Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общения






Определение понятия общения. Общение представляет со­бой многогранный процесс взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Оно может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого об­мена информацией, но и в качестве непосредственного эмоци­онального контакта между людьми.

Это человеческое взаимодействие весьма многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Оно может ва­рьировать от высоких уровней духовного взаимопроникнове­ния и взаимопонимания партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов, причем последние могут носить характер процессов, не осознаваемых в полной мере.

Реальный феномен и этический идеал общения. Поэтому трудно согласиться с теми авторами, которые рассматривают общение лишь как такое субъект-субъектное взаимодействие людей, каждый участник которого не только сознает свое мес­то и роль в этом процессе, но и встречается здесь с соответ­ствующей формой поведения другого.

"...Акт общения, — пишет, например, М. С. Каган, — имеет место тогда, когда человек, вступающий в контакт с другим человеком, видит в нем себе подобного и себе равного, т. е. субъекта же, и рассчитывает поэтому на активную обратную связь, на обмен информацией, а не на одностороннее ее отправ­ление или снятие ее с объекта" [1, с. 82].

Даже если рассматривать предложенный выше вариант общения в качестве эталона этического идеала человеческих взаимоотношений, то и тогда из этой сферы будут исключены не только менее совершенные модели контакта, но и те глубо­кие контакты, когда общающиеся способны понимать не тож­дественность себе своего партнера по тем или иным признакам (подобия, равенства или уровню активности).

Любая аналогичная попытка нормативного определения феномена общения будет наталкиваться на реальное многооб­разие действительного взаимодействия людей, могущего ока­заться как хуже, так и лучше предложенной модели.

Понятна вместе с тем нацеленность этически норматив­ной формулировки понятия общения против вариантов мани-пуляторского контакта, когда один из партнеров является для другого лишь объектом удовлетворения тех или иных ситуа­тивных потребностей, а не индивидуальностью, заслуживаю­щей достойного внимания и более глубокого отношения.

Естественны поэтому и такие подходы к определению об­щения, когда последнее характеризуется как " процесс прояв­ления личностного отношения".

Многогранность и многокачественность общения. Одна­ко общение, как это уже отмечалось нами ранее [2], достаточ­но многогранное явление. Оно представляет собой и отношение людей друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информаци­ей между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект лич­ностного отношения (а точнее, взаимоотношения) — лишь один из компонентов, одна из граней этого явления.

Даже если свести общение к взаимоотношениям людей, то и тогда окажется, что они не исчерпываются их личностным аспектом. Здесь определенную роль играют функционально-ро­левой, а также ряд других моментов. Одной из форм челове­ческого общения, получающей широкое распространение под влиянием научно-технической революции, является многока­нальная и многократно опосредованная духовная коммуникация. Как показывают исследования массовых коммуникаций, в их структуре наряду с личностными велика доля и безлич­ных, стереотипных компонентов информации и способов уста­новления контакта с аудиторией.

Вместе с тем было бы тоже крайностью утверждать, что общение вообще не может носить межиндивидуального харак­тера. Так, А. А. Леонтьев в одной из своих работ писал: " Об­щение следует понимать не как интериндивидуальный, а как социальный феномен; как его субъект следует рассматривать не изолированного индивида, а социальную группу или обще­ство в целом" [3, с. 123].

Анализируя эту точку зрения, Б. Ф. Ломов отмечал: " По нашему мнению, противопоставление социального и интеринди­видуального неправомерно, отношение между ними — это отно­шение явления и сущности, единичного и общего. Социальная сущность общения как всеобщей формы взаимосвязей между людь­ми проявляется (наряду с другими формами) в отдельных единич­ных межличностных взаимодействиях. Более того, психологию (в отличие, например, от социологии) именно эта форма проявления общения интересует прежде всего. Она рассматривает общение на уровне индивидуального бытия человека" [4, с. 77—78].

Общение, включая в себя межиндивидуальное, межличнос­тное взаимодействие и взаимоотношение, вместе с тем, как мы знаем, не исчерпывается этим. Однако данное обстоятельство в свою очередь не снимает правомерности рассмотрения меж­личностного, межиндивидуального взаимодействия как относи­тельно самостоятельного вида общения в его общей структуре.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.