Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика докладов и рефератов. Энциклопедия и энциклопедисты.






Энциклопедия и энциклопедисты.

Всемирно-историческое значение Великой французской буржуазной революции.

Жан-Жак Руссо о воспитании.

ЛИТЕРАТУРА

Ильина Т. В. История искусств. М., 1993. Французское Просвещение и революция. М., 1989. Руссо Ж.-Ж. Юлия, или Новая Элоиза. М., 1983.

К концу Средневековья формирующееся буржуазное сознание и мораль вступают в противоречие с системой ду­ховно-нравственных ценностей, утверждаемых Римской цер­ковью, в результате чего возникает движение Реформации, направленное против католицизма и стремящееся возродить чистоту первоначального христианства. Во главе этого про­цесса стоял Мартин Лютер, отрицающий посредническую роль церкви между Богом и человеком. Движение Рефор­мации привело к созданию нового христианского вероучения - - протестантизма (от лат. pretest — против, несоглас­ный) и образованию группы церквей, независимых от Рим­ской (лютеранская в Германии, англиканская в Англии и др.). Культурно-историческое значение Реформации двойственно: с одной стороны, ряд европейских государств Северной Ев­ропы обрел национальную независимость и освободился от духовной и политической власти Рима, начала распростра­няться веротерпимость и складываться новая религиозная этика, которая впоследствии стала одним из решающих факторов становления экономики капитализма. С другой стороны, Реформация внесла в западный мир религиозные войны и конфликты, что привело к глубокому -кризису в со­циальной и духовной сферах жизни.

К XVII столетию в Европе в основном завершается процесс формирования наций, образуются большие независи­мые национальные государства, сословная монархия пере растает в абсолютную. Но к середине века абсолютизм ут­рачивает свой прогрессивный характер, феодализм всту­пает в кризисную стадию и к концу столетия в развитых странах Запада складывается ситуация глубокого полити­ческого, социально-экономического и духовного кризиса феодально-абсолютистского строя. Возникает потребность в новом культурном идеале, в новых духовных ценностях и идеологии, которая реализуется в концепции Просвещения, представляющего собой историческую эпоху, культурное

движение и мировоззренческую теорию, объявляющую ра­зум важнейшим средством познания и преобразования мира. Классической страной Просвещения стала Франция XVIII столетия, в ее философии наиболее полно выразилось новое мировоззрение, поэтому французских философов этого

времени называли просветителями (Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, Волтьер, Ш. Монтескье). Концепция Просвещения сложи­лась и распространилась благодаря издаваемой Д. Дидро знаменитой «Энциклопедии, или Толковому словарю наук, искусств и ремесел» (1751—1780), статьи в которую писали все известные просветители. В Англии просветительские идеи разрабатывали Т. Гоббс и Дж. Локк, в Германии И. Кант, Г. Э. Ф. Лессинг, в России А. Н. Радищев, М. В. Ло­моносов.

Просветители критиковали абсолютизм и феодализм, выступали против церкви, поддерживающей феодальные отношения, а недостатки современного им общества видели в невежестве и необразованности, поэтому главным сред­ством изменения действительности они считали воспитание, образование — то есть просвещение, откуда и произошло название эпохи. В просветительской теории общественного прогресса мировая история рассматривается не как управ­ляемая провидением (божественной волей), а как естест­венный процесс, причем человечество в своем развитии проходит путь от низшей ступени (дикость и варварство) к высшей (цивилизация и культура). Эта теория была очень популярна в Европейских странах, и только философ Ж.-Ж. Руссо выступил с ее критикой. Он считал, что нет никаких оснований говорить о прогрессе в истории человечества, так как если критериями прогресса считать социальную справедливость, свободу и счастье людей, то «естественный человек» (так Руссо.называл дикаря) жил в гармонии с природой и обладал счастливым сознанием, а «исторический человек», то есть цивилизованный, не знает этой гармонии, его жизнь основана на неравенстве во всех сферах. Только через особую систему воспитания, ориентированную не на разум, а на чувство, человек имеет возможность вновь об­рести целостность и гармоничность своего существования. Эти идеи Ж. Ж. Руссо изложил, в романах «Эмиль, или О воспитании» и «Юлия или Новая Элоиза».

В художественной жизни XVII века ведущее значение имели два стиля - - классицизм и барокко. Эстетика клас­сицизма наиболее полно воплотилась в театральном 'искус­стве, не случайно XVII столетие называют «золотым веком театра». В драмах и трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина рас­крывается проблема конфликтных взаимоотношений чело­века и общества. В основании классицистского художествен­ного метода лежит рационализм, поэтому для произведений этого направления характерна ясность, и простота стиля, монументальность, строгое следование правилам и нормам. Если классицизм воплощал возвышенные идеалы, отдавал предпочтение разуму перед чувствами, то другое ведущее направление искусства XVII века -- барокко, выражало тра­гизм мироощущения и своими свободными и динамичными композициями, патетикой и аффектацией оказывало глубо­кое воздействие на эмоциональный мир личности.

В XVIII веке в идеологии Просвещения огромное значе­ние придавалось искусству, так как оно считалось одним из важнейших средств воспитания совершенного человека. Многие просветители были не только философами, но и писателями и свои идем воплощали в художественной фор­ме: «философскую прозу» писали Вольтер, Д. Дидро, Ш. Монтескье, а Ж.-Ж. Руссо был одним из основополож­ников нового направления в искусстве — сентиментализма, для которого характерно особое внимание к переживаниям человека, культ чувств и естественности. Многие идеи Рус­со оказали глубокое воздействие на культуру последующей эпохи — Романтизм.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.