Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рефераты






Византия и Древняя Русь: к проблеме взаимодействия культур.

Русская православная церковь и ее роль в истории Рос­сии.

Монастырь в русской культуре и общественной жизни.

Эстетическое сознание и художественное творчество восточно-славянских племен.

Кирилл и Мефодий — создатели письменности Киевской Руси.

ЛИТЕРАТУРА

Карамзин Н. М. История государства Российского М., Т. 1, 1989.

Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. СПб., 1994. Славянская мифология. Словарь. М., 1995.

Древнерусская литература. М., 1993. Русская душа. М., 1994.

Мифы древних славян. М., 1993.

Русская культура представляет собой сложное явление для изучения. В своем генезисе и развитии она взаимодейст­вовала с различными культурно-историческими типами, ис­пытывала разнообразные влияния и сама, в свою очередь, оказывала воздействие на культурные миры других народов. Российская историческая наука сравнительно поздно начала систематическое изучение культурного прошлого России — только к началу XVIII столетия относятся первые историчес­кие исследования российской древности, а оригинальные концепции ее культурно-исторического развития появляют­ся лишь к 40-м годам XIX века. Сегодня целостное пред­ставление о феномене русской культуры складывается на основании разнообразных источников — прежде всего, это труды историков Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. М. Соловьева, К А. Бердяева; очень ценны в этом отношении памятники древнерусского летописания и книжности - с XI века в русских монастырях зарождается традиция летопи­сания. Летописи - это рукописные изложения исторических событий по годам (летам), откуда и происходит их название. Самой древней из дошедших до нас является «Повесть вре­менных лет», в которой изложены многие важнейшие собы­тия древнерусской истории. Духовный мир Древней Руси отражен в фольклоре — устном народном творчестве, в который входят сказания, былины, пословицы, обряды.

Русская история и культура имеют свою типологиза­цию: Киевская Русь, Московская Русь, Петровская или им­ператорская Россия и новейшая история, начинающаяся с XX века.

Один из самых сложных вопросов культурологической науки — проблема возникновения древнерусской культуры и истории. Ее решение осложняется множеством до сих пор не решенных и спорных вопросов. Прежде всего, это вопрос об этнической принадлежности восточного славянства: се­годня насчитывают более 20 неславянских народов, когда-то проживающих на Русской равнине — это скифы, сарматы, хазары, готы, печенеги и многие другие. Современная ис­торическая наука не считает возможным проследить проис­хождение славян от какого-либо одного народа, поскольку особенности географического расположения Русской рав­нины сделали ее открытой для заселения разным племенам и народностям. Академик А. Б. Рыбаков относит корни сла­вянства к древнейшему индоевропейскому единству, от ко­торого произошли такие этносы, как германский, романский, иранский, индийский, арабский и другие.

Дискуссионной является и проблема происхождения российской государственности: согласно летописной «Повес­ти временных лет» государственный строй на Руси основали приглашенные новгородскими старейшинами норманнские князья, один из которых — Рюрик и считается основателем российской правящей династии. Так возникла норманская теория, которая отказывает славянам в способности созда­ния собственного государства и управления им. Оппозици­онное направление, во главе которого стоял М. В. Ломоно­сов, напротив, доказывает, что государственность у славян возникла естественным путем из общинного быта. В исто­рической науке существует множество версий об этничес­кой принадлежности самих норманнов — варягов: их счи­тают норвежцами, выходцами из Пруссии, литовцами, фин­нами, а некоторые историки видят в них единоплеменников славян. Несмотря на то, что в науке до сих пор нет единого мнения по этому поводу, не отрицается факт варяжского присутствия в русской истории и их довольно быстрая сла­вянизация. Следует отметить, что аналогичные эпизоды ос­нования первых королевств норманнами имели место в ис­тории Англии, Франции, Италии. Роль варягов в государст­венном устройстве Древней Руси сводилась к созданию по­литической надстройки над уже сложившейся общинной ор­ганизацией. Древние славяне вели оседлый образ жизни, что было известно еще античным историкам - - упоминание

о славянских племенах, которые греки и римляне называли венедами, есть в трудах Плиния и Тацита. Под именем «ругов» славяне постоянно торговали на Дунае, а скандинавы именовали Древнюю Русь «страной городов», древнейшими из которых были Новгород, Полоцк, Киев, Смоленск и Чер­нигов, расположенные на речных путях. К VI веку у славян формируются основы государственности - - народное соб­рание (вече), совет старейшин, общинные принципы управ­ления.

До принятия христианства древние славяне исповедова­ли языческую религию. Боги славянской мифологии пред­ставляли различные природные силы: так, был солнечный бог Хоре, бог грозы Перун, покровитель скотоводства Белес и многие другие. Славяне верили также в духов воды, огня, земли. Богам приносили в жертву птиц, животных, были из­вестны и человеческие жертвоприношения. Культовые дей­ствия совершались жрецами-волхвами на особых святили­щах, которые назывались капищами. В их центре устанавли­валась каменная или деревянная скульптура бога, вокруг которой жгли жертвенные костры и приносили жертвопри­ношения. Обряды погребения у древних славян были раз­нообразными: кремация (сожжение), трупололожение, также нередко умершего хоронили в лодке и затем поджигали ее, а при захоронении в земле над могилой насыпали курган, причем обряд погребения нередко включал в себя и умер­щвление (убийство) жены. Древнеславянская языческая ре­лигия не имела общего пантеона богов для всех славянских племен, различия в верованиях мешали государственному и культурному объединению славян. Кроме того, язычество создавало трудности в торговых и дипломатических отноше­ниях с другими странами. Эти причины привели киевского князя Владимира к необходимости принятия единой для всех славян веры. Как рассказывается в летописях, он отправил своих послов к другим народам, чтобы они собрали сведе­ния о существующих религиях. Познакомившись с иудаиз­мом, мусульманством и христианством, Владимир сделал выбор в пользу последнего, причем его привлекла не гос­подствующая на Западе римско-католическая вера, а гре­ческое православие. Новую веру Киевская Русь приняла в 988 году от Византии. Выбор князя Владимира был обусловлен прежде всего социально-политическими и экономичен

кими причинами: торговые, культурные и политические связи Древней Руси были прочнее с христианским миром, чем с исламским, а в восточной и Юго-Восточной Европе (Бол­гария, Грузия, Армения, Греция, Хорватия) исповедовали православие. Кроме того, если в католичестве власть рим­ской церкви распространялась и на государственные струк­туры, то в православном варианте христианства церковь и государство существовали раздельно. Последствия христиа­низации для Руси были благоприятны — на основе единой религии укреплялось единство славянских племен, упрочи­вались связи с христианскими страхами Западной и Восточ­ной Европы, развивалась торговля и ремесло, распространя­лась письменность, возникла книжность, смягчились жесто­кие нравы и обычаи. Древняя Русь приобщилась к мировой христианской культуре и очень скоро стала полноправным политическим и экономическим партнером западноевропей­ских государств, а также оказывала значительное влияние на развитие общеевропейской культуры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.