе? Какое слово третье?

- Давайте с помощью полосок выложим это предложение.

 

           
     


- Почему у нас на схеме полоски разной длины? (Потому что слово «посадил» длинное, а слово «дед» - короткое)

Чем слово отличается от предложения?

Запомните, дети:

 

В ПРЕДЛОЖЕНИИ ГОВОРИТСЯ О ЧЕМ-ЛИБО ИЛИ О КОМ-ЛИБО, А СЛОВО ТОЛЬКО НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ ПРИЗНАК, НО НИЧЕГО НАМ О НИХ НЕ СООБЩАЕТ. КОГДА МЫ ХОТИМ ЧТО-ТО РАССКАЗАТЬ, МЫ ГОВОРИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

3. Подбор родственных слов

- Мы учились с вами подбирать к слову родственные слова. Помните? Слова-родственники звучат похоже. У них обязательно есть одинаковая часть. Давайте поиграем со словами-родственниками. Я назову слово и брошу кому-то мяч, вы подберете родственное слово и передадите мяч кому-то из своих товарищей. Когда все родственные слова будут названы, мяч вернется ко мне.

ВОДА – ВОДНЫЙ, ВОДИЧКА, ВОДЯНОЙ, НАВОДНЕНИЕ, ВОДОЛАЗ …

ЛИСТ – ЛИСТИК, ЛИСТОК, ЛИСТОЧЕК, ЛИСТАТЬ, ЛИСТВЕННИЦА, ЛИСТО-

ПАД, ЛИСТВА, ЛИСТВЕННЫЙ …

ЛЕС – ЛЕСОК, ЛЕСОЧЕК, ЛЕСНИК, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСНОЙ …

ГРИБ - ГРИБОК, ГРИБНИК, ГРИБОЧЕК, ГРИБНОЙ …

 

- А сейчас я буду бросать вам мяч и называть слова. Все слова - родственники, а одно слово – не подходит к остальным, хотя и похоже по звучанию. Если услышите такое «неродственное» слово – не ловите мяч.

ГОРА – ГОРКА – ГОРНЫЙ – ГОРЕ

МОРЕ – МОРСКОЙ – МОРЩИНЫ – МОРЯК

БОЛЬ – БОЛЬНИЦА – БОЛЕТЬ – БОЛЬНИЧНЫЙ – БОЛЬШОЙ – БОЛЕЛЬЩИК

ЛЕС – ЛЕСНИК – ЛЕСОВИК – ЛЕСТНИЦА

4. Развитие интонационной выразительности речи. Стихотворение Г. Сапгира «Футбол»

- Послушайте стихотворение. Подумайте, как относятся к футболу мальчик, его тетя, мама, сестра.

СКАЗАЛА ТЕТЯ:

- ФИ, ФУТБОЛ!

СКАЗАЛА МАМА:

- ФУ, ФУТБОЛ!

СЕСТРА СКАЗАЛА:

- НУ, ФУТБОЛ!

А Я ОТВЕТИЛ:

- ВО, ФУТБОЛ!

 

- Произнесите предложение, сказанное каждым персонажем стихотворения, выражая голосом разное отношение к футболу.

Тетя: Фи, футбол! - с пренебрежением

Мама: Фу, футбол! - с раздражением

Сестра: Ну, футбол! – с безразличием

Мальчик: Во, футбол! – с восторгом, восхищением

- Прочитаем стихотворение еще раз по ролям.

 

5. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Цветок»

ВЫРОС ВЫСОКИЙ ЦВЕТОК НА ПОЛЯНЕ (руки в вертикальном положении, ладони

друг к другу, пальцы развести и слегка округлить)

УТРОМ ВЕСЕННИМ РАСКРЫЛ ЛЕПЕСТКИ (развести пальцы рук)

ВСЕМ ЛЕПЕСТКАМ КРАСОТУ И ПИТАНИЕ (ритмичное движение пальцами

вместе – врозь)

ДРУЖНО ДАЮТ ПОД ЗЕМЛЕЙ КОРЕШКИ (ладони опустить вниз и тыльной

стороной прижать друг к другу, пальцы развести)

 

6. Формирование графических навыков. Проведение линии посередине листа по опорным точкам, написание на линии фигур круглой формы

«ГИРЛЯНДА НА ЕЛКУ»






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.