Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я-концепция и Я-образ личности






 

В научной литературе точно не определено соотношение понятий «Я-концепция» и «самосознание». Некоторыми исследователями данные понятия используются как синонимы, особенно это свойственно зарубежным авторам.

Например, Р. Бернс [8] рассматривает Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В структуру Я-концепции автор включает описательную или когнитивную (образ Я), эмоционально-оценочную (самооценка) и поведенческую (потенциальная поведенческая реакция) составляющие.

Развивая теорию социально-психологической адаптации, А.А. Налчаджян [54], [55] приходит к выводу, что Я-концепция является общей структурой самосознания, результатом социализации и социально-психической адаптации личности к типичным ситуациям ее жизнедеятельности. Я-концепция и ее подструктуры, в том числе ситуативные Я-образы, являются комплексными мотивами и регуляторами поведения, способствуют достижению внутренней согласованности личности; определяют характер и особенности интерпретации приобретенного опыта; служат источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя [8], [49], [54].

С точки зрения А.А. Налчаджяна [55], Я-концепция состоит из когнитивных элементов (отражений своих психических свойств и качеств и их ассоциаций-гештальтов, например, образа тела и самочувствия), из эмоциональных процессов (переживаний названных когнитивных элементов), из актов самоконтроля, в том числе осознанных и словесно выраженных, из актов саморегуляции поведения, т.е. Я-концепция является когнитивно-эмоциональным комплексом.

Когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты выделяют в Я-концепции и другие авторы (И.С. Кон [38], В.В. Маралов [50], Ю.М. Орлов [59] и др.) [41]. Таким образом, многими авторами отношение личности к себе включается в структуру Я-концепции. Однако самосознание рассматривается данными авторами как более широкое понятие по отношению к Я-концепции. Так, Ю.М. Орлов [59] рассматривает работу самосознания как постоянное сравнение нашего реального поведения с Я-концепцией как некоторым образцом, который представляет собой представление о «Я», которое может быть верным, неверным, искаженным.

В.Г. Маралов [50], рассматривая самосознание, выделяет «Я» как субъект и «Я» как объект, мерой взаимодействия между которыми являются самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе, с одной стороны, и саморегуляция и самоконтроль с другой стороны. Центральным звеном самосознания является «Я» как субъект, в его структуру входит Я-концепция.

Т. Шибутани [117] считает, что «Я-концепция человека есть то, что он значит для самого себя» [117, с. 256], это концепция человека о том, что он собой представляет, система предположений относительно устойчивых свойств объекта – самого себя. Формируя Я-концепцию, люди определяют себя с помощью таких конвенциальных категорий как возрастная группа, пол, род занятий, этническая группа, социальный класс и др.

Я-концепция, как и самоотношение, может быть позитивной и негативной. По мнению Л.Р. Гребенникова [37], составляющими позитивного образа «Я» считаются следующие осознанные или бессознательные фиксированные установки:

Я – защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый, «бессмертный»;

Я – самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий всех остальных;

Я – умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию;

Я – красивый, принимаемый, любимый, «неотразимый».

Некоторыми исследователями позитивная Я-концепция приравнивается к позитивному самоотношению, к самоуважению, принятию себя. Вместе с тем, другими авторами констатируется, что позитивная Я-концепция развивается в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения личности к себе [41]. Таким образом, самоотношение можно рассматривать как основу формирования Я-концепции. С точки зрения В.И. Слободчикова, Е. И. Исаева [99] самоприятие и самоуважение личности является общим, интегральным измерением «Я». Самоуважение соотносимо с ценностно-смысловыми установками личности. Благополучное становление личности и ее Я-образа возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей и черт характера. Н.Г. Косолапова [41] в качестве одного из критериев оценки Я-концепции выделяет принятие-непринятие себя.

Различные взгляды существуют относительно соотношения понятий «Я-концепция» и «Я-образ», от их полного отождествления (И.С. Кон [39], В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев [99] и др.) до рассмотрения Я-образа частью Я-концепции [8], [12], [54]. Так, А.А. Налчаджян [55] считает, что активность Я-концепции выражается в виде Я-образов, которые являются актуально осознаваемыми частями Я-концепции – актуальное Я, реальное Я, идеальное Я и т.д. Между образами Я, входящими в Я-концепцию, нередко образуются конфликтные отношения, которые можно считать разновидностями внутренних конфликтов личности. Разными исследователями образ Я рассматривался как установочная система (И.С. Кон), обобщенное представление, переходящее в понятие (И.И. Чеснокова), аффективно-когнитивное представление о себе (М.И. Лисина).

Р. Бернс [8], а вслед за ним С.Р. Пантилеев [61] Я-образ рассматривают как описательную составляющую Я-концепции. В.Г. Маралов [50] отмечает, что в процессе самопознания проясняются отдельные аспекты «Я», т.е. формируются представления о себе, только в процессе систематического самопознания эти отдельные представления складываются в целостный образ; Я-образ перерастает в психологическое образование, которое называется Я-концепцией, когда получает рациональное объяснение, обоснование, устойчивость; важную роль при этом играет деятельность самооценивания, сравнения себя с другими людьми или некоторым идеальным образом.

В структуру настоящего Я включают то, каким человек кажется себе в действительности в данный момент, это система приписываемых себе качеств, играющая большую роль в его жизнедеятельности субъекта (мотивирует его активность, детерминирует выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяет особенности его общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегий и т.д.). Идеальное Я включает представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать исходя из усвоенных моральных норм, идентификаций и образцов. Идеальное Я становится целью человека, к которой он стремится более или менее последовательно [61]. Структуру идеального Я исследовал К. Роджерс [88]. Он видел конечную цель развития личности в достижении соответствия областей явлений и жизненного опыта концептуальной структуре Я. Достижение такого соответствия приводит к освобождению от внутренних конфликтов и тревоги.

Схему тела можно назвать телесным Я-образом личности. Он является базисом, на котором развертывается дальнейшее развитие Я-концепции. Схема тела и самочувствие (как переживание актуального восприятия собственного тела и его функционального состояния) являются не «аналогами Я на уровне организма», а полноценными «блоками» или подструктурами Я-концепции [84], [98], [103].

Схема тела относительно устойчива и выражается в основных чертах Я-образа. Самочувствие, напротив, более динамично, является потоком переживаний. У подростков и юношей замечается усиленное внимание к своему телу, анализу своего физического образа.

Шонфельд В. выделяет следующие компоненты, определяющие образ тела человека в его представлении: актуальное, субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию; интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях; социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида; идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу.

Образ тела психологически обусловлен и определяется предствлениями человека о себе в гораздо большей степени, чем реальными физическими данными. Также существует взаимосвязь самоотношения и отношения к своему телу [84], [98], [103].

Большинство методик измерения Я-концепции основаны на самоотчетах. Однако, поскольку самоотчет – это самоописание, даваемое в ситуации коммуникации, на наш взгляд, с помощью самоотчета можно получить представление об описательной составляющей Я-концепции, т.е., в терминологии Р. Бернса [8], о Я-образе личности.

Я-концепция рассматривается нами как согласованная непротиворечивая система представлений личности о себе, сопряженная с их оценкой; под Я-образом понимается вербально зафиксированная система представлений человека о самом себе, изучение которой возможно с помощью свободного самоотчета. Исследователями – И.С. Коном [39] вслед за М. Розенбергом, Т. Шибутани [117], В.И. Слободчиковым [99] и др. – обычно выделяются следующие основные характеристики Я-образа:

1. степень когнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером сознаваемых человеком своих качеств, при этом, чем больше качеств сознает человек и чем сложнее и обобщеннее эти качества, тем выше уровень самосознания;

2. степень выраженности и конкретный состав Я-образа (физическое Я, социальное Я, личностное Я);

3. степень внутренней цельности, последовательности образа Я – внутренняя согласованность или противоречивость представлений о себе;

4. степень устойчивость образа Я во времени;

5. отношение к себе.

Содержание «образа Я» обычно описывается через сис­тему категорий – групп высказываний о сферах действи­тельности, различных сторонах собственной внутренней жизни, используемых человеком для самоописания [117].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.