Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 23. Индо-буддистский тип культуры






1. Исторические особенности возникновения древнеиндийской культуры. Основные течения религиозной жизни в древнем Индостане.

2. Система ценностей индо-буддистской культуры.

3. Художественная культура и научное знание в истории Индии.

Древнеиндийская культура возникает в долине Ганга, во II тысячелетии до н. э. Именно в это время там появляются индоевропейские племена, связанные с племенами индо­ариев и иранских ариев, прямых предков населения Ирана.

Специфической особенностью индийского общественно­го устройства явилось существование общины, остававшейся неизменной многие века. Ее функционирование неразрывно было связано с природными и географическими факторами, с 'необходимостью постоянного поддержания сельскохозяй­ственных работ. Ведущее место здесь, в условиях жаркого и засушливого климата, занимало ирригационное и поливное земледелие.

Древнеиндийское общество имело сословно-кастовый характер, в нем существовала система строго зафиксиро­ванных статусов — сословий, называвшихся варнам и или, позднее, кастами. Их было четыре брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Общинно-кастовая структура древнеиндийского обще­ства получила свое закрепление и освящение в религии с ее пышными ритуалами и кровавыми жертвоприношениями, всеопределяющей роли жрецов, строго следивших за сох­ранением кастовых различий. Об этом можно судить по па­мятнику законодательства и релизии древней Индии — Законах Ману (составлены около V в. до н. э.). Согласно этому кодексу главным богом является Брама или Брахма. Именно он определяет кастовое устройство; по мифу, сложившему­ся в эту эпоху, все касты произошли из разных частей тела Брахмы: из его уст — брахманы, из рук — кшатрии, из бе­дер - вайшьи и из ног — шудры. Всем им Брахма и пред­назначил определенный род деятельности. Этот период в развитии религии, называемый брахманским, приходит на смену религии ведического периода. Культ приобретает уже чисто аристократический характер. Руководство всеми риту­алами стало осуществляться только брахманами. Боги ста­новятся кастовымим: Брахма является богом брахманов — только они могли обратиться к нему с молитвами; Инда -древний ведический бог, превращается в бога кшатриев;

Рундра — становится богом вайшья. Шудры оказываются вообще без всякого официального культа.

В брахманский период в индийской религии складыва­ется в довольно развитой форме идея перевоплощения. Если раньше представления о загробной судьбе были рас­плывчаты, а вера в перевоплощение души, практически от­сутствовала, то в новых условиях создается представление о переселении души человека после его смерти. Причем, оно, это перевоплощение, стало зависеть от его поведения в жизни, от соблюдения правил кастовой жизни. Только в случае выполнения кастовых законов оказывался возмож­ным переход человека в другую касту, конечно,.имелось в виду перевоплощение человека уже после его смерти. Че­ловек, нарушающий законы своей касты, не может рассчи­тывать на такое перерождение, он может превратиться в низшее животное.

Учение о перевоплощении получило свое обоснование с помощью общей концепции кармы.

В своей элементарной форме закон кармы означает, что все поступки человека, хорошие или плохие, вызывают и сопутствующие последствия в его жизни, если эти поступ­ки совершаются с целью достижения каких-то результатов. Все эти поступки получают свое награждение или наказание уже в посмертной жизни, в будущем воплощении. Поэтому судьба человека есть результат этих поступков, от них за­висит его перерождение — человек сам создает свою судь­бу, свою будущую судьбу. Свобода оказывалась, конечно, мнимой, поскольку выбраться из сансары — земного мира страданий оказывалось возможным только с помощью бога, соблюдения магических обрядов, осуществляемых жрецами.

Основной задачей человека согласно этим принципам является вознесение человеком своего «Я» к высшему бы­тию, во всей своей абсолютной чистоте представленному в Брахме и проявляющемуся в брахманах. Этой задаче и слу­жит религиозная деятельность — она, фактически направля­ется на освобождение человека от естественного, реального бытия посредством его отрицания, полного отвлечения от него.

Главное внимание, таким образом обращалось на внутреннюю духовную жизнь; внешний мир не представлял для древнейших индийцев никакого интереса. Поэтому из всех областей знания у них высокого уровня достигает ма­тематика; создаются алгебра как самостоятельная дисцип­лина, а также десятичная система исчисления. Но выше всего ценилось религиозное знание. И здесь важное значение имела религиозно-философская литература, - в брахман­ский период появляется множество самых различных трак­татов, называемых в целом Упанишадами. Обычно их сводят к нескольким основным типам: Веданта, Миманса, Санхья, Йога, Нъяя, Вайшешика.- Первые две из них являлись чисто жреческими трактатами. Санхья, а особенно Вайшешика, принадлежавшие светской касте кшатриев, имели материа­листическую направленность. Йога представляла собой ас­кетическое учение, совокупность практических рекоменда­ций, сведений, необходимых для самосовершенствования, сохранения чистоты тела и совершенствования духа.

В VI—V вв. до н. э. возникают такие мощные религи­озные системы как буддизм и джайнизм. Их появление во многом было предопределено «размыванием» кастовой структуры. Эти два учения были очень близки между собой, в них отрицался кастовый строй, признавался закон кармы и перерождение, большое внимание уделялось нравствен­ным аспектам поведения человека. Однако судьба их сло­жилась по-разному.

В джайнизме, основателем которого считался легендар­ный Вардахмана Махавира или Джинна (происходил из кшатриев), основное внимание обращалось на освобождение человека от материального мира, представляющего собой зло. Отсюда вытекали и основные требования аскетического поведения, доходившие до самых крайних пределов (отказ от ношения одежды, требование целомудрия и безбрачия, неубиения. любых живых существ). Распространялся джай­низм в основном среди купцов и городского населения. Он существует в Индии и в настоящее время — последователей этого учения насчитывается около 3 млн. человек, но за пределы этой страны он не проник.

Буддизм часто называют «экспортной формой индуизма», поскольку в своем раннем виде он представлял собой про-

должение брахманской религии. Но в дальнейшем, в ходе его развития, из него были исключены элементы, касающие­ся освящения кастового строя, функций спасения, которыми наделялись только брахманы, почитание святых книг (веды) и ритуальных действий, специфических для Индии.

Расцвет буддийской религии происходит с III в. до н. э. — при Маурьях и после них. Очень важно иметь в виду, что буддизм складывается как религия горожан, в ней преодо­левались этнические, общинные и кастовые различия.

Основой раннего буддизма выступили «четыре возвы­шенные истины», открытые Гаутамой. Это учение о страда­нии, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания. Жизнь, согласно буддизму, есть сплошное страдание, проявляющееся в страхе, ста­рости, смерти, горе, желаниях, жалобах, заботах. Причиной страдания является привязанность к жизни, к своему телу, жажда бытия. Именно эта последняя определяет постоянный переход «от возрождения к возрождению». Прекращение страдания возможно только как устранение «этой жажды через полное уничтожение желания».

Четвертая причина как раз и говорит о том, как придти к уничтожению желания. Оно достигается с помощью «вось­меричного пути», составленного из восьми ступеней: пра­ведные взгляды, праведная решимость, правильная речь, праведное поведение, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные промыслы, праведное созерцание. Только пройдя через эти все 'необходимые ступени, чело­век сможет достичь совершенства, стать архатом — святым и погрузиться в нирвану, предельное идеальное состояние, в котором уже нет ни движения, ни желания, ни стремле­ний и вообще нет [Никакого бытия.

Таким образом, чувства и желания человека рассмат­риваются в буддизме как нечто недостойное, гибельное, поскольку они связаны с жизнью, с перевоплощениями, с господством кармы. Необходимо заглушить свои инстинкты, жажду жизни, воздерживаться от любой деятельности, до­биваться равнодушия к жизни. Только так можно нейтрали­зовать карму, избежать неизбежных для земной жизни пе­ревоплощений.

Достигнуть состояния нирваны можно в ходе длительной концентрации мыслей и медитации. Только через раз­мышление и созерцание человек может постигнуть истину, найти правильный путь спасения и, соблюдая пять мораль­ных принципов (панча-шила), придти к совершенству. Мо­ральные заповеди буддизма первоначально носили запре­тительный характер: не убивай, не воруй, не нарушай суп­ружеской верности, не лги. К ним присоединялся еще запрет на алкоголь. Главное внимание уделялось при этом стрем­лению к добру, любви и милосердию ко всем живым су­ществам. Характерной особенностью при этом являлось то, что в центре внимания находилось только пассивное отно­шение ко всему, спокойное, терпеливое и бесстрастное отношение к любым жизненным проявлениям, «Тот, кто рас­сердится, когда разбойники и убийцы начнут распиливать одного за другим, тот живет не согласно моему учению»,

- эти слова приписываются основателю буддизма Гаутаме.

Примечательным фактом язвилось то, что в буддизме нет понятия о существовании такой постоянной субстанции в человеке как душа. Жизнь, согласно буддизму, есть непре­рывный ряд состояний, каждое из которых зависит от пред­шествующих условий и, в свою очередь, порождает следу­ющее состояние. Человек представляет собой только ус­ловное название совокупности различных составных частей: материального тела (кая), нематериального ума (манас или читта) и бесформенного сознания (виджняна), подобно то­му, как колесница состоит из некоторой совокупности колес, осей, оглоблей и т. д.

Единство личности, таким образом, здесь отрицается, основой психической жизни человека выступает не душа, а отдельные дхармы (основной смысл этого понятия -- «носи­тель душевных свойств»). Существует большое число таких дхарм, связанных с чувственным восприятием мира, самим сознанием, нирваной. После смерти человека происходит распад дхарм и затем под воздействием той дхармы, ко­торая была создана человеком во время его жизни и в предшествующих перевоплощениях, они соединяются в но­вое целое. Тем самым существует вечный круговорот в ми­ре, представляя собой «колесо бытия», выйти за пределы.

Буддийская религия имела большой успех в Индии — ее возникновение было неразрывно связано с образованием буддистских общин, представлявших собой братства людей самых разных каст. Хотя вместе с тем следует отметить, что в эти общины не принимались рабы, солдаты, преступники, должники. Ранние общины подчинялись довольно строгим правилам, организация культа была упрощена, здесь не было дорогих жертвоприношений, сложных обрядов. С течением времени буддизм становится государственной религией -это случилось в царствование Ашоки, третьего царя ди­настии Маурьев. Именно в это время начинают создаваться буддийские монастыри, строиться ступы — хранилища свя­щенных реликвий. Происходят изменения и в самом учении буддизма: появляется большое число сект (свыше 30), а около I в. н. э. происходит раскол буддизма на два направ­ления — хинаяна («малая колесница» или «узкий путь» спасения) и махаяна («большая колесница» — «широкий путь» спасения).

Особенностью буддизма являлось то, что его религи­озная система сложилась и приобрела мировое значение гораздо раньше, чем христианство. Однако после несколь­ких веков своего расцвета буддизм уступает свое место индуизму. Более прочное положение он стал занимать в странах, которые гораздо позже стали на путь государственного 'И кассового развития: Цейлоне, Бирме, Корее, одно время в Японии, в некоторых районах Индокитая, а также в центральной Азии - Тибете и Монголии. Буддизм в Индии фактически являлся религией городского населения. На сельское население он не оказал никакого влияния; в де­ревнях, где сохранилась община и где основное место за­нимали отношения прямой личной зависимости, продолжали верить в старых богов. С упадком древних городских об­щин — буддизм отходит на второй план и уже к XII в. практически полностью исчезает.

В борьбу с буддизмом, оказавшим такое сильное влия­ние на самые широкие массы населения, происходит преоб­разование старой брахманской религии. Более демократич­ным становится культ, создаются новые обряды, церемонии, способные привлечь большое количество народа; устанавли­ваются святилища, места паломничества, строятся храмы.

Как подражание буддийским храмам, появившимся гораздо раньше, возникают внушительных размеров брахманские храмы. Особую популярность в этот период получают массо­вые театрализованные праздник и с танцами, музыкой, тор­жественными обрядами. Боги становятся более доступными для простых людей, создаются образы народных богов. Воз­никает характерное для этого периода учение об аватарах, рассказывающее о нисхождении небесных богов, их пере­воплощении в земные божества. Создается даже целый пансион таких народных ботов-спасителей. Одним из самых популярных среди них становится Крашна — спаситель, пред­ставляющий собой одну из аватар Вишну. В южной Индии таким божеством становится Рама — герой эпоас «Рамаяна».

Характерной особенностью новой религии - - индуизма выступило наличие многочисленных сект. Во главе (их стано­вятся религиозные руководители — гуру, выступающие как посредники между человеком и богами и как воплощение божества, Большое распространение получает культ бо­жеств, являющихся покровителями отдельных каст, общин, профессий. Другой характерной чертой индуизма явилась его пантеистическая направленность, обожествление твор­ческих сил природы. Это нашло свое выражение в культе животных, растений, воды, почитания священной реки Ганга. Складываются мистически-эротические культы.

В качестве главных божеств в индуизме предстают Виш­ну и Шива, в соответствии с ними и разделяют все секреты. Брахма хотя и признается верховным богом, однако почи­тание его остается чисто умозрительным, поскольку его культа не существует. Конечно, трудно назвать индуизм единой, целостной системой, в него фактически входят нес­колько видов религии, причем заметно отличающихся друг от друга. Обязательными догматами считаются признание священного автопитета Вед, учение о карме и перевопло­щении душ, вера в божественное происхождение каст.

В центре внимания здесь находится представление об абсолютном духе, выражением которого является земной мир. Порядок, существующий во Вселенной, космосе, опре­деляет весь строй, ритм жизни человека, общества.

Каждый человек, а он согласно индо-буддийским пред­ставлениям живет в мире сансары, наполненной страдания-

мим, разрушающими желаниями, изменениями и т. п., дол­жен придерживаться четырех этических норм: Дхарма, артха, кама и мокша. Дхарма представляет собой часть основ­ного морального закона, определяющего жизнь Вселенной, в ней содержатся нормы поведения людей, функций и обя­занностей различных каст. Артха содержит в себе нормы практического поведения. Кама связана с регулированием удовлетворения чувственных побуждений. Мокша выступает учением об избавлении от сансары.

В индуизме и буддизме по-разному понимается цен­ность земной жизни. Можно сказать, что индуизм обращает значительное внимание на значимость праведной жизни, чув­ственных радостей. Для буддизма характерно более умерен­ное отношение к жизни, здесь в центре находится воздер­жание, стремление к отрешенности от земной жизни. Осо­бое место в каждой из религий занимает понятие нирваны, понимаемой как непостижимое состояние блаженности, в котором устраняются все факторы бытия.

В рамках индо-буддистской культуры в Индии возникло и получило широкое распространение религиозно-реформа­торское движение Махатмы Ганди (1869—1948). Главное внимание индийский лидер обратил на закон любви, суще­ствующий в природе. С ним он связывал проповедь нена­силия, справедливости, чистоты помыслов, отсутствие за­висти и стяжательства, доброты и мягкости. Все эти прин­ципы легли в основу политики М. Ганди.

Ядром древнеиндийской духовной культуры являются Веды. Они включают в себя сборники гимнов в честь бо­гов, жертвенных формул и заклинаний. Их возникновение относят к III тысячелетию до н. э. Важнейшей из них явля­лись Ригведы (1028 гимнов богам). Впоследствии вокруг Вед стала образовываться «ведическая литература», представ­лявшая собой толкования, комментарии Ведических тестов. Самыми значительными явились Упанишады (в переводе — «сидеть около» ног учителя).

Важно учитывать, что ведическая литература имела не только религиозный характер. В ней содержались и необ­ходимые для поддержания функционирования религиозно-духовной жизни знания в самых различных областях — ма-

тематике, геометрии, астрономии; в нее входили правила почитания предков, поведения человека, наука о демонах, военная наука.

Веды и Упанишады, по сути дела, были первыми памят­никами, имеющими не только религиозно-нравственную нап­равленность, но и художественную ценность. Они были соз­даны на древнеиндийском языке санскрите. Важнейшей чер­той индийского искусства является тесная связь с природой, ощущение «всех ее настроений», стремление к выражению на этом уровне гармонии с природой и вселенной. Это видно по другому памятнику литературного творчества — «Махабхарата». В центре этого произведения преклонение перед Богом, его могуществом и всесилием: «Поистине

Брахман — это бессмертие. Брахман - впереди, Брахман — позади, Брахман — справа и слева, он простирается вниз и вверх, он всесущее, он величайший». Примечательно, что уже здесь встречается известная нравственная заповедь — «Не делай другому человеку того, что не хотел бы делать себе».

Выдающееся место в древневосточной культуре при­надлежит также и такому произведению, как «Рамаяна», представляющему собой энциклопедию индийской народной мудрости. «Словно отблеск луны в воде, непрочна жизнь смертных, зная это непрестанно твори добро». «Украшение человека — мудрость, украшение мудрости — спокойствие», украшения спокойствия -• отвага, украшение отваги — мяг­кость». «Здоровье, стойкость, могущество - - великие блага, но они бесполезны, если нет наслаждения любовью». «Мож­но поймать тигра в чаще, птицу в небесах, рыбу в пучине вод, но нельзя поймать непостоянное сердце женщины».

Большое внимание в индийских поэтических произведе­ниях уделялось вопросам любви, воспеванию наслаждений и чувственных удовольствий. Они затрагивались в таком из­вестнейшем произведении как «Кама-Сутра». Здесь, по су­ти дела, была изложена культура половой жизни, взаимоот­ношения между мужчиной и женщиной.

Несколько отлично художественное творчество в русле буддистской традиции. В нем основное внимание уделяется теме перемен, вечного круговорота, смены времен года, состояния души, чередованию рождения и смерти. Цен-

тральное место в индо-буддистской эстетике занимает по­нятие «югэн», означающее скрытую от внешнего взора кра­соту, ту красоту, которая выявляется с помощью сосредо­точенного созерцания, отреченное™ от жизненной суеты. «Югэн» относится не к разуму, а к сердцу, связанному с высшим началом, «космическим законом». Вот почему все восточное искусство содержит в себе множество символов.

Важное место в индо-буддийской культуре занимает по­читание знаний. Один из древнеиндийских афоризмов гла­сит: «Высшим благом среди всех зовух знание: его не от­нять, оно неоценимо, оно никогда не иссякает». В Древней Индии развивались такие области знания как математика, астрономия, медицина, химия. Их характерной чертой явля­лась практическая направленность, отсутствие логического, рационального подхода.

ЛИТЕРАТУРА

Индия // Советская историческая энциклопедия. Т. 5. М., 1964. С. 846-910.

Буддизм. // Философский энциклопедический словарь. М.. 1983. С. 63—64.

Ганди М. Моя жизнь. М., 1969.

Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Восто­ке. Очерки общей теории. М., 1990.

Индия: религия и политика в общественном сознании. М., 1991.

Индо-буддийская культурная традиция // Запад и Вос­ток. Традиции и современность. М., 1993. С. 139—156.

Индуизм: традиции и современность. М., 1983.

Неру Джавахарлал. Открытие Индии. В 2-х книгах. М., М., 1989.

Новые духовные ценности. Учение Бахай. М., 1992. Ольденбург С. Ф. Культура Индии. М., 1991.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.