Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы докладов и рефератов. Средневековая Европа и исламский мир: конфронтация и контакты.






Средневековая Европа и исламский мир: конфронтация и контакты.

Медицина в Средневековой Европе и арабских странах. Инквизиция и крестовые походы.

ЛИТЕРАТУРА

Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1989.

Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1995. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М., 1976.

Средневековье — это культурно-историческая эпоха, от­деляющая античность от Нового времени. Начало эпохи связано с падением Западной Римской империи (476 г.), ко­нец -- с первыми буржуазными революциями в Европе (XVI—XVII в. в.). В своих истоках Средневековье основыва­ется на культурных традициях античности, германского вар-

варства и восточного деспотизма. Социально-политическое и экономическое содержание эпохи определяет феодализм (от лат. Feod) - наследственное земельное владение. Фе­одальная форма собственности представляла собой личную и поземельную зависимость крестьян от феодалов. Центры общественной жизни: поместье и монастырь в раннем Сред­невековье и с XI века — город.

Христианско-феодальный мир Средневековья основы­вался на принципе строгой иерархии — считалось, что все отношения в мире строятся на основе господства и подчи­нения. В соответствии с этим общество разделялось на три сословия: в низшее сословие входили крестьяне, тор­говцы, ремесленники; к феодалам относились владельцы земли, ведущие свое происхождение от знатных предков; высшее сословие составляло духовенство. Такое деление общества считалось данным самим Богом и потому неиз­менным. Еще один принцип, которому подчинялась соци­альная жизнь в эту эпоху - регламентация, то есть следо­вание раз и навсегда установленным правилам: человек не мог избирать произвольно сословие, образ жизни, мораль и даже цвет своей одежды. С одной стороны, это препят­ствовало свободному развитию личности, с другой — дава­ло ощущение социальной защищенности.

Ведущий принцип социальной и культурной жизни Средневековья — теоцентризм (от греч. theos -- Бог), осно­ванный на догматах христианской веры. Названная в честь своего основателя Иисуса Христа - - богочеловека, приняв­шего мученическую смерть для спасения людей, христиан­ская религия возникла в I веке в Римской империи в Иудее и наряду с исламом и буддизмом она является мировой ре­лигией в отличие от национальных религий, исповедание в которых ограничено этнической принадлежностью. В IV веке христианство утвердилось в качестве государственной рели­гии в Римской империи, К X веку Западная Европа была почти полностью христианизирована, а в 989 г. крещение приняла Киевская Русь.

В основе христианского вероучения лежат элементы иудаизма, восточных религиозных культов и философских идей античности. Христианство исходит из признания един­ственности Бога, находящегося вне времени и пространства

(монотеизм); христианская этика считает смыслом жизни человека служение Богу и стремление к спасению души, нравственная сущность этой религии.изложена в Декалоге (десяти заповедях); христианская вера разделяет мирозда­ние на мир земной и небесный, а человека — на душу и тело (дуализм); христианство учит о свободной воле чело­века и загробном воздаянии или наказании за совершенные им поступки; христианская эсхатология как религиозное учение говорит о конечных судьбах мира и человека.

Священной книгой христиан является Библия, которая состоит из книг Ветхого Завета (священной также и у иуде­ев) и Нового Завета, где изложено собственно христианское вероучение. Отбор текстов в Библию (канонизация) был очень длительным, известно несколько переводов Библии — Септуагинта (на греческий), Вульгата (на латынь), в период Реформации эту книгу перевели на европейские языки. Су­ществует специальная богословская наука по толкованию библейских текстов — экзегетика. Христианская религия

имеет свой культ и обряды — Лионским собором XIII века утверждены 7 таинств, из которых важнейшими являются крещение и причащение.

Особая роль в Средневековье принадлежала церкви, которая объявила себя посредником между Богом и чело­веком. Этот религиозный институт формировали «отцы цер­кви» - - Святые Иероним, Августин, Иоанн Златоуст и дру­гие, создавшие также основы философии религии *- патри­стику (от лат. patres — отец). В 1054 году христианская церковь разделилась на Западную (Римско-католическую) и Восточную (греко-православную). Католическая церковь создала особый церковный суд - - инквизицию для борьбы с ересями (отклонениями в установленном церковью веро­учении) и призывала христиан к освобождению Гроба Гос­подня в Иерусалиме — так начались крестовые походы, ко­торые привели к вражде христианского и исламского миров.

Но Церковь в Средневековье играла и цивилизующую роль — она способствовала культурному и политическому объединению европейских государств, распространяла гра­мотность и письменность, способствовала расцвету искусства — по заказу церкви в Средневековье было создано множе­ство прекрасных памятников архитектуры, скульптуры и

иконописи. Кроме церкви и монастырей в Западной Европе в XII—XIII веках появляются новые центры культуры университеты: Парижский, Оксфордский, Кембриджский. В медицинской школе в Салерно изучают медицину по трудам Гиппократа, Галена и Авиценны, но тем не менее, медицина в Средние века была -лишена статуса науки.

Средневековье представляло собой уникальную куль­турную эпоху, в которой зарождались гуманистические иде­алы новоевропейской цивилизации, однако нередко доходящие до фанатизма религиозные верования, догматизм и авторитарность мышления препятствовали свободному раз­витию как личности, так и культурного процесса в целом.

Тема 19. Культура эпохи Возрождения.

1. Понятие Ренессанса, географические и временные границы эпохи.

2. Основные принципы культуры Возрождения.

3. Наука и медицина в XIV—XVI веках в Западной Ев­ропе.

4. Искусство эпохи Ренессанса.

Темы для докладов и рефератов Универсализм гениев Возрождения. Ф. Петрарка — первый поэт Ренессанса. Творчество В. Шекспира.

ЛИТЕРАТУРА

Культура эпохи Возрождения. М., 1987. Хлодовский Р. Франческо Петрарка. М., 1974. Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1992.

Западноевропейская культура Нового времени отделя­ется от Средневековья особой эпохой — Возрождением или Ренессансом (французский термин). Сущность этого куль­турного типа и его наименование связано с восстановлени­ем в новых исторических условиях культурного идеала ан­тичности.

В исторической науке отдельные тенденции и элементы возрожденческой культуры относят к таким странам, как Китай, Иран, Армения, Нидерланды, Франция. Но как це­лостная культурная эпоха Ренессанс имел место только в Италии периода XV—XVI веков, что было связано с особенностями социально-политического, экономического и культурного развития этой страны. Возрождение — это прежде всего городская культура и именно в Италии, состо­ящей из множества самостоятельных государств, ранее всего в Европе распространились города. Благодаря стремитель­ному развитию торговли, банковского дела, все увеличива­ющемуся и приобретающему политическую силу слою го­рожан, в Италии зарождаются буржуазные отношения, по­являются мануфактуры, где впервые применяется разделе­ние труда. Значительные изменения в политической и эко­номической сферах жизни итальянского общества потребо­вали изменений и в области духовной. Идеалы христианско­го аскетизма и дуализма, противопоставляющие дух телес­ности и объявляющие мирские радости греховными, начи­нают не соответствовать потребностям формирующегося класса буржуазии и его морали. Возникает потребность в оправдании светской жизни, в восстановлении гармоничной целостности мироздания и человека. И Италия в античной культуре нашла необходимые новому буржуазному созна­нию принципы мировоззрения - - гуманизм и антропоцен­тризм.

Таким образом, в эпоху Возрождения складывается но­вое понимание мира и человека. Принцип геоцентризма, согласно которому Бог является центром мироздания, сме­нялся антропоцентризмом, возрождающем тезис древне­греческого философа Протаргора «Человек есть мера всех вещей». Теперь индивид представляется как свободная лич­ность, наделенная разумом с безграничными возможностя­ми и он сам творит свою судьбу. Особое значение для Ренессанса и всего последующего развития западноевро­пейской культуры имел гуманизм - - система взглядов, приз­нающая человека, его свободу и счастье, важнейшими ценностями. Гуманизмом называли также культурное движение эпохи, а его деятелей — гуманистами: Ф. Петрарка, Ф. Раб­ле, Э. Роттердамский, Пико делла Мирандоло и др.

Новое гуманистическое мировоззрение прежде всего было осмыслено и воплощено в искусстве. Идеал свобод ной человеческой личности в ее гармонии с миром был создан в творчестве художников Джорджоне, А. Мантенья,. Боттичелли, Леонардо, Рафаэля, Тициана и многих других. Причем искусство в этот период настолько сближалось с наукой, что от художника требовалось хорошее знание ма­тематики, геометрии, анатомии, а Леонардо да Винчи назы­вал живопись философией. Под воздействием изменяюще­гося мировосприятия начала интенсивно изменяться наука, отказавшаяся от средневековой схоластики и догматизма. Н. Коперник и Дж. Бруно сформулировали новую гелио­центрическую систему мира, возникла новая медицинская наука — анатомия, основоположником которой считается Андреас Везалий.

В целом историческое значение эпохи Возрождения для развития европейской цивилизации сводится к восстановле­нию преемственной связи с античной классикой, формиро­ванию нового представления о мире и человеке, распрост­ранению идей гуманизма, что способствовало прогрессу культуры и развитию личности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.