Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тематика докладов и рефератов. Древнерусская иконопись и архитектура






Древнерусская иконопись и архитектура. Русский драматический театр.

Поэзия и ее роль в общественной жизни России. Медицинская наука в России: школы, направления, от­крытия,

ЛИТЕРАТУРА

Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1976.

Древнерусская литература. Хрестоматия. М., 1986. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись. М., 1974. Сапунов Б. В. Книга в России в XI—XIII веках. М., 1978.

Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История рус­ской культуры. М., 1990.

Духовная культура России представляет собой очень богатое, сложное и интересное явление. Эстетическое соз­нание русского народа начинает свое формирование в глу­бокой древности — в мифологии и народном творчестве восточных славян. Еще в языческий период славянские го­рода были известны своими каменными и деревянными по стройками, было развито декоративно-прикладное искусст­во, а фольклор (устное народное творчество) отличался жанровым и тематическим разнообразием: это свадебные песни, похоронные плачи, трудовые и колыбельные песни, гадания, хороводы, игры, загадки и пословицы. В X веке сло­жился героический былинный эпос, в произведениях кото­рого рассказывается об исторических событиях и героях Древней Руси.

Литература появляется на Руси с конца X века - - это одна из древнейших литератур в Европе. Ее распростране­ние связано с принятием христианства на Руси. Древнерус­ская литература существовала в различных жанрах: это ле­тописи, жития (рассказы о жизни святых или исторических деятелей), художественные произведения. В связи с воз­растающим интересом к научному и гуманитарному знанию в XIV—XVII веках переводится иностранная литература; «Христианская топография», «Шестоднев», «Физиолог» и многое другое. В XV веке немецкий мастер Иоганн Гутен­берг создал книгопечатание, а в 1553 году Иван Федоров начал книгопечатание в России, издав первую русскую кни­гу — «Апостол», он же выпустил первый русский букварь. К началу XVII века возникают новые виды литературы -драматургия и стихотворчество, а при дворе царя Алексея Михайловича организуется театр.

Особую роль в древнерусском искусстве играла иконо­пись. Это культовое искусство перенесено на Русь из Ви­зантии. Решение изображать Бога на иконах не сразу было принято церковью — после острой дискуссии среди бого­словов на 7 Вселенском соборе было утверждено иконопо­читание, а затем был специально разработан иконописный канон — правило написания икон. Первоначально иконы для русских храмов создавали греческие мастера, но уже в XI— XII веках появляются русские иконописцы, а в XIV—XV сто­летиях возникают национальные иконописные школы (Нов-

городская, Псковская, Московская), появляются выдающие­ся иконописцы Феофан Грек, Дионисий, Андрей Рублев, возникает уникальное явление мирового искусства — рус­ская иконопись.

Из Византии Древняя Русь заимствовала так же и ка­менную архитектуру, причем очень скоро русские архи­текторы начали создавать храмы, превосходящие греческие образцы: это знаменитые Софийские соборы в Киеве и Нов­городе, Собор Спаса Преображения в Чернигове. К XV! ве­ку в русской архитектуре преобладающим становится шатро­вый стиль, ярким образцом которого может служить цер­ковь Вознесения в Коломенском под Москвой, которую счи­тают одним из самых совершенных и гармоничных памят­ников мировой архитектуры.

Средневековый период в истории России, особенно пе­риод Киевской Руси, отличался высоким уровнем образо­ванности городского населения. Широко распространено было знание иностранных языков, существовал повышен­ный интерес к естественным и историческим наукам, а так­же к философскому знанию. Важное значение придавалось школьному образованию, обучению чтению, письму, ариф­метике и основам вероучения. При крупных монастырях существовали школы высшего типа, где давали знания по грамматике, философии, истории, географии, естествозна­нию и богословию. В 1687 году было основано первое в России высшее учебное заведение - Славяно-греко-латинская академия.

Научная мысль XVII столетия развивалась по нескольким основным направлениям: особенно значительный вклад рус­ская наука этого периода внесла в географию — была сос­тавлена сводная карта России (Большой чертеж); исследо­вана и описана Сибирь, составлены географические карты и атласы Азии, а благодаря исследованиям Н. Спафария евро­пейские ученые получила подробные, неизвестные до того времени сведения о Китае. Большой интерес вызывала также астрономия, причем астрономические наблюдения велись с помощью оптических приборов. Появилась первая печатная работа по истории — «Синопсис» И. Гизеля, содержащая очерк русской истории. Медицинская наука основывалась на трудах иностранных ученых, но в то же время накапливался

к обобщался собственный опыт врачевания — тек, священ­ник Афанасий издал «Лечебник», в котором описал различ­ные заболевания и лекарственные средства. Большое значе­ние придавалось лекарственным травам, их лечебные свой­ства описывались в популярных «Травниках». Для развития практической медицины был создан Аптекарский приказ.

Средневековая Русь отделяется от новой России рефор­мами царя Петра I, которые глубоко изменили духовную и социальную жизнь русского общества и настолько ускори­ли развитие экономики, промышленности, строительства, военного дела, образования, что за короткий срок Россия.стала одной из самых развитых стран Европы, а благодаря военным победам над турецким флотом и шведской арми­ей, считавшимися в то время сильнейшими, усилила свое по­литическое влияние как на Западе, так и на Востоке. Глуби­на и темпы преобразований во всех областях социальной жизни, происходившие в Петровской России, не имели ана­логов в Европе. В то же время, политика европеизации, на­саждение европейских культурных ценностей и западного об­раза жизни встречали сопротивление в народе и по-разному оценивались в последующих веках.

XVIII век в истории и культуре России отмечен глубоким влиянием европейского, и особенно французского Просве­щения. В этот период формируются новые представления о мире и человеке, распространяются идеи западного раци­онализма, большое влияние уделяется образованию, откры­ваются государственные учебные заведения, стремительно развивается научная мысль. Формирование русской науки связано, в первую очередь, с именем М. В. Ломоносова — первого русского академика, ученого и поэта. Ломоносов был ученым-энциклопедистом, его научная деятельность была исключительно разносторонней: большую научную ценность представляли его труды по геологии, физике, ге­офизике, химии, металлургии, астрономии, истории, он сфор­мулировал и экспериментально доказал закон сохранения материи и движения, который позднее снова был открыт А. Лаваузье. Не случайно А. С. Пушкин сравнивал Ломоно­сова с целым университетом, а университет в Москве, от­крытый в 1755 году благодаря этому ученому, носит его имя.

Русское общество XVIII века проявляло большой инте­рес к естествознанию, проводились исследования по анато­мии и физиологии. В этот период создаются основы госу­дарственной медицины, открываются первые аптеки и боль­ницы, а врачи занимаются не только практической деятель­ностью, но и научной, складывается система среднего и выс­шего медицинского образования (медицинские училища, медицинский факультет Московского университета). Хотя высшего фармацевтического образования в России до кон­ца XVIII века не было, но знания по фармации постоянно накапливались. Так как лекарственные средства того време­ни имели растительное происхождение, аптекари должны были самостоятельно выращивать и собирать растения, по­этому при столичных аптеках создавались ботанические са­ды, где велась активная исследовательская работа.

В художественной жизни XVIII столетия во всех евро­пейских странах, включая Россию, классицизм был господ­ствующим стилем. Ранний этап становления этого направле­ния в России был связал с творчеством В. К. Тредиаковско­го, М. В. Ломоносова, А. П. Сумарокова; во второй полови­не века классицизм достигает вершины своего развития в драматургии Д. И. Фонвизина, Б. Н. Капниста, В. И. Майко­ва, Г. А. Державина. В архитектуре и скульптуре в стиле классицизма построены Дом Пашкова в Москве (архитектор В. И. Баженов), здание Сената в Кремле (М. Ф. Казаков), Таврический дворец в Петербурге (И. Е. Старое), создан знаменитый «Медный всадник» Э. Фальконе. К классицист­скому направлению относится живопись В. Л. Боровиковского, Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и многих других русских художников.

Конец XVIII — начало XIX веков — это период станов­ления русского национального самосознания. Огромное вли­яние на этот процесс оказала победа в войне с Наполеоном и освобождение в 1812 году русской армией Западной Евро­пы. В результате в русском обществе усилились патриоти­ческие и гражданственные тенденции. Но феодальные отно­шения, неограниченная монархическая власть, отсутствие политических прав и свобод мешали социальному и куль­турному развитию России, вызывали в нем глубокие проти­воречия и конфликты. Ответом на эти негативные явления стало движение декабристов и возникший в 40-е годы XIX

века и продолжающийся до сих пор спор между сторонни­ками западной ориентации развития страны и привержен­цами ее самобытного, национального пути.

В XIX столетии особенно интенсивно развивается рус­ская наука, многие ее открытия и достижения имели миро­вое значение. Так, в 20-е годы XIX столетия М. П. Лазарев и Ф. Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду, а позднее рос­сийский путешественник П. П. Семенов-Тян-Шанский, а также Ч. Ч. Валиханов, Н. Н. Миклухо-Маклай совершили геогра­фические открытия мирового уровня. Выдающимся событи­ем всемирной науки стала разработка Н. И. Лобачевским неевклидовой геометрии, которая глубоко изменила пред­ставления о пространстве и его свойствах. В области техни­ки европейское признание получили открытия Н. П. Ябло­кова, Б. С. Якоби, В. В. Петрова и многих других русских ученых. Крепостные мастера братья Е. А. и М. Е. Черепано­вы построили паровую железную дорогу. Всемирно извест­ны достижения русских авиаторов А. Ф. Можайского, Н. Е. Жуковского, а в конце XIX века начал свою работу в облас­ти ракетодинамики основоположник современной космо­навтики, школьный учитель из города Калуги К. Э. Циолков­ский. Нельзя не вспомнить выдающееся открытие А. С. По­пова - радиотелеграф. В это время также создается рус­ская химическая школа, которую основали профессора Ка­занского университета Н. Н. Зинин и А. М. Бутлеров, а в 1869 году Д. И. Менделеев открывает периодический закон химических элементов. Не менее значительны были дости­жения русской науки и в области медицины: Н. И. Пирогов явился основателем военно-полевой хирургии и впервые применил наркоз в роенных условиях, а его «Топографичес­кая анатомия» была признанным учебным атласом в евро­пейских странах. Огромный вклад в развитие учения о выс­шей нервной деятельности внесли работы Н. М. Сеченова и среди них его выдающийся труд «Рефлексы головного мозга». Н. И. Мечников и О. А. Ковалевский создали срав­нительную эмбриологию, кроме того, Мечников заложил основы учения об иммунитете, открыл явление фагоцитоза. Основоположником эволюционной морфологии стал А. Н. Бекетов, а в области физиологии растений выдающиеся от­крытия принадлежат К. А. Тимирязеву.

Рубеж XVIII — первая половина ХIХ веков в художест­венной культуре России отмечен значительным влиянием ро­мантизма. В искусстве преобладают идеалы свободы, а ху­дожественный язык отличается глубокой эмоциональностью. Черты нового направления можно проследить в портретной живописи О. А. Кипренского, пейзажах С. Щедрина, творче­стве К. П. Брюллова, поэзии В. А. Жуковского. В архитек­туре по-прежнему преобладает классицизм — в этом стиле разрабатываются городские ансамбли Москвы и Петербур­га, создает свои шедевры К. И. Росси (Михайловский дворец, здания Сената и Синода). К середине столетия общей тен­денцией русского искусства стал реализм, что нашло отра­жение в творчестве великих русских поэтов и писателей: А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тур­генева, А. Н. Островского. К концу столетия русская литера­тура достигает вершины своего развития в творчестве Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. В этот же период формиру­ется объединение русских композиторов «Могучая кучка», в которое входили М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, развивающие в своем искусстве традиции русской музыкальной культуры, заложенные М. И. Глинкой и А. Ф. Даргомыжским; становится популярным творчество •П. И. Чайковского. В русской живописи возникает художе­ственное объединение «Товарищество передвижников», в которое входят такие мастера, как И. И. Левитан, И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков и другие. Название группы появилось в связи с программой передвижения вы­ставок по разным городам России. Творчество художников этого направления отличается демократизмом языка, стрем­лением к абсолютной реалистичности изображения социаль­ных конфликтов. Другое популярное объединение — «Мир искусства», в которое входили художники К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. А. Врубель, основывается на эстетическом прин­ципе «искусство для искусства», утверждающего самоцен­ность и свободу художественного творчества. Конец XIX— начало XX веков получил название «серебряного века» русской художественной культуры. В это время параллельно существуют самые разнообразные стили и направления в искусстве, формируется эстетика и художественная практика модернизма. Его подготовительными стадиями был симво­лизм (поэзия 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, К. Д.

Бальмонта, акмеизм, (творчество поэтов Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой, О. А. Мандельштама), футуризм (к нему принадлежали В. В. Хлебников, В. В. Маяковский). Событием мирового значения стал возникший в начале века русский авангард (В. В. Кандинский, П. Н. Филонов, К. С. Малевич, М. 3. Шагал и другие), оказавший решающее влияние на дальнейшее развитие европейской художественной культу­ры. В советский период единственным направлением и офи­циальным искусством стал социалистический реализм, на первом плане в котором стояла не художественность, а идейность. Однако, и в рамках этого направления возни­кали выдающиеся явления мирового искусства — музыка С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна, Д. Д. Шостаковича, литературные произведения М. А. Шолохова, А. М. Горько­го, фильмы режиссеров А. Довженко, Г. В. Александрова и других. В 60-е годы формируется оппозиционное соцреа­лизму направления - контркультура, которая сегодня полу­чила не только национальное, но и международное призна­ние.

Российская наука советского периода развивалась в сложных политических условиях — ученые почти не имели контактов с зарубежными коллегами, преследовалось и зап­рещалось свободомыслие и отступление от партийных прин­ципов, в естественных и гуманитарных дисциплинах насаж­дался вульгарный материализм, философия могла развивать­ся только в рамках марксизма. Многие деятели русской культуры и науки были подвергнуты репрессиям — в 20-е годы страну покинули выдающиеся философы и ученые, сре­ди них Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Л. П. Карсавин и дру­гие, образовавшие явление «русского зарубежья», а многие из оставшихся погибли в сталинских лагерях. С 50-х годов в связи со смертью И. В. Сталина в советском обществе на­ступает более благоприятный период для развития науки и культуры. На этом этапе научно-технического прогресса

ведущая роль принадлежит физике, причем фундаменталь­ные исследования в этой области имели мировое значение. Так, за разработку теории жидкого гелия выдающемуся фи­зику Д. Д. Ландау была присуждена Нобелевская премия; в 1957 г. группой российских ученых был создан синхрофазот­рон и в физической науке возникло новое направление — физика высоких и сверхвысоких энергий. Исследования Н. Г.

Басова и А. М. Прохорова в области квантовой электроники были отмечены также Нобелевской премией, впервые был создан лазер и открыта цветная голография. Всемирно из­вестны работы российских авиаторов, а в области космо­навтики, благодаря работам К. Э. Циолковского, С. П. Ко­ролева и других был осуществлен первый в истории чело­вечества запуск искусственного спутника земли, а затем космического корабля «Восток» с первым в мире космонав­том Ю. А. Гагариным на борту. Мировое признание получи­ли успехи российских ученых в области химии — широко из­вестны работы А. Е. Арбузова, Б. А. Арбузова; Нобелев­ской премией отмечена разработанная Н. Н. Семеновым те­ория химических цепных реакций. Так же интенсивно разви­ваются биология и медицина — крупным научным открыти­ем стали работы по расшифровке структуры белка, ученым удалось получить искусственные гены. Российская наука раз­вивается по многим направлениям и с каждым годом вносит разнообразный и значительный вклад в мировую научную мысль.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.