Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 15






Общение включает в себя и момент общности, проявляю­щейся в уподоблении, идентификации, согласованности, взаи­мопонимании, симпатии, кооперации, координации действий и психического состояния общающихся между собой людей.

В свою очередь, общность является предпосылкой обще­ния и продуктом его развития. Кроме того, процессы общения характеризуют внутреннее состояние данной общности и ее от­ношение с другими общностями.

Однако характеристика общности не сводится к определе­нию степени ее внутренней и внешней коммуникабельности, но предполагает также исследование психического состояния общ­ности, социального настроения, а также психологии ее деятельно­сти (экономической, политической, эстетической, научной и т. д.).

Точно так же и процесс общения не сводится к моменту общности, уподобления, согласованности и взаимопонимания ни в смысле идентичности социальных черт тех или иных ус­тойчивых групп людей, ни в смысле идентичности в процессе осознания этих черт.

Уподобление и обособление в процессе общения. Процесс общения предполагает не только элемент уподобления и общ­ности, но и обособления, внутригрупповую дифференциацию; не только общность интересов и деятельности общающихся, но и стремление к сопоставлению их различий (различных вкусов, взглядов, навыков и опыта), а также, при определенных усло­виях, не исключает их взаимную оппозицию и борьбу. После­дняя может носить как явный (открытый), так и неявный (скрытый) характер, выражаясь в психической напряженности и конфликтности отношений внутри или между общностями.

Общение богаче момента общности еще и потому, что включает в себя момент обособления. Нельзя поэтому рассмат­ривать акт обособления как нечто находящееся за пределами че­ловеческого общения и говорить об общении и обособлении личности как об альтернативных категориях. Этим допускают­ся сразу две существенные неточности. Во-первых, общение фактически противопоставляется обособлению и приравнивается тем самым к уподоблению, к процессу установления общности, что, как это было показано выше, крайне обедняет само суще­ство и понятие общения. Во-вторых, обособление тем самым выносится за рамки общения, а это также неверно.

Как уподобление человека человеку, так и процесс обо­собления одного индивида от другого или от общности в целом находит свое выражение в процессе человеческого общения, в смене форм и способов, круга и диапазона этого общения и т. д. Если же под обособлением иметь в виду не ограничение кру­га индивидуального общения и свертывание глубоких контак­тов с окружающими, а абсолютную психофизическую изоляцию индивида от внешнего социального мира, то тем самым право­мерно уже говорить не просто об обособлении, а о нарушении нормальных условий существования индивида, которое может иметь самые тяжелые психические последствия.

Как уподобление, так и обособление являются различны­ми сторонами единого процесса общения и существуют в орга­нической взаимосвязи, дополняя и обогащая друг друга.

Однако если в акте уподобления выражается процесс со­лидаризации, идентификации индивида с той общностью, к ко­торой он принадлежит, то в акте обособления проявляется индивидуальная неповторимость и особенность личности, за ко­торой стоит ее принадлежность ко многим другим социальным общностям, многообразие социальных отношений и социальных ролей личности.

Обособление личности как смена формы общения. Наря­ду с обособлением как способом свертывания общения или даже ухода из общения в одной общности ради развития коммуника­тивной активности в другой, правомерно говорить и о такой форме обособления, какой является уход индивида в свой соб­ственный внутренний мир общения с самим собой. В таком слу­чае можно говорить о смене форм общения. Склонность к внутриличностному общению может при этом рассматривать­ся как ситуативная потребность личности или как стабильная черта ее характера. В последнем случае принято говорить об интровертированном типе личности в отличие от экстравертированного, т. е. направленного преимущественно на общение с другими.

В зависимости от степени развития склонности личности к уходу во внутренний мир общения с собой можно говорить об этом как о признаке богатства ее духовного мира, так и симптоме коммуникативной или даже в целом психической ано­малии, которую принято называть аутизмом, т. е. затруднен­ностью установления психического контакта с другими людьми. Эти два различных признака могут как соединяться в одной личности, так и быть свойствами разных людей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.