Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 12






Зоны:

А — Безличное функционально-ролевое общение; массовое общение.

Б — Межличностное общение. Коммуникативное состояние и коммуникативная деятельность личности.

В— Психические свойства, процессы и состояния личности.

 

В таком случае очевидно наличие трех различных зон, в которых имеет место как совпадение, так и несовпадение спе­цифики этих понятий.

Начнем с зоны А. Здесь очевидна специфика объема поня­тия общения, которая не входит в содержание феномена лично­сти. Она связана с такими формами общения, которые носят преимущественно безличный или надличный характер. В част­ности, например, безличный характер может носить деловое, фун­кционально-ролевое взаимодействие людей, даже если оно и происходит в виде межиндивидного общения. Это тот случай, когда общающиеся воспринимают друг друга не в качестве личности, а лишь в роли носителей определенных функций. Пасса­жиру автобуса, например, значима надежность водителя как про­фессионала и безразличны, как правило, его личные качества.

Столь же безличным оказывается и общение людей в мас­се, например, в толпе, равно как и ситуации публичного кон­такта зрителей в театре, болельщиков на стадионе, слушателей на концерте или лекции.

Основной механизм, объединяющий людей в массу незави­симо от характера совместной деятельности, — психологичес­кое заражение. А оно не нуждается в персонификации, хотя и создает ощущение сопричастности и контакта у окружающих.

В зоне Б очевидно совпадение содержания общения с жиз­недеятельностью личности. Здесь, с одной стороны, общение носит не массовый или групповой и в то же время безличный характер, а, наоборот, проявляется в форме межличностного, межперсонального контакта и взаимодействия.

С другой стороны, это та область, где проявляется все многообразие форм коммуникативной активности личности: коммуникативное поведение, коммуникативная деятельность, психическое состояние в ситуации общения, различные вари­анты ее лидерских ролей.

Здесь правомерно говорить о различных личностных осо­бенностях психического состояния и поведения человека в си­туации как межперсонального так и группового общения. Не менее актуальна и роль личности в ситуации самоценного, до-сугового общения и применительно к собственно коммуника­тивной деятельности как предметно-целенаправленной, стабильной, а нередко и профессиональной форме коммуника­тивной активности. Примером может служить коммуникатив­ная деятельность репортера, вступающего в контакт с собеседником, или телеведущего, обращающегося к многомил­лионной аудитории.

В зоне В очевидна та часть содержания понятия личности, которая выходит за рамки общения (если это не непосредственно коммуникативные по характеру виды деятельности), психического состояния, сознания и переживания своей сопричастнос­ти с той или иной общностью.

Общение как фактор жизнедеятельности личности. Обще­ние и личность могут рассматриваться по отношению друг к другу и как факторы взаимовлияния. В таком случае общение следует рассматривать как фактор жизнедеятельности лично­сти и, наоборот, личность, в качестве фактора общения.

Функции общения в качестве фактора личности чрезвы­чайно многообразны. Прежде всего общение является глубо­чайшей потребностью личности, а следовательно, условием и средством ее удовлетворения.

Вне общения не могут быть удовлетворены и все сугубо личностные потребности человека, которые связаны с его стрем­лением к самореализации, самовыражению и самоутверждению. Здесь нужны внимание других людей, их понимание тех или иных проявлений личностной инициативы и активности.

Конечно, степень значимости общения с другими для лич­ности различна. Это зависит от уровня интро- или экстравер-тированности индивида. Этим же определяется и степень психологической герметичности (т. е. закрытости) личности, а вместе с тем нередко и сопряженная с этим трудность для нее установления контакта с другими (аутизм).

Однако и в этом случае общение не утрачивает своей роли фактора жизнедеятельности личности. Во-первых, оно может выступать, в случае его недостатка, в качестве фактора со знаком минус. Во-вторых, оно как общение с другими может компенсироваться более мощным развитием внутреннего или внутриличностного диалога как формы общения.

Здесь мы уже вступаем в область, связанную с ролью лич­ности в качестве субъекта общения, а соответственно и с воп­росом об обратном влиянии личности на процесс общения.

Личность как субъект и фактор общения. Рассмотрение личности в качестве субъекта общения уже предполагает оп­ределение ее роли и значимости в этом процессе. В режиме внутриличностного общения эта значимость вполне очевид­на. Здесь продуктивность внутриличностного диалога целиком определяется богатством духовно-психического потен­циала личности.

Но и в ситуации межличностного общения бесспорна ак­туальность и ценность именно такого взаимодействия и взаи­моотношения людей друг с другом, когда каждый из них воспринимает своего партнера в качестве уникальной и непов­торимой индивидуальности.

Поэтому есть все основания рассматривать такой ва­риант взаимоотношений в качестве высшего уровня челове­ческого общения. В его основе лежит наиболее полная опосредованность межперсонального общения восприятием и пониманием личности и индивидуальности партнера.

По существу именно этот вариант общения может рассмат­риваться в качестве этического идеала человеческих отноше­ний, поскольку в нем наиболее полно реализуются личностные потребности и ожидания людей, связанные с их общением. Здесь же наиболее полно реализуется и духовно-психический потенци­ал личности, ее потребность во внимании и самоутверждении, сила ее психологического воздействия на партнера. Только на уровне глубоко личностного общения возникает подлинная лю­бовь и дружба между людьми. В отличие от безличного функци­онально-ролевого взаимодействия здесь партнер — не средство, а главная ценность и источник радости.

Личностная значимость лидера в общении. Однако фактор личностной значимости способен оказывать большое влияние не только на сферу межличностного, но и группового микрообщения.

В ситуации группового контакта роль личности обнару­живается в деятельности лидера, который в силу своего авто­ритета способен оказывать решающее влияние на характер, стиль, а нередко и смысл складывающихся отношений.

По мере роста численности общающихся в группе сила личностного влияния лидера на других членов значительно воз­растает. Особенно очевидно влияние лидера на ситуацию мас­сового общения людей. Возрастающая в массах потребность в лидере, их экзальтированность и податливость влиянию авто­ритета, сама заразительность массового психического контакта предрасполагают к полному повиновению воли лидера, вы­ступающему здесь уже нередко в качестве героя.

Эта закономерность сохраняет в какой-то мере свой эф­фект и в ситуации когда перед многомиллионной аудиторией предстает уже не лидер, а просто телеведущий. На него, его личность также переносится огромный заряд доверия и эмоци­онального расположения. Он тем самым (при систематическом появлении на телеэкране) способен занять в известном смысле место духовного лидера огромной аудитории. Регулярное же появление в эфире одних и тех же актеров, занятых чаще всего в телесериалах, заметно поднимает уровень их популярности в массовой аудитории.

Таким образом, несмотря на все многообразие представ­ленных выше ситуаций, просматривается одна тенденция — значение личностного потенциала, его влияние на общение ве­лико и способно возрастать вместе с численностью лиц, уча­ствующих в акте взаимодействия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.